Владимир Ипатов
Депо на Ловати
ДЕПОВСКАЯ РАТЬ

  По призыву Отечества, по велению сердца, в годину неприятельского нашествия, на защиту встали стар и млад. Среди ратников и девушки.
Найдя нужный дом, Нина останавливается, дышит в ладони, отогревает пальцы. Толкнув дверь, переступает порог военкомата. У окна в кителе моряка с пустым рукавом смотрит на улицу высокий человек. Он разворачивается к девушке и спрашивает: 
   — Вам кого?
  — Хочу на фронт, добровольно, — заявила Нина.
  Бывший фронтовик сначала спокойно, а затем размахивая уцелевшей рукой, начал доказывать безнадежность ее просьбы. Когда моряк подошел ближе, Нина увидела совсем молодое лицо с глубоким шрамом. Бывший морской офицер убеждал, что война не для прогулок и не для таких хрупких девушек, как она.
  Но девушка стояла на своем:
  — У меня моральное право быть там. Не могу спокойно видеть, как почтальоны приносят в дома «похоронки», к тому же я комсомолка, мое место на фронте.
  — А сколько Вам лет? —начал сдаваться сотрудник военкомата.
  Через месяц, в начале 1943 года, Нина вместе с подругами по девять часов подряд осваивала искусство военного телеграфиста; строевую и огневую подготовку.
Более двух военных лет сержант Доровко обеспечивала надежной связью фронтовые подразделения. В составе полевых штабов она прошла путь от украинского городка Славута до австрийского Бадена. Только в декабре 1945 года сменила сержантский китель на гражданское платье.
   После окончания техникума железнодорожного транспорта Н. Д. Доровко трудилась инспектором отдела кадров депо. На парадном кителе Нины Дмитриевны серебрятся, отливают золотом медали, которыми Родина наградила свою дочь за участие в битве с фашистами.
   Сыном полка, связным воинского подразделения Третьей Ударной Армии начал боевой путь пятнадцатилетний Николай Костровский. В боях за город Великие
Луки был ранен. На гимнастерке заалел гвардейский знак, засверкала первая боевая награда — медаль «За отвагу».
   Шестнадцатилетний воин освобождал Прибалтику, громил фашистов в Восточной Пруссии. Был удостоен первого ордена Славы Третьей степени. Следующий орден—Красной Звезды — за участие в войне с японской военщиной.
   Шел в ту пору Николаю Григорьевичу восемнадцатый год, а на кителе гвардейца было уже одиннадцать боевых наград! К боевым добавилась и медаль «За доблестный труд». В ознаменование 100-летия со дня рождения  В. И. Ленина—также нагрудный знак "Ударник 9-й пятилетки" и три знака «Отличник социалистического соревнования железнодорожного транспорта».

Костровский Н. Г.

    Без повестки, по зову комсомольского сердца Сергей Перец покинул родительский дом, чтобы влиться в отряд псковских народных мстителей. Затем служба в регулярных частях. Битва за город Резекне, куда машинистом водил поезда. Память сердца храпит незабываемый штурм рейхстага. Шесть орденов и медалей на парадном Костюме ветерана. Среди Наград ордена Славы Третьей и Второй степеней.

Перец С Г.

   Молодым взял в руки оружие машинист локомотива В. К. Курчанов. За боевые заслуги награжден десятью орденами и многими медалями. За безупречный долголетний труд машинист В. К. Курчанов награжден медалью «Ветеран труда». В его трудовой книжке десятки благодарностей за образцовое вождение поездов. В коллективе машиниста знают не только как примерного труженика, но и как большого общественника. Многие годы он был общественным инспектор ром по безопасности движения, заботливым наставником молодежи.
    Машинист локомотива А. Я. Чернышев свой боевой путь начал под Холмом. Освобождал Прибалтику. Победу встретил в боях за Берлин. В бою за латвийский город Резекне был ранен. Эвакуироваться в тыловой госпиталь отказался, лечился в санитарной роте. За ратные подвиги награжден семью боевыми наградами. Две из них медали «За отвагу».

Чернышев А.Я.

   С Победой вернулся в деповской коллектив. На первых порах он трудится паровозным кочегаром. А когда пришел опыт работы, его назначили помощником машиниста. С годами бывший минер становится передовым машинистом.

Ксенофонтов Г.Ф.

    Слесарь по ремонту тепловозов Г. Ф. Ксенофонтов воевал в составе Третьего Украинского фронта. Командир отделения автоматчиков. При освобождении Харькова ранен. Сержант Г. Ф. Ксенофонтов формировал Буг и  Дунай. Окончил войну в Восточной Пруссии. Среди многих наград за фронтовые подвиги орден Славы Третьей степени. Десятки лет бывший воин ремонтировал локомотивы. Все, что было сделано с участием Ксенофонтова, было надежным, что очень важно при работе локомотива на линии с поездами. За долголетний добросовестный труд в трудовой книжке ветерана многие десятки благодарностей. Перед уходом на заслуженный отдых слесарь Г. Ф. Ксенофонтов трудился в отделении по регулировке топливной аппаратуры дизельного локомотива. Специалист высокой квалификации умело настраивал топливную аппаратуру тепловоза, за что не раз удостаивался звания «Мастер золотые руки». На его творческом счету немало внедренных рационализаторских предложений со значительным экономическим эффектом. В коллективе знают его и как прекрасного наставника молодых.

Симонов Г. С.

    Боевой путь сержанта Г. С. Симонова пролег от Москвы до Польши, где его и застала Победа. В депо стал машинистом паровоза. А когда пришла дизельная тяга, пересел на тепловоз и долгие годы водил поезда. В коллективе цеха эксплуатации знают Григория Семеновича как инициативного работника. По его предложению на станции была построена профилирующая горка, что способствовало более быстрому роспуску вагонов при маневровой работе. Отличался бывший воин и как общественный инспектор по безопасности вождения поездов.
      К боевым наградам Григория Семеновича добавилась новая — орден Трудового Красного Знамени. Перед уходом на заслуженный отдых он был удостоен звания «Заслуженный работник транспорта РСФСР».
    Биография А. А. Гаврилова началась на фронте, с освобождения Великих Лук. На фронтовых дорогах он был артиллеристом, пулеметчиком и разведчиком. Он
освобождал Белоруссию, Прибалтику, окончил войну участием в штурме последнего вражеского логова — рейхстага.
    Одиннадцатью боевыми наградами отметила Родина подвиг сержанта. За поимку и доставку ценного «языка» командованием фронта был награжден именным холодным оружием.

Гаврилов А.А.

     По демобилизации Александр Андреевич поступил работать в паровозное депо. Трудился кочегаром, помощником и машинистом паровозов. В цехе эксплуатации знают Александра Андреевича Гаврилов А. А. как опытного машиниста, заботливого наставника молодежи, примерного общественного инспектора по безопасности движения поездов.
    Иван Чекланов — партизан отряда «Смерть фашизму», действовавшему под городом Великие. Луки. Юный партизан самодельными минами уничтожил вражеский бронепоезд, подрывал железнодорожные пути. За смелые и дерзкие диверсии награжден орденом Боевого Красного Знамени. В мирные дни начальник технического отдела, за активную рационализаторскую работу удостоен нагрудного знака «Почетному железнодорожнику». Иван Павлович был и примерным общественником, многие десятки лет он редактировал стенную газету «Тепловозник», проводил занятия в сети политического образования, был терпеливым наставником молодых инженеров.
     От польского города Белосток до Германии - таков боевой путь связиста А. И. Олехновича. На подступах к Берлину ранен. За ратные подвиги награжден пятью боевыми медалями. В деповском коллективе стал машинистом паровоза и тепловоза, ударником коммунистического труда. За долголетнюю и безупречную работу награжден медалью «Ветеран труда». За вождение поездов и сбережение горючего в его трудовой книжке десятки благодарностей от руководства депо и отделения железной дороги.
    Александр Ильич был и примерным общественником. В свободное от поездок время вместе со своим помощником в подшефном хозяйстве помогал заготовлять корма, в «Красную субботу» водил поезда безвозмездно, терпеливо учил молодых помощников уходу за дизельной техникой и вождению поездов.
    Офицер запаса И. С. Осипов на пути к Победе дважды ранен, контужен. Среди его боевых наград орден «Красная Звезда», медаль «За отвагу» и другие юбилейные.
С Победой вернулся отважный воин в деповской коллектив. Многие десятки лет, до ухода на заслуженный отдых, ремонтировал сначала паровозы, позже тепловозы. Среди ремонтников утвердилось мнение: если работу выполнял И. С. Осипов, то локомотив на линии будет вести себя безотказно. За добросовестную долголетнюю работу по оздоровлению локомотивов ему присвоено звание «Ветеран Псковского отделения железной дороги». Примерный труженик перед уходом на заслуженный отдых удостоен медали «Ветеран труда».
   Электрогазосварщик Г. В. Васильев при освобождений города Великие Луки от немецких захватчиков дважды ранен. Второе ранение было тяжелым, лечился в тыловом госпитале. Вернулся домой на костылях. После поправки здоровья пришел в паровозное депо. Прекрасно освоил профессию, подготовил много мастеров своего дела. Георгий Васильевич не только хорошо трудился, но и был активным общественником: инспектором по качеству ремонта, членом цеховой профгруппы, корреспондентом стенгазеты «Тепловозник», дружинником.
   К наградам сержанта запаса за ратные подвиги  добавились за мирный труд. И среди них медаль «За Трудовую доблесть». В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина нагрудный знак «Почетному железнодорожнику».
   Шестнадцатилетний доброволец Михаил Морозов в годы Отечественной войны с оружием в руках защищал самое высокое человеческое право — право на жизнь.   На пути к Берлину легких боев не было. В Германии дважды ранен. За ратные подвиги награжден медалью «За отвагу»- дважды.
    Михаил Кузьмич трудился в деповском коллективе с 1948 года. Работал помощником машиниста многие десятки лет. По настоянию врачей перешел на ремонт локомотивов. Когда пришел срок ухода на заслуженный отдых, он не расстался с родным коллективом и еще многие годы оздоровлял тепловозы.
    В грозном 1942 году тринадцатилетний Владимир Иванов стал сыном полка железнодорожных войск. Воинская часть, в которой мужал мальчишка, шла следом за головными частями Третьего  Белорусского фронта. Вместе с полчанами восстанавливал  разрушенные железнодорожные пути, мосты, тоннели и разные переправы. Шестнадцатилетний солдат участвовал в штурме крепости в Кенигсберге. Тогда на гимнастерке воина и заблестела первая боевая награда, медаль «За взятие Кенигсберга».
    С Победой возвратился солдат. На его груди сверкали боевые награды, а вот на паровоз не взяли. Только через год, после исполнения восемнадцати лет, он стал кочегаром паровоза. В деповском коллективе Владимира Михайловича знали как машиниста-тяжеловесника. Сказалась война. По состоянию здоровья, по настоянию медиков, многие годы трудился на ремонте локомотивов.
    Алексею Киселеву было тринадцать лет, когда он стал сыном полка армейских связистов.
    Встречаясь с деповской молодежью, Алексей Дмитриевич рассказывал о военной поре и своем участии в освобождении города Великие Луки:
    — Наша семья жила в деревне Овечкино, под боком городского аэродрома. Зимой 1942 года во время "работы" нашей артиллерии мы всей семьей сидели в колодце. От частых разрывов тяжелых артиллерийских снарядов земля ходила ходуном. Окончился обстрел. Невредимые выбирались из колодца. Пошли к своему дому, что на окраине деревни, а у входа уже часовой с автоматом, в полушубке, с алой звездой на ушанке. Оказывается, в нашем доме расположился штаб стрелкового полка.
    Старшая сестра стала работать на армейской кухне,  а меня приставили к лошадям. Я поил, чистил, кормил, заботился о них.
     Перед аэродромом, на выезде из города есть «красные дома». Вот за них и велись долгие бои. Были раненые. Мне доверяли доставлять их на подводе в госпиталь, в пятнадцати километрах от моего Овечкина. Вообще я получал разные задания: подвозил патроны и снаряды, сухари с кашей и чаем, на обратном пути забирал раненых.
   На моей повозке, под ворохом сена всегда была винтовка. На поясном ремне патронташ с боезапасом...
    С интересом слушали молодые деповчане рассказ слесаря-электроэкипажнвка о его юности. Порою рассказчик улыбнется, его лицо светлеет, но глаза остаются серьезными, печальными. Ведь он видел много горя и страданий, не раз смотрел смерти в  глаза и хорошо знает цену отвоеванному миру.
    В цех профилактического осмотра тепловозов заходит очередной локомотив. Расходятся ремонтники. Отправляется в смотровую канаву и бывалый сын полка, участник освобождения города, ветеран локомотивного депо Алексей Дмитриевич Киселев. Минет определеннее время, и тепловоз, отремонтированный с участием опытного ремонтника, выйдет на линию и станет во главе большегрузного состава.
   Биография ветерана депо Семена Андреевича Ямщикова началась на фронте среди огня и смерти при вызволении из фашистского плена Холма и родных Великих Лук. Старший сержант в составе дивизиона дальнобойной артиллерии освобождал Псковщину и Прибалтику. Закончил войну в Германии. Последние выстрелы по команде старшего сержанта были сделаны в упор по последнему гнезду фашистов — рейхстагу.
   В семейном альбоме Ямщиковых есть памятное фото, на котором Семен Андреевич среди однополчан с полковым знаменем в руках на крыше рейхстага  у скульптурной группы Богини Победы Ники.
   На пути к Победе легких боев не было. Семен Андреевич был ранен. За свершенные ратные подвиги и работу на железнодорожном транспорте организатором производства потомственный деповчанин удостоен многих правительственных наград.
   Деповчане Андрей Семенович Ямщиков, Алексей Иванович Сухоруков, Петр Максимович Полянский и другие пали смертью храбрых за свободу и независимость нашей Родины.
   Вечная им слава! 

[Предыдущая страница]  [ Оглавление]  [ Следующая страница]


[Участки дорог] [Общая карта дорог] [Предприятия и учебные заведения] [Расписания] [Дороги узкой колеи]
 [Соавторы проекта] [Музеи] [Библиография] [История обновлений] [Разное
]


© Copyright 2001-2013 URAKIS