|
дорога Нища - Невель
Нища
дорога Псков -
Полоцк
Бологое-Полоцкая дорога
блок-пост 371 км
Историческая
справка
Фрагмент немецкой карты Псковщины конца 1942 года
Нища - Невель от Сергея Спиридонова
(Псков). Хорошо видно
полотно железной дороги Нища - Невель. Судя по фотографии,
приведенной ниже, были построены даже мосты, а не только отсыпана насыпь. Нет ни
одного раздельного пункта. Неужели при проведении земляных работ забыли о
разъездах? Также обозначены на этой карте другие не
функционирующие участки. Например, дорога Псков - Полоцк, участки в прифронтовой
зоне у Старой Руссы. В то же время изолированный участок Девицы - Юховичи
показан как работающий.
Фрагмент немецкой карты
Александрово - Турки-Перевоз
- 371 км, декабрь 1943 - январь 1944 г.г.
Фрагмент немецкой карты деревня
Турки-Перевоз - 371 км, декабрь 1943 - январь 1944 г.г. Оккупация подходит к концу. Дорога есть, но ни
раздельных пунктов, ни даже железнодорожных домов.
Фрагмент топографической карты
масштаба 1:200 000 Псковской области 1997 года. К счастью
исследователей родного края только часть полотна (примерно до деревни
Ольховец) совпадает с шоссейной дорогой. Далее полотно железной дороги
пролегало севернее Александрово в направлении Дуброво
и Блиново. Справа от Блиново на этой карте участок уже не показан. Затем будущая железная дорога очень близко выходила к
шоссе в районе деревни Турки-Перевоз. Здесь могли быть остатки
большого моста через реку Уща, но их нет, т.е. мост построен не
был. Далее на карте полотно дороги не
угадывается до деревни Острилово близ конечного пункта - деревни
Плиссы.
"... Также
южнее Бояриново есть ответвление в сторону юга-востока в направлении
Александрово. Часть насыпи используется в наше время в качестве дороги."
Clark
(http://www.sebezh.borda.ru)
"На
карте ГШ РККА 1927 года ж/д от станции Нища на Невель нет, а на карте ГШ РККА
1937 года эта ж/д уже есть. Вывод сделать просто.
Кстати, от станции Нища в сторону Невеля шла узкоколейная дорога. Это
видно по обозначению на карте 1937 года. Вот фотография старинного моста на бывшей железной дороге. Этого между деревнями
Ольховец и Александрово. Вот это место на карте."
КартоФан (http://www.sebezh.borda.ru)
"Если дорога была построена до войны, хотя бы и узкоколейная,
должны же быть разъезды. Карта 1937 года, представленная внизу, не доказывает
узкоколейность дороги. Она просто не построена. Доказательств, что дорога была
построена нашими до войны или достроена немцами в годы войны, пока нет. Как нет
сведений, что в годы оккупации функционировал участок Идрица - Полоцк. Это была
территория Братского партизанского края, но свидетельств о диверсиях на этих
участках нет." Юрий Киселев
"Мой дед жил в деревне Турки-Перевоз до 1939
года. Отец родился там же в 1927 году. По воспоминаниям отца, дед после уборки
урожая и до посадочных работ несколько зим работал на строительстве этой
самой железной дороги. То есть, в предвоенные годы работы активно велись.
По поводу вопроса, действовала ли эта ж/д в режиме узкоколейки или участками,
могу констатировать, что на участке Язно - Невель
однозначно нет. Эта уверенность основана на том, что значительная часть этой
насыпи была померена моими ногами в конце 70-х и начале 80-х годов. Ни на одном из
участков не попадаются традиционные приметы бывшей железной дороги - сгнившие
шпалы, болты и другой крепеж и т.д. Железнодорожного моста через реку
Уща в районе
Турки-Перевоз также никогда не было. Если до войны существовал старый
деревянный (автомобильный) мост через Ущу, то его остатки в виде свай легко
видимы до сегодняшнего дня. Железнодорожная же насыпь просто упирается в реку с
обеих сторон. Будет возможность летом - сделаю снимки.
Теперь о нынешнем состоянии насыпи. Опять же речь идет о участке
Язно - Невель. Насыпь существует, кроме
того, в прекрасном состоянии - хоть сейчас прокладывай рельсы. На большинстве
участков насыпь не только читаема, она позволяет свободно двигаться по ней
легковому автомобилю - мы прошлым летом ездили на ВАЗ-21099. Практически даже
нет крупных деревьев (и это среди сосновых лесов). Маленькое исключение
составляют участки в лесу, где была проведена вырубка зрелого леса и произведены
посадки молодого. Там все распахано тракторами и очертания немного стерлись. Тем
не менее и эти участки вполне проезжаемы. Видимо, лесники используют остатки
дороги как естественную защиту от пожаров и посадки на ней не производят.
Июль 2010 года.
Райков Леонид <Leons001@yandex.ru>
Карты и схемы
Участок деревня Турки-Перевоз -
371 км на фрагменте карты масштаба 1:100 000 1937 года.
Участок Александрово - Сомино
(рядом с деревней Турки-Перевоз) на фрагменте карты масштаба 1:100 000 1973
года. Дорога еще без разрывов.
Фрагмент участка Нища - Александрово
на фрагменте карты масштаба 1:100 000 1983 года. Хорошо видно, как не совпадает
шоссейная дорога на Александрово с полотном железной дороги на
Невель.
Участок Александрово - Сомино
(рядом с деревней Турки-Перевоз) на фрагменте карты масштаба 1:100 000 1988
года. Справа от Блиново участок еще показан.
Участок Турки-Перевоз - Невель
на фрагменте карты масштаба 1:100 000 1988 года. Какая красота! Хоть сейчас
рельсы укладывай :-)
Фрагмент
карты Псковской области 1997 года. Видим деревню Плиссы.
Именно к блок-посту 371 км у этой деревни выходила эта дорога.
|