Выход России из первой мировой войны и
укрепление Советского государства не устраивали
правящие круги империалистов Антанты. В марте
1918 года на Лондонской конференции приняли
решение перейти от скрытой формы интервенции в
виде материальной помощи атаманам Дона, Кубани и
Оренбурга — А. М. Каледину, А. П. Филимонову и А.И. Дутову, к открытой
военной интервенции.
В феврале 1918 года немецкие империалисты, нарушив перемирие, двинули войска внутрь России, угрожая
Петрограду.
Большевистская партия и Советское правительство провозгласили:
- Социалистическое отечество в
опасности !
В ответ на призыв на железнодорожном узле формируются
народные части и подразделения. Более десяти машинистов ушли
добровольцами водить бронепоезда. Среди них
Антон Желдаков, Иван Куров, Петр Семейко и
другие машинисты депо.
Вспоминая то время, слесарь по ремонту паровозов Илья Конюхов рассказывал:
— Добровольцев обували и одевали всем деповским коллективом, кто даст рубашку, кто шапку, кто
пальто или полушубок.
Добровольцы сидели в президиуме собрания. На молодом помощнике машиниста Борисе Веселове была
перелатанная одежонка, на ногах поношенные лапти.
Увидев это машинист поездов Михаил Крушинин не выдержал, скинул с себя беленый полушубок, снял яловые сапоги, подошел к добровольцу и сказал:
— Возьми, прошу тебя, белые придут — все отберут.
В пору гражданской войны 14 машинистов добровольно ушли водить бронепоезда. Среди добровольцев были классные машинисты — А. С. Желдаков, Е. И. Корин, М. Н. Карасев и другие патриоты.
Член уездного штаба Красной Армии
деповчанин К. М. Норинский формирует добровольческий Великолукский полк численностью 828 человек.
В депо проходят «Недели фронта», «Недели транспорта». Газета «Великолукская правда» на первой странице крупно помещает лозунг деповчан:
«ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИК! ЧТО ТЫ СДЕЛАЛ ДЛЯ КРАСНОЙ АРМИИ В НЕДЕЛЮ ФРОНТА?»
В деповской мастерской паровозы ремонтировались в субботу и в воскресенье. 1 мая 1920 года на субботнике рабочие безвозмездно отремонтировали паровоз.
Осенью 1918 года деповская комсомольская организация отправила на борьбу с контрреволюцией молодых машинистов Петра Шорникова, Федора Ереновского, кочегара паровоза Вильяма Пакер, секретаря комсомольской организации, слесаря В. И. Кулакова и других добровольцев.
Комсомолец, деповский слесарь Михаил Городков в тяжелых боях с деникинцами был несколько раз ранен. Рядовым, затем командиром эскадрона, от Баренцева до Каспийского моря пролег его боевой путь.
Ушел воевать и рабочий пятого
околотка, путеец Павел Илларионович Царик, единственный комсомолец
путейцев. Он состоял на учете, принимал активное участие в работе деповской комсомольской
организации.
Свое совершеннолетие Павел отметил четвертым,
годом работы на железной дороге, где вступил в
комсомол и ушел добровольцем на войну. В тяжелых боях
стал коммунистом. Окончил трехнедельные курсы
комиссаров...
Газета «Саратовские новости» писала
в 1919 году; «В последних боях на уральском фронте захвачен в
плен и зверски казнен колчаковцами двадцатилетний Павел Царик...»
К 60-летию Комсомола городская газета «Великолукская правда» сообщала читателям:
«...Колчаковцы лишили жизни комиссара конников
Павла Илларионовича Царика, воспитанника деповской
комсомольской организации. Комсомольцы тепловозного
депо Великие Луки и цеха Новосокольники, машинисты С. П. Болотников, А. В. Беляков, И. С. Внебрачный и другие включили комиссара П. И. Царика в состав своих тепловозных бригад. И соревнуются за достижение
высоких технико-экономических показателей, за почетное право носить звание: „Тепловозная бригада имени
комиссара П. И. Царика"».
Отгремели орудийные раскаты и ружейные залпы
гражданской войны.
Страна Советов приступила к мирному труду. Большую организационную помощь железнодорожному узлу
оказывал узловой комитет РКП (б), организованный на
Великолукском железнодорожном узле.
К концу 1921 года в числе первых железных дорог
была восстановлена Николаевская. B феврале 1923 года Нарком путей сообщения Ф. Э.Дзержинский подписал приказ, в котором за заслуги
тружеников магистрали в революции Николаевская переименована в Октябрьскую железную дорогу. После
окончания гражданской войны деповская молодежь
засела за парты.
Минуло время, в паровозное депо пришли
специалисты, прошедшие путь от рабочего до инженера. В депо вернулся бывший рабочий Анисим
Иванович Орел, ранее имевший начальное образование.
После окончания рабфака он поступил и закончил Сталинскую академию. Полученные знания он применял на
практике. Он проектировал и руководил строительством
деповской смазко-раздаточной, которая служит и по
сей день.
Вывший слесари А И Дворников получил высшее
образование и впоследствии работал начальником
паровозного депо. И многие другие рабочие стали инженерами,
работали организаторами производства.
[Предыдущая
страница] [ Оглавление] [
Следующая
страница]