Создавая страничку о Псковских
железных дорогах нельзя не уделить внимание одному событию, произошедшему
86 лет назад на псковских рельсах. Факты взяты из разных источников,
и мне не хотелось бы любой из них брать на веру. Каждый пишет субъективно,
в меру своего понимания действительности и желания угодить своему читателю.
В память о тех событиях на стене псковского вокзала с 1997 года висит
памятная доска, построена часовня,
может быть, будет и мемориальный вагон..
В ночь с 12 на 13 марта (с 27 на 28 февраля по новому стилю) 1917 года Император Николай II убыл из Могилева в Петроград. Два поезда, собственный Его величества и так называемый свитский, следовали друг за другом с часовым интервалом.
Состав царского поезда: в центре вагон его величества ( спальня, кабинет), с одной стороны- свитский вагон ( 8 отделений), с другой стороны- вагон- столовая с отделением салона для приема, далее- кухня с буфетом, вагон с военно- походной канцелярией , и последним был вагон, где помещались железнодорожные инженеры и начальник той дороги, по которой следовал поезд. На остановках государь гулял в сопровождении дежурного флигель- адъютанта с противоположной от платформы стороны.
После Вязьмы , когда свитский поезд шел первым, около16 часов 13 марта(28 февраля) от путевого инженера в свитском поезде (где ехал генерал Дубенский, который описывал в средствах массовой информации поездки императора) стало известно о Временном правительстве, о телеграмме Бубликова (член масонской ложи, почетный гражданин Екатеринбурга, комиссар Временного комитета Государственной Думы в МПС, позже министр путей сообщения во Временном правительстве, 3 марта прятал документ об отречении у себя в канцелярии, что доказывает его не последнюю роль в описываемых событиях) о вступлении в должность и телеграмме его помощника- коменданта Николаевского вокзала Петрограда поручика Грекова с требованием направить литерные «А» и «Б» в Петроград, а не Царское Село. Бубликов и Греков устанавливают контроль за прохождением всех воинских составов, требуя информацию о количестве и видах войск. Они приказывают не выпускать военные поезда со станций без особого разрешения Временного комитета. Дубенский запиской сообщил об этом на следовавший сзади царский поезд . Советский историк Касвинов позже писал, что генерал Дубенский советует повернуть в Псков. Здесь он явно намекает на участие в заговоре людей из свиты императора, очень уж гладко все прошло. На одной из станций оставили офицера с запиской.
Но в 00.00 в Бологое свитский поезд ждала телеграмма с ответом императора- в Царское Село!
В 01.00 свитский поезд прибыл в Малую Вишеру, и стало известно, что Тосно и Любань под контролем восставших рот лейб- гвардии Литовского полка ( накануне взбунтовался, убив своего командира, запасники- что с них взять?) с пулеметами, как рассказал прибывший оттуда офицер, сам чудом уцелевший. Позже стали говорить о завалах на путях. По всей видимости, хотели приукрасить историю, придать беспорядкам видимость организации.
В 02.00 подошел поезд Его величества. Дубенский утверждал, что Николай II приказал вернуться в Бологое, а затем в Псков. Флигель- адъютант царя полковник Мордвинов, который ближе был к начальству, пишет, что решили вернуться в Бологое, а затем через Старую Руссу, Дно, Вырицу проследовать в Царское Село, а не сразу в Псков. В Дно обещал подъехать на переговоры Родзянко.
Царский поезд из Малой Вишеры пошел первым, свитский - вторым. В Старой Руссе огромная лояльная толпа, полиции и жандармов почти не видно. Здесь паровоз отцеплен и набирает воду. Николаю II сообщили, что мост на Виндавской (Витебское направление) дороге то ли испорчен, то ли разрушен, и что Иванов прошел Дно. Медленно! Расстроенным Государем принято решение ехать на Псков, чтобы по Варшавской дороге через Лугу и Гатчину проехать в Царское Село. Отправили телеграмму Родзянко, чтобы тот с председателем Совета Министров князем Голицыным ехал тоже в Псков. Телеграфировали также в Псков Рузскому в 13.05, что «следуем через Дно на Псков». Там планировалась небольшая остановка для встречи с Родзянко.
Шляпников (член Русского бюро ЦК РСДРП, один из трех видных большевиков наряду с Молотовым и Залуцким, бывших в это время в Петрограде ) в 20-х годах писал, что железнодорожники Дно не пропускали царя. После переговоров «они получили распоряжение» (чьё? Бубликова? Члена Верховного совета Великого Востока народов России Некрасова?) отправить императора в Псков.
По появившейся позже версии советских историков восставшие готовили крушение в районе станции Полонка ( перед Дно). По фальшивой путевке навстречу царским был отправлен товарный поезд, а вдогонку ему в 13 часов - паровоз машиниста Суворова для организации крушения. Однако он был остановлен жандармами. Вслед за товарным поездом и "арестованным" паровозом направили еще балластную вертушку из локомотивного депо Дно. Но из-за перевода стрелки стрелочником станции Полонка вертушка оказалась в тупике.
Дубенский же утверждает, что здесь поезда просто поменялись местами. Свитский проследовал ходом, царский стоял. Все было спокойно, помахали друг другу ручкой. Таким образом царские поезда без особых приключений прибыли на станцию Дно, также и убыли. Если была попытка покушения, почему никто из тех, кто ехал в этих двух поездах, не описал этого в своих воспоминаниях? Ведь описаны все подробности, вплоть до деталей интерьеров и прогулок. Какой смысл им это скрывать? Или попытки остановить императора были столь незначительны, что о них даже не докладывали? А , может быть, позже действительность приукрасили в угоду политической конъюнктуре, как позже сделали с событиями 23-24 февраля 1918 года под Псковом? Ведь и сейчас в случае на станции Полонка уже акцентируют внимание не на герое- машинисте Суворове, а на бдительном неизвестном стрелочнике, предотвратившем аварию на транспорте. Модно или из желания похвалить работников будущей Октябрьской железной дороги?
14 (1)марта поезда прибыли в Псков. По Касвинову: в 10 часов вечера загнали в глухой тупик на неосвещенные пристанционные пути. Что- то в этой метафоре есть. Рузский позже объяснял, что визит императора был для него неожиданен, и он распорядился, чтобы прибытие царя прошло незаметно. Интересно, для кого? Прифронтовой запуганный город, темень ночью, фонари только у штабов, пустота на улицах днем, даже Троицкий собор в дневное время закрыт. Это впечатления членов свиты, пожелавших ознакомиться с местными достопримечательностями. Позже, в октябре, здесь целую ночь провел Керенский - его тоже никто не заметил.
Дубенский пишет, что свитский поезд подошел к Пскову в 7 часов вечера. Темноватая станция (по Мордвинову вообще 2-3 тусклых фонаря), народу немного, одни железнодорожники. Губернатор, несколько чиновников с ним, пограничный генерал, почетного караула нет! Все решено? Пустынно, поезда из Питера не ходят. Через час (по другим данным в 19.30) подошел царский поезд, встречающих больше не стало! Флигель- адъютант Мордвинов, который ехал во втором поезде, кроме губернатора, дежурного помощника по станции и караульного, больше никого не видел. Выглянул из-за угла офицер и скрылся, а через несколько минут подошел генерал Рузский - последняя надежда царя. К тому времени Николай успел принять губернатора. Уважающий себя генерал при приближении государя уже давно бы стоял на платформе.
Если бы император знал, что еще 9 февраля 1917 года в кабинете председателя IV Государственной думы Родзянко состоялось совещание, на котором присутствовал генерал Рузский и полковник Крымов. Здесь обсуждались детали переворота, который должен был произойти в апреле 1917 года - во время очередной поездки государя в Ставку в Могилев постараться задержать царский поезд (эта задача возлагалась на главнокомандующего Северным фронтом Рузского), а арестовав царя заставить его отречься от престола.
Поезд Рузского стоял рядом, надо было только перейти рельсы. Сюда Рузский перебрался в связи с приездом государя. Штаб Северного фронта располагался в здании на берегу Великой и улице Георгиевской. По некоторым сведениям именно в том здании печатался текст отречения. "Теперь надо сдаться на милость победителя", - сказал генерал свите императора. Победителей представлял он.
В 22.30 начальник штаба Северного фронта дал телеграмму, что оба литерных в Пскове.
Что происходило ночью и на следующий день - общеизвестно. Вскоре царь пригласил Рузского к себе , и в ходе затянувшейся за полночь беседы с ним Николаю II воочию пришлось убедиться в предательстве генерала, неожиданно предъявившему самодержцу требование об его немедленном отречении от престола. Давление генерала русской армии было столь велико (фактически, царь был полностью в его руках) что в 0 часов 20 минут 2 марта Николай II послал генералу Иванову приказ не предпринимать никаких действий по борьбе с заговорщиками. Впрочем, едва ли Иванов мог что либо сделать в сложившейся ситуации со своими георгиевскими кавалерами, так как Рузский отказался передать в его распоряжения какие- либо войска. Какие сильные аргументы приводил Рузский, можно только предполагать. Зато известен главный аргумент масона Керенского при общем «уговаривании» Михаила чуть позже – отсутствие гарантии безопасности жизни. Семья Николая находилась в Царском Селе, в гуще событий. Что им могло гарантировать безопасность? Только послушание отца семейства.
В 3 часа ночи 2 марта Рузский уже вступил в переговоры с председателем Государственной думы Родзянко в Петрограде и генералом Алексеевым в Ставке. Все эти переговоры велись в принципе для истории. Если бы Николай и командующие не согласились, то царя все равно бы никто не выпустил. Все это прекрасно понимали и играли в игру с добровольным отречением монарха. Последняя телеграмма от командующих фронтами поступила во Псков 2 марта около 15 часов дня.
"Генерал Рузский был первым, который поднял вопрос о моем отречении от престола. Он поднялся ко мне во время моего следования и вошел в мой вагон-салон без доклада", - с обидой вспоминал впоследствии царь. "Бог не оставляет меня. Он дает мне силы простить всех моих врагов и мучителей, но я не могу победить себя только в одном - генерал-адъютанту Рузскому я простить не могу". Позже некоторое время Рузский был популярен, как предотвративший кровопролитие, но недолго. Новые события и новые «герои».
На следующий день около 17 часов император вместе с флигель- адъютантом герцогом Лейхтенбергским прогуливался по деревянному перрону между путей. Больше ему ничего не оставалось делать, ведь он не мог воспользоваться ни телефоном, ни телеграфом. Не подпускали. Рузский позже журналисту говорил: «Пребывание царя во Пскове было известно всем, но поразительно, с каким хладнокровием и невниманием на сей раз отнеслось к этому факту население и войска. Царь часто гулял совершенно один по перрону вокзала, и никто из публики не обращал на него внимания». На самом деле без ведома Рузского к императору никого не подпускали.
В это же время по линии начальника штаба
эксплуатационного отдела Северо- Западных
железных дорог было получено распоряжение
об отправлении литерных поездов к Двинску.
В 19часов пришел пассажирский поезд со стороны Острова. Он задержался на станции Псков на час.
В 20 или 21 час прибыл первый после февральских беспорядков (названных позже буржуазно- демократической революцией) поезд из Петрограда, убывший оттуда утром. Вскоре он ушел. Было почти 22 часа, когда сообщили, что на соседнем полустанке депутатский поезд.
Около 22 часов прибыл поезд руководителя военного масонского кружка, военного министра Гучкова и перекрасившегося монархиста, члена Государственной Думы Шульгина. Поезд остановился на соседних путях в 15- 20 шагах от царского. Он ушел из Петрограда в 15.25, через 20 минут после прибытия Гучкова и Шульгина на вокзал. Паровоз и один вагон с салоном и спальными. Проблем с поездкой не было. По Касвинову думцы приехали в полдесятого, их встречала толпа на путях. По Шульгину приехали в 10 часов, толпы не было! Дважды подчеркнуто, что голубые фонари освещали рельсы. Через несколько путей стоял освещенный императорский поезд. В «Днях» Шульгин приписывает авторство текста отречения царю, а Касвинов утверждает, что в 1975 году Шульгин во Владимире настаивал на своем авторстве. Думцев сразу провели к Николаю, чем был очень недоволен генерал Рузский. Он фактически изолировал государя от страны и приказывал вначале привести делегатов к нему. В салон он вошел без доклада, хотя Николай без него и не начинал. Он уже все давно решил.
В 23.40 расстались с царем. Толпа на путях, по утверждению Шульгина, стояла молча, без шапок. Около часа или двух принесли второй экземпляр, подписанный императором. По некоторым сведениям, из думского поезда разбрасывали прокламации.
16(3) марта оба литерных поезда убыли из Пскова
на Двинск по Варшавской дороге. По общему мнению очевидцев платформа ярко-освещенная (с чего, интересно, она вдруг засияла?), но пустынная, свитский и царский отошли вместе, провожали несколько железнодорожников и военных.
В дневнике Николай писал: "...нужно мое отречение... Суть та, что во имя спасения России и удержания армии на фронте в спокойствии нужно решиться на этот шаг. Я согласился... В час ночи уехал из Пскова с тяжелым чувством пережитого. Кругом измена и трусость, и обман".
Мордвинов настаивает, что царские поезда ушли в три часа.
Думский поезд, исходя из телеграммы Рузского Родзянко, ушел из Пскова около 3 часов ночи.
На этом все и закончилось.
Фотографии машиниста станции Дно А.М.
Суворова, участвовавшего в попытке остановить царский поезд на станции
Полонка, и телефонистки станции Псков М.В. Камарзиной –члена псковской
социал-демократической группы, принимавшей телеграммы о царских
поездах, вывешены на памятном стенде в здании вокзала вместе с
фотографиями Императора Николая, Фредерикса, Рузского, Шульгина и
Гучкова. В железнодорожном музее неплохая экспозиция, посвященная этому
событию, в том числе телеграфный аппарат, на котором работала Камарзина.
Юрий Киселев, 2005 год.
Фотографии
Письменный стол Николая
II, за которым он вносил изменения в акт об отречения.
Столовая императорского поезда.
Салон императорского поезда, где русский император НиколайII объявил о своем отречении от престола.
Гостиная в вагоне
императорского поезда.
Мария Камарзина- телеграфистка железнодорожного телеграфа станции Псков, принимала и передавала большевикам секретные телеграммы о царском поезде.
Мария Камарзина во втором ряду в центре.
Семья Камарзиных. конец 20-х годов.
Зубрилин
Иван Иванович. Начальник станции Дно.
Участник остановки царского поезда.1917 год.
Суворов
Алексей Александрович (справа). Машинист.
Участвовал в остановке царского поезда. 1917
год.
Телеграмма, поступившая на станцию Дно с
указанием об остановке царского поезда. 1917
год.
Открытие мемориальной доски на здании Псковского вокзала
в память о 80-й годовщине отречения
императора Николая II.1997 год.
Сквер у Псковского вокзала,
где в декабре 2002 года началось
строительство часовни. Фотография из
газеты "Псковская правда".
Проект часовни,
опубликованный в газете "Псковская
правда".
Император Николай II после отречения.
1917 год.
Памятная доска после ремонта вокзала в 2003 году перенесена. Теперь она находится
справа от входа со стороны платформы.
Другие
статьи
"В Древнем Риме март знаменовал начало нового года. Для России 2 марта (15 марта по новому стилю) 1917 года, когда последний российский император Николай II отрекся от престола, началась новая эпоха. И произошло это на железнодорожной станции Псков.
Выйдя из Могилева (где находилась Ставка) в конце февраля, после получения известий о мятеже в Петрограде, два литерных поезда - свитский и царский - дошли до Малой Вишеры. Далее путь на Царское Село был отрезан революционными войсками, и пришлось повернуть на Псков. Поезда прибыли в Псков вечером 1 марта.
В городе тогда было спокойно, здесь находился штаб Северного фронта, госпитали, в гарнизоне стояло более 30 тысяч человек.
На станции в салоне-вагоне происходит серия напряженных переговоров государя по телеграфу со Ставкой и Петроградом, а также, с глазу на глаз, с генералами и прибывшими представителями Государственной Думы В.Шульгиным и А.Гучковым. Все подчеркивают серьезность положения и настаивают на скорейшем решении монарха о государственном устройстве страны. Сначала царь соглашается назначить М.Родзянко главой кабинета, потом - образовать ответственное министерство (что значило согласиться на конституционную монархию), затем - отречься в пользу сына. После разговора с лейб-медиком ввиду неизлечимости болезни царевича Алексея и очевидной невозможности общения с сыном в случае принятия последнего решения Николай II отрекается от престола в пользу брата - Великого князя Михаила Александровича. Во имя спасения России и предотвращения кровопролития император подписывает манифест.
Затем царский поезд отправился обратно в Могилев.
О поворотном в истории России событии ныне рассказывает не только мемориальная доска на псковском вокзале, об этом напоминает царская часовня на привокзальной площади.
Часовня в честь Воскресения Христова была сооружена к 1100-летию Пскова в 2003 году. Светло-зеленое с белыми колоннами здание удачно гармонирует с ансамблем вокзала. При открытии ее освятил архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий.
"Господи! Прими наши покаяния и труды на пути воскресения родной России и ее народа в духовной силе и правде", - начертано на фасаде часовни. Внутри здания на аналое лежит икона "Святые царственные мученики", на стене - слова молитвы о путешествующих и благодарение за благополучное возвращение домой после поездки.
Царская часовня, сооруженная по проекту архитектора С.Кондратьева, который спроектировал также реставрацию вокзала, удачно завершила ансамбль площади и стала заметной достопримечательностью Пскова".
В.САБЛИН "Царская
часовня" газета "Октябрьская
магистраль" 11 марта 2004 года. Фотография
из газеты.
Статьи о крестном ходе в память об отречении
царя. Март 2007 года. Газеты "Псковская Правда. Вече" и "Аргументы и
факты. Псков"