История оДНОго города, оказавшегося на перекрёстке ключевых событий

  До конца XIX века поселение, расположенное в Шелонской низменности, было обыкновенной непримечательной деревней. Таким бы оно оставалось и до наших дней, если бы не промышленный бум. Для экспорта отечественных товаров в страны Европы было принято решение строить новую ветку – Бологое – Псков. В Дно вообще-то полноценную станцию делать не собирались (выше полустанка деревня не тянула), но слишком уж длинное плечо выходило на этом участке. Проект подкорректировали. И в 1897 году свеженькая станция, со своим депо и специалистами из обеих столиц, принимала уже первый паровоз.
  Прибывая на станцию Дно, сложно унять волнение. Словно попадаешь в какую-то вне­временную воронку. Всё равно что войти в дом Ипатьевых. Или ступить на землю крупного военного сражения… Да-да, именно здесь почти век назад история нашей страны вместе с царским поездом повернула вспять… Сегодня редкие здания старой кирпичной кладки зияют вдоль полотна пустыми окнами. Из привокзального палисадника тянут руки-ветки деревья – очевидцы тех далёких событий. Город молчит. Странно, но даже голоса громкой связи не кажутся хозяйскими в этой печальной тиши.

  Тупик
  В те мартовские дни станция Дно принимала, пожалуй, самый уникальный поезд в своей истории. Сложная была пора. Время деморализации, неопределённости, напряжённого ожидания: как повернёт кривая истории, что будет с Россией? Полыхала затянувшаяся война. Разгорался революционный Петроград. Стремясь разобраться в ситуации, Николай, оставив Ставку, следовал в столицу.
  В это самое время начальнику станции Дно большевику Ивану Зубрилину поступило от Совета рабочих депутатов прямое телеграфное сообщение: «К вам двигается поезд с императором, необходимо его задержать, примите меры, загромоздите пути крушением вагонов другого поезда, этого требует от вас революция».
  Крушение железнодорожникам организовать не удалось. Но поставленную задачу они выполнили. Перевели стрелки и загнали царский поезд в тупик… Скоро в составе уже хозяйничали представители ревкомов. Звучали речи об аресте. С большим трудом Николаю со свитой удалось вырваться из этой «ямы». Поехали в Псков, остановились там… Правда, ситуации это уже не меняло. Через день его вынудят отречься от престола.

  Крест города Дно
  Православные говорят, что этот грех нужно отмаливать. Поэтому возле вокзала, по соседству с раритетным паровозом, установленным «в честь революционных, боевых и трудовых традиций дновских железнодорожников», два года назад появился покаянный крест. Парадоксальное соседство. Как и сама история…
  – Когда мы собирались устанавливать его, произошла трогательная история, – рассказал нам священник дновской церкви Архангела Михаила отец Сергий. – Взрослые, которые должны были нести крест, не сразу заметили его, прошли мимо. А когда оглянулись, увидели, что крест подхватили дети! Ребятишки пронесли его несколько километров, до самой станции, где мы его и установили.
  Священнику Сергию – 27 лет. Проводит службы, принимает паломников… Перед нашим приходом церковь посетила группа юношей, учащихся местного ПТУ. Спрашиваем, о чём беседовали.
  – О любви, – говорит молодой батюшка. – О том, что это главное наше предназначение. Что любовь проявляется в поступках: умении прощать, стремлении помогать друг другу. Что это не просто. Это тяжёлый труд, постоянная работа над собой.
  – И как воспринимают это 17-летние недоросли?
  – Когда зашли – перекрестился всего один. Когда выходили – перекрестились все.

  Высоко-высоко
  Отдельная страница города Дно – Великая Отечественная.
  – Вот Герои Советского Союза, защитники и подпольщики Дно, – рассказывает заведующая музейным отделом городского ДК Галина Колодина, показывая на портреты молодых мужчин и женщин.
  История каждого – как песня.
  Анастасия Бисениек. Работала на станции, передавала информацию о графике движения немецких эшелонов партизанам. Была разоблачена, схвачена. После зверских пыток утром её вывели на берег реки Шелони. Поднималась заря, по траве стелился утренний туман, пели птицы… Торжество жизни! «Видишь это! – сказали ей фашисты. – Назовёшь фамилии связных – останешься жить». Очевидцы говорят, что умирала Анастасия с улыбкой на устах.
  Алексей Антоненко – детдомовец, мечтавший стать лётчиком. И ставший им! Успевший своими руками прикрутить золотую звезду к гимнастёрке. За 34 дня своей войны он сбил 11 вражеских самолётов. «В городе есть улицы, названные именами наших героев, – говорят в Доме культуры. – Есть Молодёжная, Заводская. А вот Антоненко нет! Мы обращаемся в администрацию, а нас словно не слышат. Вот такая память. Некрасиво, неправильно».
  Некоторое время назад в новостях прогремело имя Арнольда Мери, заместителя политрука роты Красной армии, эстонца по национальности. В июле 41-го ему, четырежды раненному, удалось остановить бегство однополчан, теснимых немецким десантом, и организовать оборону подступов к городу Дно! Мери стал первым эстонцем – Героем Советского Союза. Правда, вспомнили о нём сегодня совсем не для того, чтобы одаривать лавровыми венками. По настоянию эстонских националистов бойца судили «за геноцид собственного народа». «А точнее, за заслуженное наказание тех, кто воевал на стороне фашистов», – говорят его защитники.
  Мери умер в 2009-м, в пик этой травли, отказываясь от всех инкриминируемых ему обвинений.
…В Дно не забыли героя своего города. И, кажется, никогда не забудут. Как и многих других, известных и безвестных. Вознёсших своими подвигами этот городок Псковской области из его болотистой низины, из его противоречивой истории куда-то очень и очень высоко.
  Сергей Прудников,   фото автора

  Семейные традиции
  Сегодняшнее Дно, как и много лет назад, – железнодорожный город. На магистрали трудится около трети жителей. «Зарплата, стабильность», – перечисляют преимущества «железки» дновцы. Правда, некоторые идут сюда, что называется, по идейным соображениям, по призванию.
  Григорьевы, Гавриловы – представители замечательных железнодорожных династий города. В 30-е годы ХХ века Дно прославили братья Сапожниковы. Иван, Владимир и Пётр были участниками стахановско-кривоносовского движения, одними из первых, кто водил тяжеловесные составы. Сегодня, в начале ХХI века, на Октябрьской дороге трудятся их потомки, в том числе помощник машиниста Дновского депо Владимир Швец.
   В конце позапрошлого века в строительстве местного депо приняла участие Анастасия Матвеева. По её стопам пошли дети, внуки... А теперь уже и праправнуки! «Конечно, мы выбрали железную дорогу, уже семейная традиция», – говорят потомки. Это Тамара, Владимир, Алексей Матвеевы, Евгения Моргунова, Александр Трофимов, Наталья и Денис Тимофеевы, работники ремонтного, эксплуатационного депо, станции.
   26 марта 2010 года. Газета "Октябрьская магистраль".
  *** Примечание Юрия Киселева. Все-таки, при всем уважении к автору и газете "Октябрьская магистраль", считаем своим долгом подчеркнуть, что согласно воспоминаниям современников, едущих в обоих литерных поездах, НИКАКИХ препятствий на станции Дно для движения не было. Просто поезда поменялись местами. Приписывать станции Дно скорбную и мистическую роль станции Псков  исторически неправильно. Все началось с воспоминаний Шляпникова, одного из трех оставшихся в Петрограде большевиков. Телеграмма-то была, только никто ее не собирался выполнять. Царя предали свои генералы в Пскове. Незачем приписывать это зло большевикам, им и своего хватает.


[Участки дорог] [Общая карта дорог] [Предприятия и учебные заведения] [Расписания] [Дороги узкой колеи]
 [Соавторы проекта] [Музеи] [Библиография] [История обновлений] [Разное
]


© Copyright 2001-2013 URAKIS