|
На виду у ведущих
Краткие сведения об акционерном обществе Московско—Виндаво—Рыбинской железной дороги — сокращенно АО МВР ж. д.
Устав его был утвержден 29 января 1869 года и называлось оно тогда АО Рыбинско-Бологовской железной дороги. 4 июня 1895 года
«рыбинцам» была передана в заведование АО Новгородской узкоколейной железной дороги и Общество было переименовано в Рыбинское.
21 мая 1897 года, когда акционерам Рыбинской железной дороги было доверено строительство дороги от Москвы до Виндавы, то они
автоматически оказались в штате АО МВР ж. д. Срок концессии устанавливался до 4 июня 1955 года. Срок выкупа казной — 1 января 1915
года. В начале 20 века линии АО МВР ж. д. были разделены на две части: Петербургская сеть и Московская сеть. Каждое из них имело
свое Управление.
На 1 января 1910 года Петербургская сеть имела 1 649 верст, в том числе 183 версты узкой колеи. Главные пути имели длину 1233
верст. На балансе АО МВР ж. д. находились линии:
Петербург — Витебск, 533 версты,
в.ч. Дно — Новосокольники, 165 верст; Новосокольники —
Витебск, 139 верст; Бологое — Псков, Рыбинск — Бологое, Новгород — Чудово, Туккумская, Краснохолмская...
Доминантой Московской сети была линия Москва — Виндава — 1025 верст и ветки общего пользования — 24,324 версты. Третье дополнение
к Уставу АО МВР ж. д. Высочайше утверждено 21 мая 1897 года. Обществу разрешалось построить на свой страх и риск железную дорогу
нормальной колеи через Великие Луки и соединить ее с Риго-Орловской дорогой в городе Туккум. Линия имела два участка: Москва —
Крейцбург (Зелань) — 739,769 верст и Туккум — Виндава — 101,558 версты. Соединительные ветки были открыты для движения 29 октября
1902 года. Линия Москва — Крейцбург 11 сентября 1901 года. Туккум — Виндава 11 ноября 1904 года!
Москва - Крейцбург
Схема дороги
Есть в пределах Латвии красивейший город Екабпилс. Историческое ядро его сложилось на левом берегу реки Даугава, известной в Россия
как Западная Двина. На противоположном — большой пригородный поселок, официальное название которого до 1917 года Крейцбург, а
после революции — Крустпилс. В конце 19 века через это местечко прошла Риго-Орловская железная дорога, и Крейцбург впервые стал
промежуточной станцией её. В начале 20 века, 11 сентября 1901 года, сюда со стороны Москвы через Ржев, Великие Луки, Новосокольники,
Себеж подошла другая дорога под названием Москва — Крейцбург. Такой подарок латышам, одновременно и русичам,
преподнесло частное
акционерное общество Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги — сокращенно АО
МВР. Озабоченные отсталостью России в постройке
нового вида транспорта, акционеры из волжского города Рыбинска, где до 1901 года находилось его правление во главе с председателем
Н. С. Островским, убедили Николая II за свои деньги соединить Москву с Виндавой через Крейцбург железнодорожной линией
(Виндава — с 1917 года Вентспилс на берегу Балтийского моря).
Указ царя от 1897 года послужил началом сооружения этой сверхдальней колеи в Прибалтику. Уже 25 июня этого года в Инженерный Совет
Департамента железных дорог поступила инструкция на изыскание и первичный проект железнодорожной линии от Москвы до станции
Риго-Орловской дороги Штокмансгоф (ныне Плявинис). В инструкции говорилось, чтобы инженеры-изыскатели при производстве работ
учитывали интересы городов и сёл, которые окажутся в сфере влияния будущей линии. Указывалось направление её: Волоколамск,
Резекне (до 1917 года — Режица). Тем не менее, в ходе изысканий в адрес инженеров стали поступать отовсюду множество предложений
от заинтересованных лиц изменить направление дороги. Учитывая просьбу уездного земства и городской Думы Сычёвки и города Белый,
изыскания проводились и на территории Тверской и Смоленской губерний, в пределах же Витебской губернии, а тогда в неё входили
Сокольники, Пустошка, Невель, Себеж, Лудза, Резекне, Даугавпилс... — по четырём направлениям! Самым же выгодным оказался тот,
который изначально был озвучен в должностных инструкциях АО
МВР ж. д. Из Москвы до Крейцбурга линию повели, минуя Сычёвку и
Белый, через Оленино, Нелидово, Западную Двину. По мнению компетентных столичных финансистов, южная часть тверского края,
получившая эту дорогу, должна более эффективно работать на процветание его, а заодно — и обогащать государственную казну.
Прогнозы наших предков оправдались сполна. Благодаря очередному детищу АО
МВР ж. д., линия Москва — Крейцбург способствовала
экономическому развитию тверской тьмутаракани. Не было бы этой дороги, вряд ли бы возник в пойме реки Межа каменноугольный бассейн,
заводы: пластмасс, торфяных машин, метизный, деревообрабатывающий комбинат. Да и само Нелидово вряд ли обрело в 1949 году статус
города, если бы линия прошла стороной. Своему рождению обязан этой дороге и город Западная Двина, западный сосед города шахтёров.
Благодаря дороге Москва — Крейцбург статус узловых станций получили Ржев, Новосокольники, Режица, в которых были построены паровозные
здания и менялись паровозные бригады. Западная Двина, Себеж, получив статус участковых станций, обзавелись оборотными паровозными
депо, где производилась смена паровозных бригад грузовых поездов. Всего же по всей линии от Москвы до Крейцбурга было построено 40
станций. Освидетельствование однопутной колеи, протяженностью 768 вёрст, завершилось 11 сентября 1901 года. Тогда же состоялась
торжественная передача её в эксплуатацию. Затраты на дорогу составили 58 842 792 рубля. В эту стоимость вошло вознаграждение лицам,
у которых были изъяты земельные участки для постройки дороги, общая площадь которых составила 5160 десятин!
Сквозное движение поездов от Москвы до Виндавы открылось 11 ноября 1904 года.
Это стало возможным, когда то же АО МВР ж. д. построило и сдало в эксплуатацию еще 365 вёрст. Все они принадлежали Лифляндской и
Курляндской губерниям. Наиболее крупные станции, которые были построены на этом участке, это Даудзева, Тауркалне, Иецава, Елгава,
Стенде, Угале.
Освидетельствование этого участка проводилось под председательством В. М. Панова.
Управлял всей дорогой Москва — Виндава Николай Дмитриевич Байдак.
Пропускная способность дороги была рассчитана на 2 пары пассажирских поездов в сутки и на 7 товарных за этот же отрезок времени.
Водоснабжение — на 16 пар поездов.
Источник информации. Фонд 240, оп. 1, ед. хр. 386.
Дело о сооружении Московско-Виндавской железной дороги.
С.-Петербург, Английская наб., 4, Российский государственный архив.
Из книги Николая Казюлина "Самовар в
упряжке ходит". Великие Луки. 2002 год.
|