Третьего апреля 1919 года В. И. Ленин выступил
на чрезвычайном заседании Пленума Московского
Совета рабочих и солдатских депутатов с докладом
о внешнем и внутреннем положении Советской
Республики, указал на крайне тяжелую обстановку,
сложившуюся на транспорте, особенно
железнодорожном.
Труженики депо Москва — Сортировочная Московско-Казанской железной дороги первыми откликнулись на ленинский призыв: оздоровить работу железнодорожного транспорта. :
12 апреля 1919 года москвичи отремонтировали
и в тот же день отправили на фронт три паровоза с поездами. В то тяжелое время главным комиссаром Казанки был недавний машинист Великолукского паровозного депо К. М. Норинский. Он стал организатором и участником первого в стране субботника по восстановлению паровозов.
Весть о почине «Сортировки», организовавших субботник
по ремонту паровозов, разнеслась по железнодорожному транспорту. Вскоре стала известна высокая оценка,
данная В. И. Лениным этому субботнику в статье «Великий почин».
Собрание деповских коммунистов, датированное 1919 годом, постановило:
«Ввиду тяжелого внутреннего и внешнего положения, для перевеса над внутренним врагом» коммунисты и сочувствующие должны отработать шесть часов физическим трудом.. Работу производить бесплатно. Коммунистические субботники проводить до полной победы над Колчаком...»
Рядом с деповской дежуркой высится бесколесная коробка вагончика. Через
дверной проем виднеется залитый светом стол, за которым сидит секретарь городского комитета комсомола Крапан. Рядом ремонтник, секретарь деповской комсомольской организации темноглазый Василий Кулаков и его товарищи, слесари Михаил Городков и Осип Гайлун.
Спорили до первых петухов. А когда октябрьское .солнце раскалило краешек неба, деповская комсомолия
в 25 человек взобралась на открытую платформу готового к отправлению сборного поезда.
...Уже было светло, когда комсомольский десант весело высадился на разъезде
Молокоедово Полоцкого направления.
У каждого за поясом топор. У многих двуручные пилы, замотанные в тряпицы.
Идти до делянки пришлось недолго. Через час-другой работы, сбросив мокрую от пота рубаху, Василий Кулаков врубался топором вглубь леса.
В соседней бригаде запросили перекур, и комсомольский вожак заторопился к ребятам. Увидев высокие штабели свежего распила, подбодрил:
— Хорошо работаете, молодцы!
— Кое-где заминка. Невозможно притянуть
пилу. Заело накренившимся стволом.
Кулаков советует:
— Лесину подрубать надо со стороны наклона.
Секретарь взял топор и, крупная щепа забелела, на
земле. Радостно на душе Василия. Еще бы: теперь паровозы будут с топливом, в служебных помещениях, в мастерских, жилых
домах железнодорожников и в шкоде затопятся печи.
...На деповской территории паровозные бригады
и ремонтники трудились на уборке металлолома. Скребли цементные полы, заросшие мазутом, мыли рамные стекла и смотровые канавы.
Ремонтом двух паровозов руководили комиссар депо Галкин, начальник паровозного депо Борис Николаевич Шувалов и председатель коллегии политического отдела станций Великие Луки Степан Иванович Парфенов.
Хорошо трудились на оздоровлении паровозов бригадир Кирьян Туманник, слесарь Нина Зубченкова
и многие другие. На лицах молодых деповчан румянец, а в глазах азарт.
После субботника участникам выдали
по фунту овсяного хлеба, а кто трудился за двоих
получил по фунту с четвертью.
Когда намеченное было сделано, никто не
расходился.
Деповчане ожидали главного
события — выхода на линию безвозмездно отремонтированного
паровоза.
Субботник окончился митингом.
Держась за обрешетку передней паровозной площадки, при свете мазутного факела, перед земляками выступил Степан Иванович Парфенов. Спокойный голос председателя коллегии политотдела заверил железнодорожников:
— Враги революции хотят задушить молодую Республику. Но не для этого рабочий класс с беднейшим крестьянством взяли власть в свои руки... Все на борь6у!
Скрипнув ржавыми петлями, медленно раскрываются стойловые притворы массивных дверей. Молодой машинист Петр Симаков, выглянув из окна паровозной
будки дал свисток. И кудрявые разводы седого пара поползли по цементному полу. Вздрогнул паровик и
покатился к поворотному кругу, попыхивая белесыми
факелами. На клепаном водяном баке свежевыведенный революционный призыв:
«Вперед на Колчака!»
Так, в паровозном депо, зародилось новое отношение
к труду.
С тех пор ежегодно по традиции Казанки, по праву,
наследованному от организатора и участника «Великого почина» бывшего машиниста великолукского паровозного депо К.М. Норинского, деповские труженики
выступали запевалами коммунистического субботника в
городе и на Октябрьской железной дороге.
[Предыдущая
страница] [ Оглавление] [
Следующая
страница]