|
Паровозы серии С
№№ паровоза |
Год выпуска |
Завод |
Заводской
номер |
Поступил с
завода на
дорогу |
Когда был на
Псковских дорогах |
Примечания |
С.1-5 |
1910 |
Сормовский |
- |
Северо-Западные |
1910 |
Все
использовались для тяги курьерских
поездов на участке Петербург - Псков (273
км). |
С.6-10 |
1911 |
Сормовский |
- |
Северо-Западные |
1911 |
С.23 |
1912 |
Сормовский? |
1697 ? |
Северо-Западные |
1948, депо Псков |
старший машинист
П. Курзин |
С.24 |
1912 |
Луганский? |
1465 ? |
Северо-Западные |
1946, депо Дно |
старший машинист
М. Карпов |
С.45 |
1912 |
Невский |
1934 |
Северо-Западные |
"Существует
фотография из частного фотоальбома, сделанная в Луге ещё до революции.
Фото плохое, но на нём чётко просматривается номер паровоза С № 45!".
Михаил Семёнов, Луга |
С.53 |
1913 |
Невский |
1977 |
Северо-Западные |
1951, депо Псков |
старший машинист
В. Жуков |
С.57/2 |
1913 |
Невский |
1981 |
Северо-Западные |
1951, депо Псков |
старший машинист
И. Покровский |
С.66 |
1913 |
Невский |
1985 ? |
Северо-Западные |
1953, депо Псков |
старший
машинист И. Озернов |
С.68 |
1913 |
Невский |
1992 |
Северо-Западные |
1945-47, депо Дно |
старший
машинист К.С. Серебряков |
С.104 |
1915 |
Сормовский |
1975 ? |
Московско-
Курская |
1947, депо Псков |
старший машинист
А. Авдашков |
С.187 или 127 |
- |
- |
- |
- |
1930,
депо Великие Луки
Здесь у него
другой номер. |
И. Гранкин, А.Стрелков,
Н. Струнин |
С.203/2 |
1915 |
Сормовский |
- |
Николаевская |
1952, депо Псков |
старший машинист
А. Рубакин |
С.205/1 |
1915 |
Сормовский |
- |
Николаевская |
1946, депо Псков |
старший машинист
А. Архипов |
С.211 |
1915 |
Сормовский |
- |
Николаевская |
1946, депо Дно |
старший машинист
М.Жигодло |
С.224 |
1915 |
Сормовский |
- |
Николаевская |
1919, депо Великие
Луки |
отремонтирован
на субботнике |
С.255 |
1913 |
Невский |
2015 |
Южные |
1946, депо Дно |
старший машинист
Н. Панов |
С.278 |
1914 |
Сормовский |
- |
Николаевская |
1948, депо Псков |
старший машинист
П. Кузьмин |
С.303 |
- |
- |
- |
- |
1930,
депо Великие Луки |
- |
С.312 |
1916 |
Харьковский |
- |
Николаевская |
1946, депо Псков |
старший машинист
И. Петров |
? |
? |
? |
? |
? |
станция
Новосокольники |
годы оккупации |
Первые 10 паровозов серии С формулы
1-3-1 №№1-10 поступили на Варшавскую дорогу. Если до
1910 года поезд до Варшавы был в пути 22 часа 35
минут, то в 1911 только 18 часов 02 минуты.
Участок до Пскова поезд преодолевал за 3
часа 50 минут. Для сравнения самый быстрый по
графику поезд 1988 года Ленинград- Черновцы с
ТЭП60 в голове следовал по этому маршруту 4
часа 18 минут. В настоящее время сохранился только один паровоз этой серии-
С.68, тот, который работал на Псковских дорогах. Сейчас под своим
номером он стоит на Варшавском вокзале рядом с паровозом СО.
История его такова. 23 сентября 1913 года он поступил на Северо-Западные
железные дороги. Позже эта дорога стала называться Октябрьской. В 1934
году паровоз трудился в депо Ленинград- Варшавский, после 1942 года он
снова на Октябрьской, с 1945 по 1947? приписан к
депо Дно. В июне 1960 его и С.255 продали военным,
которые переоборудовали его под котельную завода железобетонных изделий
в районе Хорошевского шоссе в столице. С.255 не повезло, его в
1973 году порезали на металлолом. А паровоз С.68 в начале 70-х
годов обнаружила группа любителей железнодорожной техники.
Потребовались
долгие годы для того, чтобы восстановить этот паровоз. Чтобы как-то
подействовать на наших чиновников, ему поменяли номер на С.245.
Паровоз с таким номером участвовал в переезде правительства В. Ленина
в Москву, а мы знаем, как везло паровозам, как-то связанным с именем вождя.
Например, У-127 или найденному в Сибири на лесоповале ОВ-7024,
в свое время участвовавшему в субботнике.
Подробно об восстановлении
паровоза С.68 написано в замечательной монографии
Александра Никольского "Паровозы серии С" (Москва,1997
год) и в его более ранних статьях 1981-1984 годов. Паровоз был восстановлен
к 7 августа 1983 года.
Фотографии паровозов
из книги А. Никольского "Паровозы серии С"
|
Паровоз С.68 (еще с номером 245) на
обложке книги А. Никольского "Паровозы
серии С". |
|
Паровоз С.224 поступил на
Николаевскую дорогу в 1915 году с
Сормовского завода. В 1918 году
использовался в качестве траурного
после убийства чекиста Урицкого. В 1919
году он ремонтировался на субботнике в
Великих Луках. В Псковском
железнодорожном музее есть фотография,
доказывающая это. |
|
Паровоз С.255 с 1916 года на
Николаевской дороге. В 1934 году
участвовал в перевозке гроба с телом С.
Кирова в Москву. В 1973 году порезан на
металлолом. Здесь он попал на рекламу
железнодорожной печати в 1929 году. Музей
локомотивного депо Москва-
пассажирская Октябрьской дороги. |
|
В конце 20-х годов паровоз С.255
был запечатлен на фотографии Л.
Амурского "Чугунная тройка". Слева
направо: С.245, С.227, С.255. Журнал "Советское
фото", №2, 1939 год. |
|
Паровоз С.68. Фотография из
архива Центрального научно-исследовательского
института технико-экономической
информации железнодорожного
транспорта. |
|
На испытаниях. Лекцию на ст. Великие Луки читает
профессор Ю.В. Ломоносов. Из книги "Опыты над паровозами".
В 1912 году профессор Ломоносов был назначен главой "Конторы
опытов над типами паровозов". Паровозы испытывались и на
Николаевской дороге. Им был сделан вывод, что паровозы серии С
должны быть использованы на дорогах без крутых кривых и на угольных
железных дорогах. |
|
Подорванный паровоз С на
станции Новосокольники. Фотография
сделана в годы оккупации. Книга "Локомотивы
идут на войну". Г. Вензель, Вена. |
|
Эта табличка с паровоза С.255,
которая чудом сохранилась. Раньше она
хранилась во Всесоюзном обществе
любителей железных дорог и в дни
демонстрации восстановленного
паровоза С.68 (245) прикреплялась к его
сухопарнику. Фотография И.М. Хилько. |
|
Поезд с паровозом С на
Петербурго-Варшавской дороге.
Фотография из коллекции Б.В. Януша |
|