Владимир Ипатов
Депо на Ловати
 
ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА

    Выход России из первой мировой войны и укрепление Советского государства не устраивали правящие круги империалистов Антанты. В марте 1918 года на Лондонской конференции приняли решение перейти от скрытой формы интервенции в виде материальной помощи атаманам Дона, Кубани и Оренбурга — А. М. Каледину, А. П. Филимонову и А.И. Дутову, к  открытой военной интервенции.
      В феврале 1918 года немецкие империалисты, нарушив перемирие, двинули войска внутрь России, угрожая  Петрограду.
     Большевистская партия и Советское правительство провозгласили: 
      - Социалистическое отечество в опасности !
     В ответ на  призыв на железнодорожном узле формируются народные части и подразделения. Более десяти машинистов ушли добровольцами водить бронепоезда.  Среди них Антон Желдаков, Иван Куров, Петр Семейко и другие машинисты депо.
      Вспоминая то время, слесарь по ремонту паровозов Илья Конюхов рассказывал:
      — Добровольцев обували и одевали всем деповским коллективом, кто даст рубашку, кто шапку, кто пальто или полушубок.
      Добровольцы сидели в президиуме собрания. На молодом помощнике машиниста Борисе Веселове была перелатанная одежонка, на ногах поношенные лапти.  Увидев это машинист поездов Михаил Крушинин не выдержал, скинул с себя беленый полушубок, снял яловые сапоги, подошел к добровольцу и сказал:
     — Возьми, прошу тебя, белые придут — все отберут.
     В пору гражданской войны 14 машинистов добровольно ушли водить бронепоезда. Среди добровольцев были классные машинисты — А. С. Желдаков, Е. И. Корин, М. Н. Карасев и другие патриоты.
     Член уездного штаба Красной Армии деповчанин К. М. Норинский формирует добровольческий Великолукский полк численностью 828 человек.
     В депо проходят «Недели фронта», «Недели транспорта». Газета «Великолукская правда» на первой странице крупно помещает лозунг деповчан:
      «ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИК! ЧТО ТЫ СДЕЛАЛ ДЛЯ КРАСНОЙ АРМИИ В НЕДЕЛЮ ФРОНТА?»
     В деповской мастерской паровозы ремонтировались в субботу и в воскресенье. 1 мая 1920 года на субботнике рабочие безвозмездно отремонтировали паровоз.
     Осенью 1918 года деповская комсомольская организация отправила на борьбу с контрреволюцией молодых машинистов Петра Шорникова, Федора Ереновского, кочегара паровоза Вильяма Пакер, секретаря комсомольской организации, слесаря В. И. Кулакова и других добровольцев.
     Комсомолец, деповский слесарь Михаил Городков в тяжелых боях с деникинцами был несколько раз ранен. Рядовым, затем командиром эскадрона, от Баренцева до Каспийского моря пролег его боевой путь.
     Ушел воевать и рабочий пятого околотка, путеец Павел Илларионович Царик, единственный комсомолец  путейцев. Он состоял на учете, принимал активное участие в работе деповской комсомольской организации.
     Свое совершеннолетие Павел отметил четвертым, годом  работы на железной дороге, где вступил в комсомол и ушел добровольцем на войну. В тяжелых боях стал коммунистом. Окончил трехнедельные курсы комиссаров...
      Газета «Саратовские новости» писала  в 1919 году; «В последних боях на уральском фронте захвачен в плен и зверски казнен колчаковцами двадцатилетний Павел Царик...»
     К 60-летию Комсомола городская газета «Великолукская правда» сообщала читателям: 
      «...Колчаковцы лишили жизни комиссара конников Павла Илларионовича Царика, воспитанника деповской комсомольской организации. Комсомольцы тепловозного депо Великие Луки и цеха Новосокольники, машинисты С. П. Болотников, А. В. Беляков, И. С. Внебрачный и другие включили комиссара П. И. Царика в состав своих тепловозных бригад. И соревнуются за достижение  высоких технико-экономических показателей, за почетное право носить звание: „Тепловозная бригада имени комиссара П. И. Царика"».
    Отгремели орудийные раскаты и ружейные залпы гражданской войны. 
    Страна Советов приступила к мирному труду. Большую организационную помощь железнодорожному узлу оказывал узловой комитет РКП (б), организованный на Великолукском железнодорожном узле.
     К концу 1921 года в числе первых железных дорог была восстановлена Николаевская.  B феврале 1923 года Нарком путей сообщения Ф. Э.Дзержинский подписал приказ, в котором за заслуги тружеников магистрали в революции Николаевская переименована в Октябрьскую железную дорогу. После окончания  гражданской войны деповская молодежь засела за  парты.
     Минуло время, в паровозное депо пришли специалисты, прошедшие  путь от рабочего до инженера. В депо вернулся бывший рабочий Анисим Иванович Орел, ранее имевший начальное образование. После окончания рабфака он поступил и закончил Сталинскую академию. Полученные знания он применял на практике. Он проектировал и руководил строительством деповской смазко-раздаточной, которая служит и по сей день.
    Вывший слесари А И Дворников получил высшее образование и впоследствии работал начальником паровозного депо. И многие другие рабочие стали инженерами, работали организаторами производства.

[Предыдущая страница]  [ Оглавление]  [ Следующая страница]


[Участки дорог] [Общая карта дорог] [Предприятия и учебные заведения] [Расписания] [Дороги узкой колеи]
 [Соавторы проекта] [Музеи] [Библиография] [История обновлений] [Разное
]


© Copyright 2001-2013 URAKIS