Историческая справка
Довоенный разъезд на 338 километре не имел
названия на картах, но во время войны оказался в центре боевых действий. Военные
и партизаны называли его по именам окрестных деревень.
Фенино, Филино, Дубовая Грива, Большая Лутовка
- это всё разъезд 338 км!
На карте 1937 года ниже моста через реку Ужица
показаны деревня Фенина и безымянный
разъезд. На немецкой карте конца 1942 года южнее моста реки
Ужица примерно на 338 км вблизи деревень Фенино
(Fenino) и Большая Лутовка
(Bolschaja Lutowka) есть также безымянный раздельный пункт. Это и была
"станция Фенино", разгромленная красноармейцами во
время рейда в апреле 1942 года.
Партизаны называли этот разъезд по-другому:
"... В ночь с 15 на 16.6 группа тов.
Михайлова в количестве 18 человек произвела минирование ж.-д. полотна Великие
Луки - Невель в районе дер. Давыдково. 16.6 в
11-00 следовавший из Великих лук на Чернозем
эшелон противника в количестве 20 вагонов с
различным военным грузом нашел на мину.
Взрывом 8 кг тола паровоз и несколько
вагонов разбиты. Эшелон сошел с рельсов.
После крушения эшелон был обстрелян
артиллерией. В ночь с 17 на 18.6 эта же группа
произвела минирование жел.-дорожного полотна в районе
Чернозем - Филино. 18.6 в
районе ж.-д. Чернозем - Филино произошел
взрыв поставленной мины. Посланная 20.6 разведка увидела на месте подрыва
несколько битых скатов и следы восстановления пути...." (Из отчета штаба
партизанского отряда "Смерть фашизму" о боевой деятельности за период с 10 июня
по 1 июля 1942 года)
Ветераны бронепоездов придумали еще название: в своих
воспоминаниях они пишут о восстановлении участка Чернозем -
Дубовая Грива. Также они упоминают о том, что в октябре
1943 года на участке
Дубовая Грива - Опухлики действовала
группа бронепоездов. Деревня Дубовая
Грива находилась в двух километрах от
разъезда 338 км, но зато как раз рядом с будущим
послевоенным разъездом 336 км.
На
картах Калининской
дороги 1943 - 1948 годов ничего здесь нет. Разъезд
336 километр возник сразу после
войны, так как однопутный перегон Чернозем - Опухлики в 21 километр
оказался великоват. Разъезд был построен не на довоенном месте, а двумя
километрами севернее, выше моста через реку Ужицу
- приток реки Балаздынь.
В расписании 1949 года это
разъезд 336 км, в
расписаниях 1960 - 1962 годов его нет.
В 1979 - 1984 годах на
разъезде 336 км даже
останавливался пассажирский поезд
Ленинград - Полоцк. Сейчас просто
остановка пригородного поезда.
На картах Псковской области 1988 - 1997 годов на 338 км еще
можно разглядеть казармы или сараи.
"РЖД
спустя 10 лет возобновляет
сообщение между Псковской
областью и Белоруссией" 30
мая 2024 года. Первоисточник - "Псковская
Лента Новостей".
Карты и схемы
Фрагмент карт масштаба 1:50 000 1927 - 1931 годов*
*нижний лист, на котором должен быть
разъезд 338 км, 1927 года съемки.
Разъезда нет.
Фрагмент карты масштаба 1:100 000 1937 года*
*разъезд построен в 30-е
годы?
Фрагмент карты масштаба 1:50 000 1944 года*
* показан разъезд на самом
стыке листов
Участок 357 км - Великие Луки
на фрагменте карты масштаба 1:100 000 1937 года. Есть безымянный разъезд.
Фрагмент немецкой карты Псковщины конца 1942 года
Новосокольники - Великие Луки - Невель от Сергея
Спиридонова (Псков). Над словом
Bolschaja Lutowka
виден разъезд.
Фрагмент карты Калининской железной дороги 1943 года от
Дмитрия Фокина. Нет разъезда!
Участок Полоцк - Великие Луки
Калининской дороги 1955 года. Есть разъезд 336
км.
Участок Алеща - Великие Луки
Октябрьской дороги 1962 года. Есть разъезд 336
км.
Участок Опухлики - Великие Луки
на фрагменте карты масштаба 1:500 000 1979 года. Есть
разъезд 336 км.
Участок 360 км - 336 км на
фрагменте карты масштаба 1:100 000 1988 года. Есть казармы на
338 километре, а на самом обрезе карты
разъезд на 336 км.
Фрагмент
карты Псковской области 1997 года.
Схема движения пригородных поездов по
состоянию на 31.12.2021. Псковское и Тверское направление. 31 декабря 2021
года. Автор фотографии - Юрий Киселев.
Расписания
Расписания
на все направления
Псковских железных дорог. 2003 год
Пассажирские
поезда 1984 и 2006 годов.
Расписание движения поездов в 1949 году на
участке Бологое - Соблаго - Полоцк - Крулевщизна - Мосты - Гродно (от Великих
Лук до Крулевщизны) и обратно. Прислал Олег Алексеев.
Пригородные поезда Новосокольники - Алеща
№№6653-6652 и Великие Луки - Алеща №№6651-6654 на лето 2009 года от
Евгения Гацака.
Расписание поездов
№№6651-6654 Великие Луки - Алеща в июне 2014 года.