Владимир Ипатов
Депо на Ловати
ОДИННАДЦАТАЯ ПЯТИЛЕТКА

   Основные направления экономического и социального  развития СССР на 1981 —1985 годы и на период до 1990 года адресовали железнодорожникам страны высокие  рубежи.
   В первом году 11-й пятилетки главными пунктами социалистического обязательства деповчане наметили:
   «Используя опыт вождения большегрузных и длинносоставных поездов, доставить к местам назначения Российского Нечерноземья сверх плана не менее 4-х миллионов тонн различного народнохозяйственного груза.
    Широко распространить опыт бережного расходования топлива при вождении поездов с тем, чтобы сберечь 260 тонн и отработать на сэкономленном топливе в течение 2-х суток.»
   13 мая 1981 года в городской газете «Великолукская правда» выступил начальник локомотивного депо А. М. Орлович. В статье «Задание Родины выполним!» сообщалось:
    «Новым проявлением заботы о железнодорожном транспорте и его тружениках явилось совместное Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по улучшению работы и комплексному развитию железнодорожного транспорта в 1981—1985 годах».
   Для вождения поездов строго по графику с экономией топлива необходимы хорошо отремонтированные тепловозы.
   Успехов в вождении тяжеловесных поездов и сбережении дизельного топлива в первом квартале пятилетки добились локомотивные бригады машинистов Ю. Коваленко, О. Шишко, В. Одинцова.

 

Орлович А. М.

   Обеспечено выполнение повышенной программы всех видов ремонта локомотивов.
   Большой вклад в успех внесли слесари А. Попов, И. Севрюков, И. Болотин, К. Яковлев, мастер автоматного цеха В. Андреев. В целом коллектив автоматного цеха вышел победителем в соревновании среди цехов. Мастеру автоматного цеха В. Андрееву присвоено звание «Лучший мастер» сети железных дорог».
   Работники депо разработали и внедрили 165 рационализаторских предложений с экономическим эффектом 104 тысячи рублей. Лучшим рационализатором явился В. Терехин, которому присвоено звание «Лучший рационализатор Октябрьской железной дороги».
    По итогам социалистического соревнования коллективу локомотивного депо в 1980 году четыре квартала подряд присуждалось переходящее Красное знамя горкома КПСС и исполкома горсовета. Оно оставлено в депо на вечное хранение.
    За третий квартал коллектив завоевал переходящее Красное знамя министерства путей сообщения и ЦК профсоюза работников железнодорожного транспорта.
   С начала первого года 11-й пятилетки труженики депо проявляют высокую трудовую активность. По итогам  работы в первом квартале депо вышло победителей Всесоюзного социалистического соревнования и ему решением коллегии министерства путей сообщения и ЦК профсоюза работников железнодорожного транспорте присуждена вторая денежная премия. Решением бюро горкома КПСС и исполкома горсовета коллектив депо занесен на городскую доску Почета, нам присвоено звание победителя социалистического соревнования среди родственных коллективов Октябрьской железной дороги.
   В 1981 году, наряду с основной задачей — выполнением плана перевозок, нам предстоит освоить значительный рост объема подъемочного ремонта тепловозов. Депо становится основной базой этого вида ремонта для тепловозов серии «М-62» для всей Октябрьской железной дороги, то есть депо превращается в крупную ремонтную базу. 
   «Экономить во всем!» — таков девиз наших тружеников.
   В депо широко развернулось соревнование за лучшие результаты по экономии топлива. И это дало свои результаты. 223 бригады к концу первого квартала вышли с экономией топлива и только 11 бригад не смогли добиться экономии дизельного топлива. 
   Наибольшей экономии добились бригады машинистов А. Тимофеева, Ю. Коваленко, В. Варфоломеева, Ю. Следзевского и других.
   За первый квартал сэкономлено 3844 киловатт-часа электроэнергии, много запасных частей, смазочных и других материалов. Однако, еще немало потерь и неиспользованных возможностей. Допущены перерасходы сортовых сталей, паронита, болтов, медного проката, к расходу которых мы относимся не по-хозяйски.
    Благодаря заботе Правительства, повышена заработная плата, осуществлен большой комплекс мер, направленных на закрепление кадров на транспорте. Улучшились условия труда и быта.
   В прошлой пятилетке в депо введен в строй большой бытовой корпус для ремонтников, построен цех подъемочного ремонта, на железнодорожном узле сдан в эксплуатацию 129-квартирный дом, административно-бытовой корпус в цехе Новосокольники. В новой пятилетке предусматривается решить еще более масштабные социальные задачи. На Великолукском узле планируется построить 120-квартирный дом, детский сад на 140 мест, пристройку к поликлинике.
   Претворение в жизнь этих планов требует всемерного укрепления дисциплины, повышения ответственности каждого железнодорожника за порученное дело. К сожалению, в нашем депо еще немало случаев нарушения трудовой дисциплины и общественного порядка. Мы имеем случаи некачественной работы вследствие слабой исполнительной дисциплины и принижения требовательности со стороны командного состава. Еще велики потери рабочего времени. Имеют место другие недостатки.
   Успешное выполнение намеченного, изжитие негативного— одна из ближайших задач коллектива.
   Рабочие, инженерно-технические работники и служащие депо полны решимости не только выполнить, но и значительно перевыполнить задания первого и последующих лет пятилетки», — заверил руководитель предприятия.
   Областная газета «Псковская правда» 7 марта 1981 года в статье «Резервы железнодорожников» писала:
   «С первых дней новой пятилетки многие трудовые коллективы депо пересмотрели ранее взятые обязательства и в честь 26 съезда КПСС и наметили более высокие рубежи. Примером стали экипажи, которые возглавляют машинисты тепловозов И. Внебрачный, О. Шишко, Д. Кулагин и другие. Они дали слово в дни работы съезда провести на сбереженном горючем несколько поездов. И вели в те дни по стальным магистралям составы на топливе, сэкономленном в ходе подготовки к съезду.
   Поддержан в коллективе почин железнодорожников столичной магистрали, направленный на значительное увеличение провозной способности тяговых участков за счет вождения поездов повышенного веса. Локомотивные бригады с первых рейсов одиннадцатой пятилетки умело используют этот большой резерв ускорения перевозки грузов. Первыми тяжеловесные поезда, в которых были перевезены сверхплановые грузы, провели локомотивные бригады машинистов Б. Синельникова, М. Шогина, Е. Крачко. Бригады машинистов В. Крылова, Н. Хлоптунова, Ю. Игнатьева доставили поезда, в которых было по полтысячи тонн сверхпланового груза.

   

Синельников Б. А.

   Таков вклад передовиков в достижение намеченных рубежей. А они высоки. Принимая обязательства на  этот год, труженики цеха эксплуатации решили годовой план объема грузоперевозок  выполнить к 25 декабря, используя и распространяя передовые методы вождения большегрузных составов, намечено доставить по адресам одиннадцатой пятилетки более двух миллионов тонн народно-хозяйственных грузов сверх нормы. Предстоит сберечь 90 тонн жидкого топлива.
   Высокие обязательства приняты и в других цехах предприятия. И чтобы успешнее выполнить их, необходимо изыскать дополнительные резервы производства. Одним из них  является щекинский метод. В его применении уже накоплен определенный опыт. Широко используются прогрессивные формы материального и морального поощрения; тружеников, добившихся увеличения производства продукции на основе повышения производительности труда и уменьшения числа работающих. Только за последние два с половиной года в коллективе по совместительству выполняются обязанности помощников машиниста маневрового тепловоза и углеподъемного крана. Особую активность проявил коллектив электромашинного цеха. Такие должности, как маляр, такелажник, уборщица служебных помещений, здесь совмещают с основными производственными обязанностями.
   За небольшое время применения щекинского метода в других подразделениях депо за счет расширения зоны обслуживания высвобождены токарь, слесарь по содержанию и ремонту электрооборудования, уборщица производственных помещений, слесарь по профилактике и ремонту электроагрегатов электроаппаратного отделения, машинист компрессорной установки. Недавно слесарь электромашинного цеха И. Севрюков к основным должностным обязанностям взял на себя дополнительные—-малярные. И хорошо справляется с повышенными заботами. Передовик получает за совмещение доплату в размере 32-х рублей. Экономический эффект от этого в течение года составил 1200 рублей.
   При совмещении специальностей рост зарплаты налицо. Так, машинисты маневровых локомотивов получают ежемесячную доплату к основному заработку 50 рублей, а на паровых кранах 40 рублей.
   В депо ширится движение за работу на маневровых тепловозах «в одно лицо». В нынешнем году трудятся без помощников вместе с цехом Новосокольники двадцать машинистов. Достоинство инициативы в том, что 20 помощников машинистов высвобождено для поездной работы. Обеспечение работы маневрового тепловоза «в одно лицо» дает ощутимый экономический эффект. С учетом выплаты вознаграждения, для государства только одно совместительство сохраняет около 1700 рублей фонда заработной платы в год. На каждом тепловозе высвободилось в сутки четыре человека. Это уже 6800 рублей. А маневровых тепловозов — пять. Общая сумма экономии составила 34000 рублей. За два с половиной года сбережено народных средств за счет упразднения должности помощника машиниста на маневровом тепловозе — 85000 рублей.
   Результаты работы машинистов радуют. Локомотивы маневрового движения всегда исправны. Маневровые бригады — инициаторы соревнования в депо под девизом «В дни работы 26-го съезда КПСС трудиться на сбереженном топливе». И попасть в штат маневровщиков не так-то легко. Здесь нет желающих перейти на другие виды движения. Значит щекинский метод в депо утвердился.
   Поиски резервов в ходе социалистического соревнования навстречу партийного форума принесли свои плоды. К 23 февраля сбережено за минувший год и за два месяца текущего 556 тонн топлива, а не 170, как было записано в обязательствах. За это же время перевезено б тяжеловесных поездах 3 миллиона тонн грузов сверх плана.
   Коллектив депо снова в поисках. Железнодорожники изыскивают новые резервы, чтобы успешно выполнить то, что намечено на 1981 год. В ответ на заботу партии в депо рождаются новые смелые задумки, реализация которых поможет успешно достичь рубежей, предусмотренных в социалистических обязательствах.
   Запевалами добрых дел в депо всегда были коммунисты.
   Один из инициаторов соревнования под лозунгом «Экономить в большом и малом» машинист И. С. Внебрачный. Его одному рейсу «Псковская правда» 10 октября 1981 года посвятила зарисовку «Обычный рейс»:
   — Иван Семенович, поговорите, пожалуйста, с дежурным по отделению дороги.
   Машинист И. С. Внебрачный взял лежавшую на столе телефонную трубку. Разговор шел о ликвидации опоздания скорого поезда.
   — Сделаю всё, что смогу, — сказал машинист.  И заторопился к тепловозу. Проходя мимо локомотива: колесные скаты с полными бандажами. Это немаловажно для нагона опоздания. Поднявшись в кабину, Внебрачный открыл бортовой журнал. И здесь порядок: прибывший машинист отмечал, что дизель-генераторная установка развивает полную рабочую мощность.  Помощника  Анатолия Шавердова он поставил в известность:
   - Необходимо нагнать получасовое опоздание скорого поезда.
   И вот — разрешающий «зелёный». Затрубила тепловозная сирена. Рука машиниста тронула  контроллер. Мигнули и погасли малиновые огоньки сигнальных ламп пульта управления. Набрана первая рабочая позиция. Ощутимее загудел дизель. Стрелка скоростемера вздрогнула и медленно пошла вверх. Белые вехи стрелочных огней четко обозначили в фиолетовом рассвете «улицу» скорому поезду. Фирменный спешил на перегонный простор.
   Рукоятка контроллера на упоре. Главный генератор вращается на предельных оборотах, дробит минуту на 650 оборотов.
   На лице машиниста появилась досада: в который раз грузовой не успел «посторониться». Рука машиниста на тормозном кране. Поезд будто споткнувшись замедляет бег. Вспыхивает снова «зеленый», скоростной локомотив опять набирает скорость. Через пять-десять минут летят навстречу зеленые огни станционных светофоров.   И вот уже слышится по рации подбадривающий голос поездного диспетчера:
   — Молодец, Внебрачный! Осталось пяток минут.
   Скоростемерная стрелка своим острием указывает трехзначную цифру. Навстречу тепловозу «бегут» путейские домики, торопятся километровые столбы и полосатые переезды. Нырнув под крышу путепровода, фирменный выбегает на последнюю прямую. Зовет, подмигивает янтарный глаз предупредительного сигнала. Ожерелье огней входного светофора приглашает на боковой путь станции Резекне-2.
    Поезд резко сбавляет бег.

   

Внебрачный И. С.

   - Прибыли вовремя,— подвел итог обычного рейса помощник Шавердов. 
   Только теперь машиниста Внебрачный почувствовал усталость... 
   На обратном пути вели грузовой состав. Погода испортилась. Дождь хлестал по стеклам кабины. Не снимая руки с контроллера, Внебрачный выбирал нужный режим. И, глядя на дождевую завесу, озабоченно думал:
   — Сегодня ухо надо держать востро.
   А  когда показались приветливые огоньки входного светофора станции Великие Луки, машинист откинулся на спинку кресла и облегченно вздохнул.
   Почти тысячу тонн сверхпланового груза доставили в родной город они этим рейсом.
   И так изо дня в день, из года в год уже более полутора десятков лет водит Иван Семенович поезда.
   В Великолукском локомотивном депо уже привыкли к тому, что тепловозная бригада Внебрачного всегда в авангарде любого доброго почина. В свое время он стал запевалой социалистического соревнования за достойную встречу 60-летия Великого Октября. Тогда экипаж сберег пять тонн дизельного топлива и провел на нем пять скорых поездов. А в ходе соревнования в честь юбилея комсомола бригада Внебрачного включила в свой состав бывшего помощника машиниста паровоза, питомца деповского комсомола, Героя Советского Союза П. И. Шлюйкова.
   Машинист Внебрачный не только примерно трудится на тепловозе, он активно участвует в общественной жизни коллектива. Он член городского комитета партии, участник цехового партийного бюро, общественный инспектор по безопасности движения поездов, дружинник, избран в школьный родительский комитет.
   Выступая на одном из цеховых собраний в начале нынешнего года, призвал организовать соревнование бригад за достойную встречу 111-й годовщины со дня рождения В. И. Ленина.
   «Беру на себя обязательство, — заявил он, — провести к этому дню один поезд на сбереженном дизельном топливе, а второй — безвозмездно.»
   Доброе начинание поддержали машинисты-коммунисты Д. Кулагин, А. Громов и многие другие. А следом за ними весь коллектив вступил в соревнование за достижение высоких результатов к дню рождения Ильича. В итоге более двухсот поездов было проведено безвозмездно, часть из них на сбереженном горючем.
   ...Бегут поезда навстречу призывным зеленым огонькам светофоров. Железнодорожники Псковского отделения железной дороги спешат поскорее справиться с перевозками грузов первого года 11-й пятилетки. И где-то ведет поезд и Иван Внебрачный— один из лучших машинистов Октябрьской магистрали, кавалер ордена Трудовой Славы Третьей степени.
   В нынешней пятилетке коммунист трудится также по-ударному, как и подобает орденоносцу.
   Под стать локомотивщикам трудились и ремонтники. 
   Газета «Псковская правда» от 22 ноября 1981 года в корреспонденции «В повседневных делах» рассказывала:
   «За долгие годы работы Федор Федорович Микушкин перед направлением локомотива в рейс привык многое проверять сам и с легким молотком в руках забирается в смотровую канаву. В первую очередь проверяет автосцепку, ее крепления. Молоток старшего мастера звонко пробегает по всему крепежу. Довольный, Федор Федорович заканчивает осмотр, подходит к слесарю-экипажнику Анатолию Ильину и громко, чтобы слышали все, говорит:
   — Спасибо за труд. По состоянию ходовых частей замечаний нет».
    Взволнованный и обрадованный Ильин вспомнил свой первый рабочий день в цехе, как у него ничего не получалось и он уже хотел бросить работу, но к нему подошел старший мастер, сумевший угадать отчаяние новичка, и, положив руку на плечо, сказал медленно и спокойно: «Толя, не спеши. Давай попробуем вместе, должно получиться...» И получилось. Теперь же у старшего, как правило, замечаний не бывает. 
   Старший мастер Ф. Ф. Микушкин не только учил людей работать, но и многое перенимал у них сам, хотя уже давно руководит коллективом ремонтников. Главная задача его цеха — плано-предупредительный ремонт тепловозов, обеспечение их постоянной готовности к рейсам. Старший мастер Ф. Ф. Микушкин рассказывал:
   — Коллектив у нас хороший, дружный. Много настоящих передовиков, на которых в любом деле можно поручиться. Однако не замалчиваем случаев недобросовестного отношения к делу. Для нерадивых создаем атмосферу нетерпимости. Некоторые не выдерживают, уходят. Ну, а основной костяк сделает все. Почти каждый владеет двумя — тремя профессиями. При нужде  может работать и за себя, и за товарища. Ну, вот например, электрики. Так, Амеличев может заменить аккумуляторщика, Цыганков стал электросварщиком, Подгорный может работать на ремонте автотормозной аппаратуры. Так и другие. Ежегодно кто-то из цеха повышает квалификацию.
   Высокая деловая квалификация, ответственность за собственное дело помогают коллективу наращивать производственные успехи. При норме за смену 12 тепловозов они выпускают до 18, а порою и больше. И с высокой степенью надежности.
   С нынешнего года коллектив цеха стал производить многие работы, которые должны выполняться в главных ремонтных цехах депо, — с гордостью за своих товарищей рассказывает Ф. Ф. Микушкин.
   По инициативе старшего мастера каждый слесарь цеха отработал во внеурочное время по шесть часов на изготовлении различного оборудования технологической оснастки. Зато теперь это значительно облегчает труд.
   Ф. Ф. Микушкин являлся активным рационализатором. Многие его предложения внедрены в производство. Так, например, по его чертежам изготовлен смазкозаправщик валиков-балансиров. Это значительно удлиняет срок службы валиков и облегчает труд смазчиков.
   Очень часто к Федору Федоровичу с различными вопросами обращались студенты-заочники. Опытный инженер никому не откажет в помощи. И за это его уважают в коллективе, а Родина отметила его труд орденом Дружбы народов.
   С первых дней второго года пятилетки ремонтники, трудились под девизом: 
   «Локомотиву — высокое качество ремонта.» 
   Ведь «здоровый» тепловоз — это высокая скорость  следования с поездами, возможности вести по графику большегрузные поезда, экономия дорогостоящего дизельного топлива, отсутствие захода локомотива на неплановый ремонт. В конечном итоге, ощутимое снижение себестоимости перевозок.
   В первую очередь это улучшение организации и технологий производства подъемочного ремонта тепловозов. И надо отдать должное, сделано в этом направлении немало. Первые шаги по выпуску тепловозов из подъемочного ремонта депо сделало в 1976 году. Оздоровило 5 секций машин. С тех пор темпы этих работ постоянно нарастают. В 1981 году было отремонтировано 78 секций тепловоза.
   Для осуществления более повышенной программы осуществлялись необходимые меры. С этой целью проводились работы по переходу от стационарного позиционного метода ремонта к крупноагрегатному, поточному. Для его осуществления в цехах выделялись места для организации специализированных условий оздоровления дизелей, тележек тепловозов, цилиндровых комплектов и вспомогательного оборудования. Для оснащения рабочих позиций необходимым оборудованием, средствами малой механизации, технической и наглядной документацией были созданы четыре творческие группы, в каждую из которых вошли инженеры-технологи, старшие мастера, мастера и рабочие цехов. Каждая из них выполняла строго определенную работу и действовала по утвержденным планам.
    Для выполнения увеличенной программы ремонта  проводилась реконструкция электромашинного цеха, в частности, увеличилась производственная площадь пропиточной камеры якорей тяговых электродвигателей, введено в эксплуатацию отделение покраски тележек тепловозов, организовано отделение ремонта колесно-моторных блоков на уровне современных требований, увеличена номенклатура изготовления новых деталей и восстановления изношенных, работы специализированных комплексных бригад были переведены на бригадный подряд.
   В итоге произведенных работ локомотивное депо явилось базой по капитальному ремонту якорей тяговых электродвигателей ЭДТ-200Б тепловозов серии «ТЭ-3» и гидромашин тепловозов серии «ТЭП-60» на Октябрьской железной, дороге.
    Для улучшения технического обслуживания, ремонта и экипировки локомотивов строился крытый пункт технического осмотра.
    Было сделано немало. Но для успешного выполнения государственного плана и ремонта тепловозов на уровне современных требований, повышения культуры производства и улучшения условий труда коллективу депо предстояло выполнить значительную работу.
   Улучшить организацию труда, усовершенствовать технологию ремонта тепловозов, оказать помощь по внедрению новой техники Постарались инженерно-технические работники депо, которые составили личные творческие планы и по мере возможности претворяли их в жизнь. 
   В 1981 году дедовские инженеры и техники обеспечили выполнение 80 творческих планов.  Труженики депо  заботились не только о вождении большегрузных составов, но и об экономном расходовании дизельного топлива. 
   Дорожная  газета «Октябрьская магистраль» от  12 августа 1982 года в корреспонденции «Общее дело» писала:
   "В локомотивном депо Великие Луки состоялась тепло-техническая конференция, на которой с докладом и в прениях выступили инженерно-технические работники и машинисты. На конференции было высказано предложение по творческому сотрудничеству в решении вопросов экономного расходования дизельного топлива при ведении поездов. В адрес путейцев адресована просьба локомотивщиков  о скорейшей отмене предупреждений ограничения скорости на пяти перегонных километрах и на трех участковых станциях Рижского направления, действующих более трех лет. Только за четыре месяца текущего года на восстановление кинетической энергии поезда, после применения автотормозов для уменьшения скорости до указанной в предупреждении, затрачено 654 тонны топлива. А в минувшем году из-за «больных мест» на участках пути израсходовано 1372 тонны дизельного топлива. Нетрудно подсчитать материальные затраты эксплуатационных расходов при езде по таким участкам  пути, если стоимость одной тонны дизельного топлива обходится депо 70 рублей.
   С просьбой о помощи машинисты обратились к организаторам движения — поездным диспетчерам. В последние годы, с вводом дизельной тяги, несколько ухудшилось качество проводки поездов на Рижском направлении от станции Великие Луки до Резекне-2. Растет число неграфиковых остановок. Это ощутимо сказывается на увеличении расхода топлива, особенно, если остановка пришлась на станцию, при отправлении с которой затрудняется разгон поезда из-за тяжелого профиля пути.
   Имеют место необоснованные остановки грузовых поездов для посадки пассажиров. Каждая такая остановка полновесного поезда влечет дополнительный расход ста литров топлива стоимостью в 7 рублей. Это цена билета в вагоне скорого поезда от Великих Лук до станции Резекне-2. Так что очень дорого государству и деповчанам обходятся нечеткие действия командиров движения.
   Незаменимым средством улучшения регулировки движения поездов должна стать радиосвязь диспетчера с машинистом поезда. Было время, когда регулировку движения осуществляли по запискам, привязанным к жезлам, а нынче неохотно пользуются дальней радиосвязью. Вяло и без желания эксплуатационники практикуют «диспетчерское расписание» для ввода опаздывающих поездов в график. На наших однопутных тяговых участках эти огрехи являются большими помехами в экономном расходовании горючего и соблюдении установленной продолжительности рабочего времени локомотивных бригад. Путей снижения расхода дизельного топлива немало. Но не все они зависят только от машиниста. Недавно коллектив включился в соревнование под девизом: «Каждой поездке — знак качества!».
   Одним из условий присвоения «знака» является возвращение из поездки с экономией горючего. Экономия топлива — дело общее, коллективное, творческое. И надеемся на помощь диспетчеров, путейцев, всех железнодорожников, участвующих в скоростном продвижении поездов по адресам второго года пятилетки. Реализация предложений локомотивщиков поможет значительно уменьшить материальные затраты на перевозку грузов и пассажиров.
    За первое полугодие локомотивные бригады сберегли более четырехсот тонн дизельного топлива. Это значит, что в деповскую «копилку» положено более 30 тысяч рублей.
   До конца года   тепловозники решили сберечь еще 315 тонн топлива. Хотелось бы, чтобы творческое содружество железнодорожников не только успешно продолжалось, но и развивалось с каждой новой трудовой неделей,  приближающей нас к 60-летию образования СССР, - таким призывом заканчивается корреспонденция.
   Бережно расходовать горючее при доставке грузовых и пассажирских поездов для машинистов и их помощников стало доброй традицией, унаследованной от стахановцев первых пятилеток. 
   Городская газета «Великолукская правда» от 21 июля 1982 года в корреспонденции «Эстафета бережливых» писала:
   «Ветераны локомотивного депо помнят суровые годы войны, когда каждый кусок каменного угля ценился на уровне с ломтем хлеба. В одном из решений рабочего собрания тех далеких лет было записано:  ...Просить машинистов комсомольского паровоза отчислись часть сэкономленного каменного угля для отопления душевой... Вот как ставился тогда вопрос о том, чтобы использовать каждый грамм топлива с большей пользой.
   Инициатором развития соревнования за бережливость в  депо называют кавалера орденов Ленина, Трудового Красного Знамени, почетного железнодорожника, машиниста паровоза Илью Георгиевича Кремкова. Он  водил пассажирские поезда. Его локомотив выходил на линию в строго определенное время. Поэтому в летнее время, вернувшись из очередного рейса, Кремков не сдавал его,  а, накачав в котел побольше воды и поплотнее прикрыв выхлопную трубу старым ватником, отправлялся ночевать в военную землянку.
   За час-другой до отправления с поездом Кремков приходил к своему паровозу и приносил охапку промасленной ветоши, оставшейся после  его обтирки по приезду, и, сколько мог набрать, дровец. Залезал в паровозную топку и разводил внутри костерок. Вскоре стрелка парового манометра, вздрогнув, поднималась  вверх. К этому времени и помощник с кочегаром уже хлопотали, готова машину к рейсу.
  Так было в подготовительный период подготовки к рейсу. Но главная доля сбережения угля приходилась на глубокое знание машинистом своего паровоза, профиля железнодорожного пути тягового участка, умелое  пользование автотормозами поезда и искусство отопления паровоза его помощником Анатолием Мироновым, четкая работа кочегара. В отдельные годы старший машинист Илья Кремков вместе со своей бригадой сберегал двести и более тонн каменного угля.
   Рациональному использованию топлива стахановец Илья Кремков умело учил своих товарищей по труду.
   И многие из тех, кого он наставлял, достигали таких же успехов...» Сохранилась эта рачительная традиция и сегодня.
   Разумеется, у нынешних машинистов, работающих на современных дизельных локомотивах, несколько иные методы рационального расходования топлива. Но суть их осталась прежней: каждый грамм горючего использовать с наибольшей пользой... 
   Хороший разбег взял коллектив депо в третьем году пятилетки. По итогам Всесоюзного социалистического соревнования среди родственных предприятий отрасли деповчане удостаивались второго и третьего мест с вручением переходящих Красных знамен и денежных премий.
   По-хозяйски ухаживая за локомотивами, стараясь рационально использовать их мощность, машинисты сберегли в четыре раза топлива больше, чем было намечено обязательствами.
   Разумеется, такому успеху предшествовала большая организаторская работа командиров производства и руководителей общественных организаций.
   Дорожная газета «Октябрьская магистраль» от 25октября 1983 года писала:
   «Для ознаменования третьего года пятилетки новыми трудовыми достижениями коллектив Великолукского депо в своих годовых социалистических обязательствах намерен перевести в тяжеловесных поездах сверх  нормы 2 миллиона 700 тысяч тонн различных народнохозяйственных грузов и при этом сберечь 190 тонн дизельного горючего.
   Весомый вклад в эту большую и напряженную работу внесли ремонтные бригады. Даже в условиях неукомплектованности штата они постоянно выдавали  под поезда добротно отремонтированные локомотивы. Это и позволило локомотивным бригадам за три квартала доставить по адресам третьего года пятилетки в тяжеловесных поездах 3 миллиона 600 тысяч тонн сверхнормативных грузов.
     Если такое количество груза доставлять к места  назначения в поездах средневесовой нормы, то потребовалось бы 1200 составов и столько же к ним тепловозов и локомотивных бригад. Тепловозные бригады сберегли 900 тонн горючего, за счет чего снизили эксплуатационные расходы более чем на 64 тысячи рублей. 
   Самые тяжеловесные составы провели машинисту В. Арсентьев, О. Прокофьев, В. Александров, на счету которых с начала года по 10 и более тысяч тонн сверхпланового, груза.
   В числе наиболее бережливых стали машинисты А. Строгов, Б. Соловьев, Н. Фоничев, у них экономия составила более 8 тонн дизельного горючего. По итогам работы в сентябре лидером социалистического соревнования среди машинистов-тяжеловесников названа бригада в составе машиниста В. Васильева и его помощника В. Кузнецова. Строго по расписанию они доставили в тяжеловесных поездах более 10,5 тысячи тонн грузов  сверх нормы. По экономии лучшей названа бригада машиниста В. Глазунова и его помощника В. Антонова, которая сберегла без малого три тысячи килограммов дизельного топлива. 
   Среди  машинистов широко развернулось соревнование по почину ленинградского машиниста Б. Н. Кузнецова:  «Каждой поездке — знак качества!»
   Здесь авангард  составляют локомотивные бригады машинистов В. Глазунова, Н. Фоничева, Н. Варнавского.
   Машинист Н. Фоничев со своим помощником В. Подгорным названы лучшими общественными инспекторами по безопасности движения поездов. 
   Перекрыты все качественные и количественные показатели, названные обязательствами на год. Но соревнование локомотивщиков с каждым днем набирает силу.
   До  конца  года тепловозные бригады решили увеличить достигнутое по доставке груза в тяжеловесных поездах на 300 тысяч тонн и сэкономить 75 тысяч литров дизельного топлива. Это еще более повысит качество и эффективность работы депо в последнем квартале решающего года пятилетки — такими словами заканчивается корреспонденция.
   Четвертый год пятилетки начался для деповчан радостной вестью: министр путей сообщения СССР за успехи, достигнутые в экономном расходовании топлива при вождении поездов, наградил денежной премией машиниста В. Глазунова.
   Городская газета «Великолукская правда» от 10 февраля 1984 года писала:
   «Хорошо потрудился со своим помощником машинист тепловоза В. Глазунов. На его трудовом календаре в  минувшем году 48630 тонн народнохозяйственного груза, доставленного сверх нормы в большегрузных поездах и более 19 тонн сбереженного дизельного топлива, используя которое бригада сможет провести 6 большегрузных поездов от станции Великие Луки до станции Резекне-2 Прибалтийской железной дороги.
   Представители администрации, товарищи по работе тепло поздравили передовика социалистического соревнования, пожелали ему новых успехов...»
    Ознакомившись с Обращением ЦК КПСС ко всем избирателям страны, деповчане решили работать еще лучше, достойно встретить 4 марта — день выборов в Верховный Совет СССР.
   Пример подали деповчане-орденоносцы.
   Городская газета «Великолукская правда» от 22 февраля 1984 года в корреспонденции «Пример орденоносцев» писала:
   «В локомотивном депо постоянно отличаются в соревновании кавалеры ордена Трудовой Славы Третьей степени машинисты тепловозов Д. И. Кулагин, А. П. Громов, И. С. Внебрачный и слесарь-электрик В. П. Амеличев. У каждого из них немало добрых заслуг.
   Классный машинист Д. И. Кулагин проявил себя отличным мастером своего дела. За первый месяц четвертого года пятилетки он сберег 948 литров топлива и ввел в график все поезда, опаздывающие по вине работников других служб.
   В социалистическом обязательстве орденоносца А. П. Громова на четвертый год пятилетки записано:
   "На сбереженном горючем  провести три  полновесных состава."
   Слово, данное коллективу, Анатолий Петрович держит крепко. Только в январе он сберег 1772 литра горючего, при этом обеспечил ввод в график пять поездов, опаздывающих по вине работников других служб.
   Первоклассный машинист И. С. Внебрачный в этом году сберег более 400 литров жидкого топлива и ввел в график десять опаздывающих поездов.
   Ремонтник В. П. Амеличев умело оздоровляет локомотивы. Сменные задания перевыполняет в полтора раза. Все, что сделано его руками, служит долго и надежно. Машинисты и помощники машинистов верят: если в высоковольтной камере поработал орденоносец В. П. Амеличев, то она будет действовать безотказно, и поезд любого веса к месту назначения придет по расписанию...» 
    Внесли свой вклад в дело снижения себестоимости грузоперевозок и деповские рационализаторы. 
    Городская газета «Великолукская правда» от 27 декабря 1984 года в корреспонденции «Деповская новь» писала:
   «Давно подменено, что у локомотивов, прибывающих к нам на ремонт  из других депо, приходится выбраковывать почти половину поршневых втулок дизелей. Это  значительно повышает стоимость ремонта». 
   Над вопросом восстановления цилиндровых втулок задумался главный технолог депо А. Юревич. Его идею поддержал начальник депо А. Орлович, его заместитель Г. Кузьменков, инженер техобеспечения Н. Лексунов.
   Предложение было хорошее, но не на чем было его претворить в жизнь. И новатор первым делом занялся реконструкцией списанного вертикально-сверлильного станка. Предстояло разработать, а затем смонтировать необходимые схемы электрического и гидравлического обеспечения, а также отработать деповскую технологию хонингования (чистовой обработки).
   Минуло время, в механозаготовительном цехе рядом  с токарными появился хонинговальный, совсем не похожий на своих собратьев, автоматический станок. Для закупки хонинговальных брусков новатор дважды побывал на одном из рижских заводов.
   Станок-автомат создан в содружестве с ремонтниками В. Соловьевым, изготовившим хонинговальную головку, П. Мининым, В. Колосовым, В. Лебедевым, отладившими гидравлическую и электрическую схемы.
   На всю работу автор с группой инженеров-новаторов и опытных ремонтников затратили три с половиной года.
   Вместе с новшеством появился и иной вид оздоровительных работ, родилась в депо новая профессия — хонинговальщик. Им стал опытнейший ремонтник А. Федотов. Производительность станка с каждым месяцем повышается.
   В 1984 году около двухсот реставрированных втулок установлено на дизелях. Что вполне хватает с имеющимся запасом новых.
   Реставрированной втулки вполне достаточно для пробега с поездами свыше полумиллиона километров. Это уже подтверждено работой тепловозов на линии с поездами.
    Внедрение рационализаторского предложения главного технолога А. Юревича в течение года дало без малого 27 тысяч рублей экономического эффекта.
   Деповчане в четвертом году пятилетки не только выполнили все названное в годовых обязательствах, но еще и успевали оказывать шефскую помощь селянам.   
   Газета «Великолукская правда» от 16 октября в информации «В двух хозяйствах» сообщала:
    «Давняя дружба установилась у коллектива локомотивного депо с тружениками совхоза имени А. Матросова и пригородного хозяйства «Железнодорожник». И ни разу подшефные не были в обиде на помощников.»
    В связи с возросшим потоком грузовых и пассажирских поездов деповчане трудились с сокращенными по числу и значительно уменьшенными по времени выходными днями. Казалось, им не выкроить времени для поездки на село. Вот тогда-то в цехе эксплуатации на самом видном месте появилось обращение общественных организаций — по-ударному помогать труженикам села. Перевыполнили обязательства по оказанию  шефской помощи А. Шишов, В. Соколов,  И. Федоров; и многие другие.
   А когда началась сборка корнеплодов, опять прозвучал призыв к деповчанам. И они снова отправились трудиться на село.
   В пятом году пятилетки коллектив депо  стремился не только закрепить положительные результаты прошлого года, но и развивал их.
   Углублялась работа по развитию комплексного метода совершенствования труда, материального стимулирования и планирования по опыту Щекинского химического комбината. Внедрялись мероприятия по сокращению потерь рабочего времени, расширялись зоны обслуживания, проводилась работа по совмещению должностей и профессий. Широкое распространение получили бригадные формы организации и стимулирования труда с оплатой по конечным результатам, с применением коэффициента трудового участия. Хороших результатов добились труженики ремонтных цехов.
   Локомотивщики продолжали распространять опыт по вождению поездов со Знаком качества. С начала года таких поездов проведено 4872, что составляет 30 процентов от всего количества поездов. Лучших успехов в вождении поездов со Знаком качества достигли локомотивные бригады машинистов А. Артемьева, Н. Феоктистова, А. Кондратьева и многих других.
   Работа по экономии топлива все время совершенствовалась. Но одним из главных ее направлений в депо остается внедрение передового опыта. О передовом опыте сбережения горючего машинистами депо сообщали городская, дорожная, отраслевая газеты.
   В корреспонденции «Помогает опыт лучших» 19 июня 1985 года «Псковская правда» писала: 
    «С каждым годом растут масштабы перевозок, увеличивается грузопоток на Псковском отделении Октябрьской железной дороги. И понятно поэтому, какое значение приобретает задача бережного расходования топлива. Беречь горючее в коллективе великолукского депо стало доброй традицией, рожденной в годы первых пятилеток.
   Способов рационального расходования топлива немало. Причем у каждого машиниста к этому есть свой подход. Поэтому используется обобщенный опыт лучших из них. В разное время передовики производства машинисты В. Ф. Ильин, М. А. Киселев, М. Н. Копейкин, И. В. Юдин, Б. Г. Соловьев возглавляли школы передового опыта. Учили молодых машинистов экономному расходованию горючего и умелому вождению тяжеловесных поездов. Уроки мастерства нередко проходили в кабинах локомотивов. В этих «школах на колесах» постигали тонкости профессии многие молодые машинисты. Подобные метод практикуется и в пятом году 11-й пятилетки.  Результаты налицо. Только за пять месяцев 1985 года на счетах лицевой экономии локомотивных бригад более 600 тонн дизельного топлива. Подобного количества топлива достаточно для доставки по адресам пятилетки без малого миллиона тонн различного народнохозяйственного груза. Труженики электросилового цеха сберегли 13133 киловатт-часа.. В денежном выражении это составляет 719 рублей. Сдана на регенерации 81 тонна отработанных нефтепродуктов. При этом сэкономлено  1646 рублей. В этом немалая заслуга старшего инженера Ю. Стрелкова и работников хозяйственного  цеха во главе с мастером В. Ужеговым. 
   Разработка и внедрение технологии восстановления щилиндровых втулок дизелей методом хонингования  позволили реставрировать 105 втулок и сэкономить 6390 рублей. 
   В общий успех внесли вклад и рационализаторы. За половину 1985 года внедрено в производство 70 предложений с экономическим эффектом 49,9 тысячи рублей.  Главный технолог А. Юревич, к примеру, разработал и  внедрил 3 предложения с экономическим эффектом 4800 рублей. 
   Постоянное внимание уделялось коллективному творчеству. Крепнет содружество инженерно-технических работников и рабочих. В  депо 17 творческих бригад. В их  составе 39 человек. В нынешнем году новаторами внедрено 47 предложений с экономическим эффектом 28,2 тысячи рублей.
   Большинство предложений направлялось на механизацию трудоемких работ, на экономию материалов и электроэнергии, на совершенствование технологии ремонта узлов и агрегатов тепловозов и на обеспечение безопасности труда. 
   Лучшее новшество —это «Метод  восстановления пояса газового стыка цилиндровых втулок тепловозных  дизелей». Экономический эффект 2114 рублей Авторы: .старший мастер механо-заготовительного цеха В. Коротков, мастер дизель-агрегатного отделения А. Дмитриев, инженер-технолог А. Рябинин. 
    Инженерно-технические работники трудились по личным  творческим планам. Тематика планов охватывала   все сферы деятельности .коллектива депо — внедрение новой .техники, улучшение организации труда, совершенствование технологического процесса ремонта тепловоэов, повышение уровня производительности труда на оздоровительных работах.
    В 1985 году по творческим планам выполнено 198 работ с экономическим эффектом 19 тысяч рублей.
   Работа передовиков производства, новаторов направлена на  выполнение планов и социалистических обязательств завершающего года 11-й пятилетки.
    Снижали расходы грузоперевозок не только поездные машинисты, но и машинисты маневровых тепловозов.
   Городская газета «Великолукская правда» от 26 ноября 1985 года в корреспонденции «По-хозяйски». писала:
   Маневровые тепловозы на станции Великие Луки обслуживаются в основном одним машинистом, что ощутимо повышает производительность труда. При этом каждый локомотив взят на социалистическую сохранность и содержится в примерном культурно-техническом  состоянии.
   Лучшими считаются маневровые машинисты М. Фальковский и А. Турчин со старшим машинистом П. Шолоховым. На комиссионном осмотре их тепловоз удостоен отличной оценки. Славятся машинисты и сбережением дизельного топлива. 
   - Только в этом году,-  говорит П. Шолохов, — на сэкономленном топливе каждый машинист отработает по две смены. Чтобы добиться устойчивой экономии дизельного  горючего, мы тщательно принимает тепловоз из всех видов ремонта. Особое внимание обращаем на регулировку топливной аппаратуры. Как известно, работа дизеля на нулевой позиции, без нагрузки, обеспечивается числом половины оборотов коленчатого вала дизеля. Иными словами, при работе без нагрузки .расходуется значительное количество топлива. Чтобы расход сократить, по договоренности с ремонтниками на нашем тепловозе несколько уменьшены обороты коленчатого вала при работе тепловоза на нулевой позиции. — Кроме этого, -продолжает рассказ П. Шолохов, — мы должны чувствовать ритм работы станции: время прибытия и отправления поездов, чтобы при маневровых передвижениях, не мешать приему и отправлению поездов, особенно пассажирских, вовремя освобождать стрелочную приемо-отправочную улицу.
   По-хозяйски ухаживают за маневровым тепловозом бригады старшего машиниста А. Васильева. Грамотная эксплуатация дизельного локомотива и качественный ремонт его дают добрые результаты. Только за этот год бригады сберегли более полутора десятков тонн дизельного топлива. Около восьми тонн приходится на долю самого А. Васильева.
   Он рассказывает: 
   — Достигнутая экономия горючего—это следствие его бережного расходования при работе с маневровыми составами на станции Великие Луки. Стараемся трудиться без переделок. Держим постоянный контакт с составителем поездов. Всегда перед началом любого передвижения совместно с руководителем маневров намечаем самый лучший вариант его выполнения.
   Неоценимую помощь в экономии оказывают нам ремонтники. Они четко регулируют топливную аппаратуру. Особое внимание обращаем на состояние системы автоматической регулировки температуры охлаждающей воды и масла при заступлении на дежурство.
  Во время работы на станции с небольшой  группой  вагонов своевременно отключаем вентилятор охлаждения.
   При перестановке с пути на путь полновесных составов перевожу контроллер машиниста с низких позиций  на более высокие с некоторой выдержкой времени. Стараюсь полностью использовать всю мощность каждого позиционного положения контроллера. Медленный набор рабочих позиций дает возможность турбокомпрессорам успеть набрать соответствующие обороты и обеспечить достаточным количеством кислорода. Происходите полное сгорание топлива, ощутимо увеличивается  коэффициент полезного действия дизель-генераторной установки.
   На   сэкономленном горючем  бригады будут работать в течение месяца при формировании большегрузных составов. Это наш рабочий вклад в завершающий год пятилетки качества и эффективности общественного производства. 
   В 11-й пятилетке деповчане трудились по-стахановски.
   Во Всесоюзном социалистическом соревновании трудовых коллективов страны за успешное выполнение государственного плана развития СССР на 1985 год назван победителем  и награжден переходящим Красным знаменем коллектив Октябрьской железной дороги.  В  успех коллектива старейшей железнодорожной магистрали  вложен и немалый труд деповчан. За 11-е пятилетие деповчане смогли  на тяжеловесных  поездах сверх плана доставить по адресам Российского Нечерноземья свыше 30 миллионов тонн различного народнохозяйственного груза. При этом применяя  передовые методы вождения большегрузных и длинносоставных поездов локомотивные  бригады сберегли более 4-х тысяч тонн дорогостоящего дизельного топлива. 
    Самыми  тяжеловесными поездами при экономном  расходовании  топлива были у тепловозных  бригад  машинистов В.  Истомина, Н. Фоничева, В. Быстрова, А. Анискина и многих других.. 
   В пятом году 11-й пятилетки  на деповские ходовые пути  пришли новые пассажирские  тепловозы  серии "2ТЭП-60". Машинисты стали водить удлиненные более двадцати классных вагонов фирменные поезда.
   Труд  деповчан в пятом году пятилетки нашел всеобщее  признание, не раз коллектив депо заносился на городскую доску Почета, награждался переходящими Красными знаменами министерства путей сообщения и ЦК профсоюза работников железнодорожного транспорта.
   О машинистах депо сняты  короткометражные телевизионные фильмы.
   Городская  газета "Великолукская правда" от 6 апреля 1985 года писала:
   «Недавно в передаче "Псковского телевидения",  посвященной предстоящему коммунистическому субботнику в честь 115 годовщины со дня рождения В. И. Ленина, был показан короткометражный репортаж-фильм о первоклассном машинисте Великолукского локомотивного депо, почетном  железнодорожнике  Оресте Михайловиче Шишко.
    На экране высокий  подтянутой  человек в темном форменном кителе. Вот он уже в кабине тепловоза. Басит сирена локомотива, и поезд отправляется в путь. Мелькают переезды, густые заросли деревьев, зеленые огни входных светофоров.
    Кинокадры сопровождаются словами диктора о жизни и деятельности Ореста Михайловича.
   В 1944 году пятнадцатилетним пареньком переступил он порог паровозного депо. Война жестоко обошлась с маленьким Орестом, лишив его родителей, братьев и сестер. В живых осталась лишь трехлетняя сестренка Наденька.
   Мальчишку зачислили в бригаду по ремонту водяных паровозных баков. Наравне со взрослыми он латает тендеры, пробитые пулями и осколками. Каждый день юный железнодорожник работал до тех пор, пока мальчишеские  руки держали увесистый молоток и тяжелое котельное зубило. А затем спешил к своей сестренке. Не .забудет ветеран свою первую получку, на которую купил родной малышке обнову—цветастое платьице.
   Не забудет ветеран и свой первый субботник, когда вместе со своей бригадой за ночь отремонтировал паровоз и неуверенным детским почерком на водяном баке написал: 
   «Все для фронта! Все для Победы!» 
   Мелькают кадры. Продолжается рассказ о передовом машинисте. 
   «В одиннадцатой пятилетке, —радует голос диктора, — Орест Михайлович совершил более двадцати безвозмездных рейсов в счет фонда Мира. Это более, чем месячная работа машиниста».
   Ветеран открыл лицевой счет коммунистического субботника в честь 115-й годовщины со дня рождения В. И. Ленина. И уже совершил три безвозмездных рейса. Опытный машинист, активный общественный инспектор по безопасности движения поездов и умелый наставник молодежи.
   Большое впечатление оставил у деповчан телеочерк о работе и общественной деятельности ветерана-машиниста О. М. Шишко и словно прибавил сил деповчанам в соревновании за повышение эффективности труда.
   Деповчане гордятся, что в коллективе работает, такой замечательный человек — Орест Михайлович Шишко.
   Городская газета «Великолукская правда» 10 июля 1985 года в заметке «Фильм о машинисте» писала:
   «На днях Псковское телевидение показало короткометражный фильм о первоклассном машинисте Великолукского локомотивного депо, коммунисте Михаиле Егоровиче Грабусове. -
   ...Не торопясь, машинист идет к локомотиву, на котором ему предстоит провести рабочий день. 
    Вспыхивает «зеленый» огонек выходного сигнала.
    Тепловозная сирена оповещает об отправлении состава в дальний путь. 
    Мелькают новые кадры, и диктор рассказывает в Грабусове: 
    «После окончания техникума железнодорожного транспорта он трудился кочегаром, затем помощником и машинистом паровоза. А когда в депо пришли дизельные локомотивы, Михаил Егорович в числе первых стал водить составы на тепловозе.
     В нынешнем году на лицевом счету тепловозной бригады М. Е. Грабусова более 10 тысяч тонн различного народнохозяйственного груза, доставленного по адресам Российского Нечерноземья в тяжеловесных поездах сверх нормы, сотни минут нагона опоздания скорых поездов, допущенных по вине других служб. Есть и экономия дизельного горючего.
     Отличается машинист и как общественный инспектор по безопасности движения поездов и наставник молодежи.
     А вот с экрана говорит и сам ветеран. Он рассказывает о своих первых наставниках, которые привили ему любовь к нелегкой, но очень нужной людям профессии машиниста. Ими были С. Перец, В. Шедченков и А. Левенец.

[Предыдущая страница]  [ Оглавление]  [ Следующая страница]


[Участки дорог] [Общая карта дорог] [Предприятия и учебные заведения] [Расписания] [Дороги узкой колеи]
 [Соавторы проекта] [Музеи] [Библиография] [История обновлений] [Разное
]


© Copyright 2001-2013 URAKIS