Владимир Ипатов
Депо на Ловати
 
ДЕПО   В   ОКТЯБРЬСКУЮ   СОЦИАЛИСТИЧЕСКУЮ   РЕВОЛЮЦИЮ

   В России резко возросло революционное движение, под влиянием которого участились и приняли более широкие размеры солдатские выступления. На фронте нередко целые полки отказывались выполнять приказы командиров. Тысячи солдат уходили с фронта в тыл, предпочитая наказание за дезертирство гибели на войне, за чуждые интересы. На многих участках началось братание наших солдат с немецкими.
    В деревнях крестьяне захватывали помещичий хлеб и инвентарь, иногда поджигали имения. 
    Когда в Пскове и многих уездных центрах губернии развернулась энергичная работа по подготовке к вооруженному захвату власти, в Великих Луках большевистская организация; имевшая опору среди рабочих железнодорожного узла, привлекла на свою сторону солдат местного гарнизона. Активными участниками были большевики: А. Н. Виноградов, П. П. Балуков, И. И. Пескарев, К. М. Норинский и другие. 
    В паровозном депо состоялось заседание уездного комитета партии. На заседание были приглашены представители воинских частей. Заседание приняло решение о создании Первого красногвардейского конного отряда под командованием В. Н. Казиева. Отряд, разделившись на 6 взводов, разъехался по волостям уезда  для оказания помощи в борьбе с меньшевиками и эсерами, в создании органов Советской власти.
     Встревоженное приближением революции царское правительство решает распустить Государственную Думу и передать власть в руки военных.
    На железнодорожном узле в начале февраля 1917 года образовалась профсоюзная группа. Острием ее деятельности была защита интересов железнодорожников. В числе ее первых членов машинист поездов С. И. Парфенов. Его членский билет, выданный 19 февраля 1917 года, хранится в городском музее.
    Профсоюзная организация железнодорожного, узла с первых дней стала опорой рабочих.
    Знатный деповчанин В. И. Кулаков рассказывал о первых шагах рабочей организации:
    «По весне 1917 года в паровозном депо состоялось собрание, на котором выступил машинист поездов, член профсоюза С. И. Парфенов. От имени деповчан Степан Иванович выдвинул требования перед руководством депо и администрацией Николаевской железной дороги: организовать круглосуточную работу деповской столовой с отпуском горячих первых и вторых блюд; отремонтировать баню для пользования деповчанами; улучшить отопление и освещение ремонтных цехов; установить время обеденного перерыва — один час,  запретить наложение денежных штрафов за непосещение молебнов по понедельникам».
    Деповчане почувствовали силу организации, как заступницы за их права, и охотно вступали в профсоюз. За месяц — другой почти каждый деповчанин стал членом профсоюза.
    В 1917 году в городе создались производственные затруднения. Молодой профсоюз железнодорожников на своем собрании выдвинул требования:
    «Для семей железнодорожников руководством Николаевской железной дороги и станции Великие Луки выделить 3 вагона и организовать поездку за зерном в хлебные края России. Для паровозных бригад перед каждой поездкой производить выдачу четырех фунтов зерна».
     Начальство депо зорко следило за настроением деповчан. Недовольных увольняли, заменяли военнопленными.
     В Великие Луки прибыла из Петрограда большевичка Капман. Она привезла текст «Апрельских тезисов В. И. Ленина» и другую политическую литературу.
     Одно из выступлений Капман проходило среди рабочих паровозного депо. Та часть выступления, где она сообщала, что В. И. Ленин призывает всех сознательных пролетариев свергнуть ненавистное царское правительство, деповчане встретили аплодисментами и возгласами:
     — Хватит!
    — Натерпелись!
     После выступления на деповском дворе на Капман было совершено вооруженное нападение. Однако деповчане плотным кольцом окружили Капман и оттеснили черносотенцев сначала на деповские ходовые пути, а затем на станционные магистральные, ближе к железнодорожным баракам.
     В коллективных выступлениях и действиях деповчан была заметна крепкая и умелая большевистская рука, деповского машиниста дизельной установки Константина Максимовича Норинского.
     Политическая обстановка в уездах, губерниях и столичных городах накалилась до крайности.
     В Петрограде на Путиловском заводе забастовал» рабочие, начались столкновения с полицией.
     26 февраля по призыву большевиков рабочие Петрограда перешли от забастовки к восстанию.
      Под влиянием революционных событий начали колебаться солдаты. Большевистские лозунги — «Землю—-крестьянам, фабрики и заводы — рабочим», «Мир — народам»— были приняты близко к сердцу трудовым людом.
      Под ударами народных масс рухнула династия Романовых.
      Победа восстания в Петрограде была поддержана революционным переворотом по всей стране.
      В уездном городе Великие Луки были избраны Советы рабочих и солдатских депутатов.
      Как известно, в городе Псков Николай II вынужден был подписать государственный акт об отречении от престола в пользу своего брата Михаила.
      Начальник паровозного депо Борис Николаевич Шувалов зачитал деповчанам телеграмму об отречении Николая II.
      Среди железнодорожников прошли выборы в районный Совет, действие которого распространялось до станций Новосокодьники, Невель и Себеж.
      Районный Совет выделил депутатов в уездный. Совет: солдат, рабочих и крестьян. В числе 50 депутатов был машинист К. М. Норинский.
      Временное правительство, учитывая военное значение узловой железнодорожной станции Великие Луки и паровозного депо, взяло их под особое наблюдение.
      По весне 1917 года, сразу же после молебна, при массовом присутствии деповчан, начальник паровозного депо Б.Н. Шувалов зачитал указание Временного правительства.
     «Арест, зачисление в воинские действующие части на фронте и перевод на казарменное положение железнодорожников, нарушающих установленную производственную дисциплину на Николаевской железной дороге».
      Представители Временного правительства и его Глава разъезжали по стране, агитируя рабочих за порядок и спокойствие, слаженность в работе, четкую организацию военных грузоперевозок. 
       Побывали представители Временного Правительства и на станциях Великолукского железнодорожного узла.
       Ветеран, почетный деповчанин, в ту пору работавший котельщиком в паровозном депо Новосокольники, рассказывал о встрече с Главой Временного правительства:
      «Где-то, уже по теплу 1917 года, приходит в котельный цех обер-мастер и говорит:
      — Собирайтесь на встречу Керенского, который, будет на станции проездом. 
      Стоим, ожидаем высокого гостя час — другой. Наконец, послышался паровозный гудок. Коротенький поезд из пяти вагонов остановился напротив вокзала. Сразу же вышли вооруженные солдаты, оттеснили собравшихся от поезда к дверям вокзала. 
      Вскоре появился Керенский. Он сразу заговорил. 
      Говорил Керенский гладко и очень хорошо. О многом. О чем он толковал, подзабыл, вот лозунги помню:
     „Все, кому дорога Россия-матушка, обязаны грудью встать на ее защиту", „Война с кайзеровской Германией до победного конца!"»
      Михаил Абрамович Соловьев припоминал:
      «Керенский в темно-зеленом, иностранного покроя френче, в галифе, в сапогах с высокими голенищами — стоит на подножке вагона. Правая рука заложена за борт френча, а левая покоится сзади. Он без головного убора, с ершиком темнорусых волос. Худощав, с бледным лицом и блуждающими по сторонам глазами. На нас смотрел из-подлобья и без устали говорил, говорил о верности Временному правительству...»
     Летом 1917 года командование мятежных полков генералов Корнилова и Краснова требовали у руководства депо локомотивы и вагоны. 
     Красновцам и корниловцам силой оружия удалось получить паровозную тягу и вагоны. Но поезда с белогвардейцами отходили от Великих Лук на две-три участковые станции, паровоз под видом порчи, отцеплялся от состава и. возвращался в паровозное депо. А поезд с белогвардейцами оставался в поле без фуража, без запасов питания для солдат, без связи с командованием  Временного правительства.
    По осени 1917 года великолукские железнодорожники включились во Всероссийскую стачку Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги. 
    В канун Октябрьской социалистической революции деповские рабочие сплотились в активе сочувствующих партии большевиков, профессиональном союзе рабочих; членством в потребительском кооперативе.
    В марте 1917 года К.М. Норинский был избран членом Великолукского уездного Совета рабочих и солдатских депутатов, а затем делегатом первого съезда железнодорожников России. Знатный  деповчанин принимал активное участие в  установлении Советской власти в Великих Луках  в качестве заместителя председателя горисполкома. Активную пропагандистскую, а ранее революционную работу среди рабочих паровозного депо проводила и его жена Феодосия Никифоровна.
    Официальное сообщение о победе Социалистической революции в Петрограде дошло до Великих Лук 26 октября.
    Обеспечивая превращение национализированных предприятий в социалистическую собственность и овладение командными позициями в экономике страны, в декабре 1917 года Советское правительство опубликовало декрет об учреждении Высшего Совета народного хозяйства, который должен был организовать управление производством и финансами в масштабе страны.
     В июле 1918 года в Великих Луках был создан орган экономической диктатуры — уездный Совет народного хозяйства. Одним из его членов и стал деповчанин К.М.Норинский.
     Партийная организация узла развернула работу по мобилизации коллектива узла на восстановление подорванного разрухой хозяйства, особенно паровозного парка.
     Комиссаром тяги назначен был бывший машинист поездов С. И. Парфенов. Опираясь на авторитет и помощь дорожного ревкома, комиссар С. И. Парфенов и деповская партийная организация повели решительную борьбу за восстановление деповского хозяйства. Стали налаживать трудовую дисциплину. Энергично боролись против кустарей, изготовляющих в ущерб основной работе зажигалки и прочий мелкий ширпотреб для продажи на рынке.

Парфенов С. И.

     Вспоминая бесхлебье, деповчанин Михаил Абрамович Соловьев говорил:
     — На керенки ничего не купить. Чтобы послать паровозную бригаду в поездку, сначала надо было выдать каждому паровознику по четыре-пять фунтов жита...
    А бывший кочегар деповской мукомольни А. Н. Степаненко рассказывал:
    — Ослабли люди от голодухи. И тогда комиссар Степан Иванович Парфенов организовал поездку деповчан. за житом на Украину. Вскоре на деповские пути пришли первые два вагона винницкой пшеницы. В месте, где сегодня деповская котельная, белела свежим срубом деревянная постройка, которую окрестили «Парфеновской мельницей», где сушили и мололи добытое зерно...
     По решению Петросовета в Великие Луки прибыл для восстановления деповского паровозного парка Арсений Семенович Ромачевский-Богданов — питерский рабочий. Мальчишкой он стал свидетелем событий кровавого воскресенья— 9 января 1905 года. Будучи солдатом Третьего стрелкового полка, охранял Ленина, прибывшего в Петроград на Финляндский вокзал 3 апреля 1917 года.
     Посланец Питера с утра до ночи вместе с другими деповчанами оживлял паровозы с локомотивного кладбища. И вскоре 5 паровозов встали в строй.
     А когда зашевелилась контрреволюция, Ромачевскому была поручена организация и руководство военным всеобучем новобранцев, уходящих на гражданскую войну.

[Предыдущая страница]  [ Оглавление]  [ Следующая страница]


[Участки дорог] [Общая карта дорог] [Предприятия и учебные заведения] [Расписания] [Дороги узкой колеи]
 [Соавторы проекта] [Музеи] [Библиография] [История обновлений] [Разное
]


© Copyright 2001-2013 URAKIS