Владимир Ипатов
Депо на Ловати
ДЕПОВСКИЕ    ПАТРИОТКИ

    Грянула война...
    Газеты опубликовали обращение знатных трактористок во главе с Прасковьей Ангелиной. Патриотки писали:
    -  «Пусть ни одна  машина не будет иметь ни минуты простоя! Заменим ушедших на фронт мужей и братьев!» 
   Призыв нашел горячий отклик в сердцах великолукских девушек. 
   После настойчивых просьб Елизавету Голубятникову зачислили помощником машиниста паровоза в состав  5-й паровозной колонны Наркомата путей сообщения особого резерва Ставки Верховного Главнокомандующего.
   Конечно, Елизавета не предполагала, что в составе боевого коллектива будет обеспечивать военные перевозки Украинского и Первого Белорусского фронтов, что личным участием поможет воинам освободить от фашистского плена города Великие Луки, Сталинград, Курск, Киев, Варшаву и доведет свой паровоз до Берлина.
   А было всякое. Но как бы ни было трудно, успокаивало одно: каждый оборот паровозного колеса — это многотрудный путь к желанной Победе...
    Встречаясь с деповской молодежью, она вспоминала:
   — Стояло лето 1942 года. Только что прибыли на пригородную станцию Белушка под Сталинградом. Не успел еще кочегар навести хобот водяной колонки на люк тендера, как с ревом пронеслись два немецких истребителя. Они обстреляли паровоз. Пули крупнокалиберного пулемета прошили сухопарник. Пар мигом вырвался на свободу. Я пыталась заделать пробоины, на где там. Белесое пламя жалило сквозь двойные рукавицы. А тут налетели вражеские бомбардировщики и... я оказалась в госпитале.
   - Сколько пережито этих бомбежек! В июне 1943 года под Курском, после ожесточенной бомбардировки товарищи откопали Елизавету Голубятникову, засыпанную с головой. Сознание к ней не приходило. С тяжелой контузией она была доставлена в военный полевой госпиталь, а затем эвакуирована в тыловой госпиталь.  Только на четвертые сутки Голубятиикова пришла в сознание. Время шло, силы возвращались. И опять фронтовые рейсы.
   Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 декабря 1942 года Елизавета Васильевна Голубятникова награждена медалью «За оборону Сталинграда.  В том же году ей вручен нагрудный знак «Ударник Сталинского призыва». В победную весну на гимнастерке бесстрашной патриотки засверкал новый знак «Отличный паровозник». После расформирования паровозной колонны вернулась в родное депо. Работала заведующей филиалом фабрики механизированного учета. Много созывов избиралась народным заседателем городского суда. В день проводов на заслуженный отдых Елизавете Васильевне вручили медаль «Ветеран труда». Несмотря на возраст и пережитое в военную пору, она долгие годы трудилась в деповской швейной мастерской. 
     В годы Великой Отечественной войны Клавдия Самсоновна Бастякова водила воинские эшелоны. Не раз подвергалась смертельной опасности. В конце 1942 года Клавдия Самсоновна окончила курсы и стала работать машинистом паровоза. Она — первый военный машинист депо. Пришла долгожданная Победа. Бастякова была к этому времени старшим машинистом. Началась мирная жизнь. В августе 1945 года ей вновь пришлось испытать взрыв бомбы. Тугая воздушная волна отбросила машиниста от окна будки паровоза, залепила, будто ватой, уши. Позднее выяснилось, что взорвалась притаившаяся под железнодорожными путями фашистская авиабомба.
   Береснева Зинаида Ивановна пришла на паровоз в 1942 году. Работала кочегаром, помощником машиниста. Водила поезда по прифронтовым магистралям. Летом 1943 года работала на маневрах станции Великие Луки. От дежурного по станции получили приказ: 
   -«Вывести из-под бомбового удара в безопасное место состав с боеприпасами». 
   Когда подъехали к вагонам, то хвостовая часть состава полыхала пламенем. Машинист паровоза И. Т. Казаков просит: 
   — Зина, нужно отцепить горящие вагоны, иначе...  Она мигом скатилась по крутым перилам и, преодолев страх, побежала к горевшему хвосту поезда. Расцепив вагоны и дав машинисту сигнал «Вперед», стала догонять набиравший скорость состав. В оставленных объятых пламенем  вагонах стали рваться боеприпасы. 
    Значительная часть боезапаса была спасена.
   Когда все улеглось, Иван Тимофеевич крепко обнял Зинаиду и по-отцовски поблагодарил: 
    - Спасибо, моя родная помощница... 
    За успехи в труде ветеран железнодорожного транспорта Зинаида Ивановна Береснева награждена орденом Трудового Красного Знамени, медалями. А когда пришло время расставаться с коллективом, Зинаида Ивановна не ушла на пенсию, а продолжала трудиться в родном коллективе, на паровом кране. Ее портрет помещен на «Аллее Славы».
          Шел грозный 1942 год.
     После первого рейса Зина не просыпалась более суток. И вот снова она слышит голос машиниста Ильи Кремкова:
    - Доченька, вставай! Заступаем!
    Отведенная ей каморка заполнена звонким перестуком колес. Зина ступила на холодный, заметно подрагивающий пол вагонной теплушки, сон как рукой сняло. Только вот ладони, израненные раскаленными мозолями, ноют. Девушка оказалась упрямой. Скоро пообвыклась и стала надежной в работе. Шел ей восемнадцатый год.
    Однажды, отработав несколько смен подряд, едва добравшись до постели и не раздеваясь, скинув только обувь, сразу же уснула. А поезд, груженный танками, шел в Белоруссию, торопился к недалекому фронту под город Невель. В пути на эшелон налетели вражеские самолеты. Крепко спавшая девушка не слышала частых ближних разрывов, черно-красными султанами встававших рядом с паровозом. А когда Зине рассказали о налете фашистских стервятников, она засомневалась. И только на остановке,  увидев изрешеченную стенку бригадной теплушки и расщепленные во многих местах доски вагонной обрешетки, убедилась. 
    После Победы она долгое время трудилась в отделе группы учета. Зинаида Антоновна Ершова заочно окончила инженерно-экономический факультет Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта и была назначена начальником деповского отдела. 
        Неслышно открылась дверь. Послышалось радостное:
   — Мамочка, приняли...
   Мать обернулась и увидела, что дочь показывает ей комсомольский билет. На груди новенький кимовский значок. Шла первая военная весна. По путевке Осташковского комитета комсомола Валентина Никитина была направлена учиться на кочегара паровоза. Первый самостоятельный рейс запомнила на всю жизнь. Паровозы отапливались дровами. Двухметровые, сучковатые кругляши, словно свинцовые. Машинист с опаской поглядывал на молоденького кочегара: выдержит ли. Валентина попала в бригаду машиниста Александра Екимова. На первых порах машинист с помощником  Сергеем Борисенко помогали девушке справляться с мужской работой. Шел Валентине семнадцатый год. Вскоре она втянулась и стала надежной опорой для своей бригады. У нее и топлива в лотке хватает, и инструмент прибран, и паровоз ухожен.
    Однажды на станции Охват налетели фашистские бомбардировщики. Прямым попаданием бомбы в тендер паровоза разворотило стенки водяного бака, разбросало поленья. Бригада чудом осталась невредимой. Машинист Александр Екимов сказал:
   «Кто-то из нас родился в рубашке».
   — Однажды, — вспомнила Валентина Васильевна, на ремонт паровоза пришла босиком. Глянул машинист на мои ноги, вздохнул. В тот же день выдали мне, новые ботинки на деревянных подошвах.
   Валентина Васильевна продолжительное время работала заведующей деповской кладовой. За активную общественную деятельность товарищи по труду выдвинули, а затем избрали ее депутатом городского Совета народных депутатов.
   Весной 1981 года в деповской коллектив пришла радостная весть: Указом Президиума Верховного Совета СССР Валентина Васильевна Никитина награждена медалью "За трудовое отличие".  После выхода на заслуженный отдых Валентина Васильевна несколько лет работала в секретариате начальника локомотивного депо.
         Незаметно бегут годы. Более пяти десятков минуло с той поры, как А. С. Евстифеева перешагнула порог паровозного депо. Шел ей в ту пору семнадцатый год.
       Встречаясь с деповской молодежью, ветеран рассказывала:
      «Не забуду первой поездки. Пришла на паровоз пораньше. С мороза пригрелась у теплой топки, дышавшей жаром, и не заметила, как уснула. Сквозь дрему услышала — кто-то не спеша поднимается по паровозным ступенькам. Открыла глаза и увидела перед собою удивленное лицо крепко сложенного мужчины.
      — Девочка, а ты чего здесь?
      Смутившись, ответила:
      — Буду с вами работать кочегаром.
     Машинист еще раз оглядел меня и вздохнул.
    — Тогда, доченька, бери самую большую масленку и пойдем к машине, покажу, что и как смазывать.
    И хотя в первой поездке мне помогал помощник машиниста, я вернулась из рейса очень уставшей.
     Дома, у моей постели, в изголовье стояла чашка с холодной водой; мочила тряпку и прикладывала к раскаленным ладоням. С трудом уснула. А на утро в дверях вызывная:
    — Явка на 12 часов.

  

Евстифеева А. С.

    Припомнив, Антонина Сергеевна улыбнулась: 
    - Была еще забота у кочегара — на ходу поезда подхватывать из рук дежурного по станции жезл— для очередного перегона. Промахнуться нельзя. Одной рукой держишься за паровозный поручень, другую согнешь и ожидаешь удара по сгибу локтя. Возьмешь право на занятие следующего перегона и сразу же в кабину. И громко, и четко объявляешь название перегона, выбитого на планке жезла...
    И так рейс за рейсом, день за днем бригада Антона  Карина водила поезда к недалекому фронту, рокочущему артиллерийской канонадой под Пустошкой и Себежем. После Победы Антонина Сергеевна Евстифеева  десятки лет, до ухода на заслуженный отдых, была вызывной локомотивных бригад. А когда подошел срок, не захотела расставаться с родным коллективом и еще многие годы работала в деповской гардеробной.

Гайдукова А. Я.

     Антонина Яковлевна Гайдукова ушла на пенсию, работая вызывной локомотивных бригад. А до этого всю войну и многие послевоенные годы трудилась на паровозе кочегаром. Помогала своей бригаде водить воинские эшелоны к грохочущему фронту.
    Перед уходом на пенсию встречалась с молодежью и рассказывала о своей молодости:
    — Было это по осени 1943 года. Вели мы поезд на станцию Западная Двина. Во время остановки на станции Жижица на поезд налетела группа фашистских самолетов. Бомбежка захватила меня на тендере при наборе воды. Не бросать же работу. Одна из бомб упала совсем близко от паровоза. Горячая волна отбросила меня на уголь. Сразу же почувствовала резкую боль в руке. Присела на угле. Сняла головной платок и кое-как перевязала рану. Окончилась бомбежка, собралась бригада. При работе от раненой руки боль доставала до сердца. Поезд на станцию назначения довели. Меня положили в военный госпиталь. По выздоровлении снова водила воинские эшелоны. Рана зажила, а вот отметина от осколка и память о фронтовом рейсе остались на всю жизнь...
    Екатерина Павловна Иванова— кочегар, затем помощник паровозного машиниста, водила воинские эшелоны до Победы и многие годы трудилась на паровозе и в мирные дни.
   При встрече с молодежью депо рассказывала: 
   — Летом 1943 года доставили санитарную летучку с ранеными на станцию Великие Луки. Стали готовить паровоз для новой поездки. Но, откуда ни возьмись, .появился немецкий самолет. Попрятались кто куда. Когда миновала опасность, выбралась из укрытия. Глянула на свой паровоз: тендер разворочен и сброшен с рельсов. Наша бригада уцелела. И так за годы войны было не раз. Судьба уберегла от смерти.
    Война донимала нас не только близкой смертью, но и холодом, и голодом. Донимали тридцати-сорокаградусные морозы. Однажды прибыли с поездом на станцию назначения, подготовили паровоз для обратного следования и направились подкрепиться в столовую. До столовой от места отстоя паровоза не больше полутора километров. От усталости трижды отдыхали, пока пришли. А в меню одни щи из свежей крапивы, без соли и без хлеба. Ночью при воздушном налете разбомбило хлебопекарню. Подкрепились несолеными щами из крапивы. И снова в голову воинского эшелона. И так было частенько...

Григорьева Т. Г.

    Женщины-паровозницы Анастасия Ивановна Савченко, Татьяна Григорьевна Григорьева и многие другие деповчанки в очередном рейсе с воинским эшелоном, с каждым оборотом колеса паровоза приближали нашу Победу. И в мирные дни деповские патриотки еще долго водили поезда по мирным дорогам, умножая трудовую славу паровозного депо.
     До начала пятидесятых годов трудилась машинистом маневрового паровоза Клавдия Самсоновна Варфоломеева (Бастякова) и ее помощник Зинаида Ивановна Михеенко (Береснева).

[Предыдущая страница]  [ Оглавление]  [ Следующая страница]


[Участки дорог] [Общая карта дорог] [Предприятия и учебные заведения] [Расписания] [Дороги узкой колеи]
 [Соавторы проекта] [Музеи] [Библиография] [История обновлений] [Разное
]


© Copyright 2001-2013 URAKIS