Виндавская дорога
Историческая справка
В расписаниях 1903-1917 годов
станции Яловка нет. Перед войной между
станциями Идрица и
Заваруйка
на расстоянии около 4 километров от
последней на берегу озера Белое появилась
станция Яловка. По рассказам родственников
работавших там железнодорожников, она имела километровую
посадочную площадку и обслуживала
дислоцировавшиеся здесь кавалерийские и
артиллерийские части. Уже на советской карте 1931 года западнее
переезда показан подъездной путь. Однако слово "Лагерь"
(ясно, что не пионерский) на карте нанесено южнее и восточнее переезда. Немецкая
карта же 1944
года утверждает, что подъездной путь начинался восточнее переезда и шел южнее
главного хода прямо к озеру Белое. Истину легко уточнить: надо
только доехать до станции Заваруйка
на пригородном поезде и прогуляться пешком до
станции Идрица :-)
О диверсии у разъезда Яловка из книги
"Уходили мальчишки в партизаны" О.С. Смирнов,
Лениздат, 1982 год
На советской карте 1943 года
станция Яловка Калининской
железной дороги расположена на 595 километре двухпутной дороги. На
картах 1944 - 1948 годов в 3 километрах от
станции Заваруйка и в 8
километрах от станции Идрица уже показан
пост 595 км. Т.е. после войны при
восстановлении только однопутной дороги станция была законсервирована в
интересах Министерства Обороны СССР.
Последний раз станция Яловка открывалась по требованию военных в
двенадцатичасовой срок в 70-е годы. Станция Яловка
есть на карте 1983 года, но без
названия. Недалеко
одноименная деревня.
Известен довоенный стрелочник Исаак
Пузанов. "Это мой родной дядя, брат моей мамы. Покидал
вместе с работниками станции Идрица
(в т.ч. ДС Собровин С.А.), саперами и сотрудниками НКВД 9 июля 1941 года
станцию Идрица. Они делали, что
положено, чтобы немцам ничего не досталось. В т.ч. и взорвали двухпутный мост в
восточной горловине почти на глазах немецких мотоциклистов. Дядя говорил, что
вагоны стучат по разному. Те, которые шли в Латвию, т.е. Германию, стучали:
"пшено-сало, пшено-сало". Те, которые возвращались из Латвии (Германии), стучали
по другому: "винтики-болтики, винтики-болтики". Дядя Исаак в 1941 году пропал без вести,
их эшелон разбомбили под Великими Луками. Сейчас анекдот этот актуален, если
заменить пшено и сало на нефть и удобрения..."
Юрий Киселев.
"Многие слышали одну из историй о
знаменитом послевоенном начальнике
станции Идрица
Василии Павловиче Титове.
В то время начальник поста 595 км подчинялся начальнику
станции Идрица. Титов
тогда имел только одну звезду на погонах, а в Яловку прислали из Ленинграда "на
повышение" начальником поста "подполковника". Естественно, их
встречи были на грани конфликта. Однажды на
бывшей станции Яловка им попался на глаза небритый
работник пути (кажется, обходчик). И
получил ... трое суток гауптвахты. И
отсидел их на станции Осташков - там была
гауптвахта Калининской дороги. Пост 595 км относилась тогда к Третьему
Великолукскому отделению этой дороги".
Юрий Киселев.
В настоящее время поезда не
останавливаются,
но где-то рядом есть синий контейнер
связистов.
Карты и схемы
Фрагмент карты масштаба 1:50 000 1931 года
Фрагмент карты масштаба 1:50 000 1944 года
Фрагмент немецкой карты Псковщины конца 1942 года
Гарнея - Яловки от Сергея
Спиридонова (Псков).
HP
(HaltPunkt - остановочный пункт) без
названия.
Фрагмент немецкой карты Псковщины конца 1942 года
Есенники - Идрица от Сергея
Спиридонова (Псков). Бывший перегон
Яловки - Идрица. Та же самая карта.
Фрагмент карты Калининской железной дороги 1943 года
от
Дмитрия Фокина.
Станция Яловка на 595 км.
Фрагмент карты Калининской железной
дороги 1944 года от
Дмитрия Фокина.
Пост
595 км.
Фрагмент карты Калининской железной
дороги 1945 года от
Дмитрия Фокина.
Пост
595 км.
Фрагмент карты Калининской железной
дороги 1948 года от
Дмитрия Фокина.
Пост
595 км.
Участок Заваруйка - Идрица
дороги Москва - Виндава на фрагменте карты 1:100 000 1983 года. Еще есть напротив
перекрестка безымянная станция!? Закрыта, но не разобрана?
Фрагмент Атласа Псковской области 1997 года.
Здесь какая-то казарма напротив перекрестка.
Фотографии
Стрелочник станции Яловка в предвоенные годы Исаак
Пузанов (из деревни Малые Гвозды
Идрицкого района). Позже работал на
станции
Идрица. Фотография 1938 (?) года из личного архива автора
проекта.
Расписания
Их нет с
участием этой станции.