|
А если бы всё сначала?
Почти четверть
века водит поезда по Октябрьской магистрали Павел Александрович
Волков, и до этого четыре года помощником машиниста отъездил. Первая половина
его трудовой биографии связана с локомотивным депо
Санкт-Петербург-сортировочный-Витебский с грузовыми перевозками. Вторая – с
пассажирскими.
Не всегда умную иронию по поводу комсомольских починов и советских времён мы,
кажется, уже поумерили и, слушая сегодня о том, как машинисты решали те же, в
общем-то, вопросы, понимаем: есть чему поучиться. Павел Александрович
вспоминает, как его комсомольско-молодёжная бригада, работавшая в Гатчинской
колонне, решила переломить ситуацию, при которой машинисты и помощники Нарвской
колонны зарабатывали процентов на тридцать больше при одинаковых объёмах
тонно-километровой работы. Комсомольцы попросили закрепить за ними тепловоз (а
закреплённых машин тогда ещё в депо не было), получили в своё распоряжение самый
раздолбанный из всех и решили для начала его отмыть от толстого слоя грязи. Да
только эффект оказался непредвиденным: вместе с копотью и мазутом с бортов
отскреблась и краска, так что выставленная на просушку машина тут же заржавела.
Пережив разнос от начальства, заново покрасили тепловоз. Был он когда-то
зелёным, потом чёрным от грязи, потом рыжим от ржавчины, а стал светло-синим.
Изготовили огромные комсомольские значки, повесили их на тепловоз. И старая
машина, почувствовав заботу, стала работать как часы. Глядя на это, постепенно и
другие бригады колонны начали закрепляться за тепловозами. Дальше – больше.
Предложили комсомольцы разрешить им переход с повременки на сдельщину (6 копеек
за километр). «Как таксисты, что ли, будете?» – повозмущалось было начальство,
но потом решилось. Ведь молодёжь не просила себе каких-то благ, а только то, что
сама сумеет заработать. Хозрасчет! И они сумели: восемь их тепловозов стали
выполнять 30 процентов плана депо, в парке которого было 60 машин. Нужны были
километры, и они их осиливали, крутили колёса по двенадцать часов, резко
сократив простои. Комсомольцы успевали за смену дважды до Шушар съездить и
обратно. Увы, после перестройки система канула в Лету, как и многое другое.
Возможностью заработать больше среднестатистической суммы была и работа «в одно
лицо». Это уже в пассажирском движении. Машинист Волков был в числе первых, кто
в 99-м повёл поезда из Санкт-Петербурга на
Псков без помощника. Его заработок
возрос в полтора раза, сверхурочных не было ни часа.
Сейчас он водит пассажирские поезда до
Новосокольников,
Пскова,
Пыталово. В
летний сезон без сверхурочных никак не обходится. По 200 часов в месяц у Волкова
получается. И всего лишь четыре выходных по графику. Да, зарплата «благодаря»
сверхурочным в такие месяцы подрастает. Но и цена этого роста – велика. Ведь
профессия машиниста требует полноценного отдыха. А заработок в 30 тысяч за норму
часов – при огромной ответственности – соблазнительным не кажется.
Коллеги-машинисты в «Трансойле» получают куда больше…
– Павел Волков не просто высококлассный машинист, но и исключительно надёжный и
ответственный человек: когда он управляет локомотивом, за поезд можно быть
спокойным, – говорит заместитель начальника Санкт-Петербург-Варшавского депо по
эксплуатации Юрий Дмитриев. – А ещё он, в лучшем смысле этого слова, дотошный и
принципиальный. В том, что касается дела, компромиссы для него невозможны. На
таких-то дорога и держится!
Нынешний год для Санкт-Петербург-Варшавского депо – особенный: в ходе
реформирования локомотивного хозяйства дороги в его состав влился цех
эксплуатации депо Санкт-Петербург-сортировочный-Витебский. Теперь это огромное
объединённое эксплуатационное предприятие. Такая специализация, по расчётам
идеологов реформы, должна повысить качественные и количественные показатели
работы локомотивного хозяйства дороги. Плюсов и минусов разделения ремонта и
эксплуатации деповчане пока ещё не прочувствовали, поэтому отзываются о нём
осторожно. Но Павел Александрович, скорее, жалеет о том, что ремонт «отдалился»:
раньше машинист после поездки шёл в цех ремонта и общался с мастером, обсуждал
возникшие на локомотиве проблемы…
Недавно он встречался с однокурсниками на праздновании 30-летия выпуска, и ему,
преданному железной дороге всем сердцем, было грустно видеть, что большинство из
выпускников с неё ушло – на более высокооплачиваемые места. И грустно было
узнать, что в техникуме, в который он поступал когда-то при конкурсе три
человека на место, в нынешнем году – недобор. «А если бы всё сначала?» – вопрос,
наверное, некорректный, и задавать его герою этой зарисовки наши журналисты не
стали. Но уже тот факт, что его сын перешёл на четвертый курс ПГУПСа, сам по
себе говорит, согласитесь, о многом.
Сколько воспоминаний накопилось у Волкова! И о том, как спать перед ночной
сменой днём умудрялся, живя в одной комнате с женой и двумя детьми. И о том, как
обученные им помощники, один за другим, сами становились машинистами. И о том,
как в 2006-м на первый Всероссийский съезд машинистов в Москву ездил. Нет, он
ничуть не устал. Удовольствие от рейсов получает. Говорит, что автомобиль он не
любит (укачивает, мол, в нём), а вот локомотив – самая замечательная машина.
Когда так совпадают главное увлечение в жизни и работа – это ли не удача?
Впрочем, такие удачи не с неба падают, их люди сами добиваются –
целеустремленностью. Он с оптимизмом смотрит в будущее. уверен в себе. Знает,
что делает настоящее, нужное людям дело. И делает хорошо.
Президент РФ Дмитрий Медведев подписал недавно указ о награждении машиниста
Санкт-Петербург-Варшавского локомотивного депо Павла Волкова медалью ордена «За
заслуги перед Отечеством» II степени.
Ирина Верховная. 9 августа 2008 года. Газета "Октябрьская магистраль".
|