|
Церкви Московско-Виндаво-Рыбинской
Мы уже
рассказывали читателям о храмах Николаевской
железной дороги. Но оказывается, такие были и у
железнодорожников Московско-Виндаво-Рыбинской —
в пределах нынешней Октябрьской магистрали. Да
не один, а несколько.
В 1897 году правление МВР дороги признало необходимым строительство на станции Медведево церкви-школы «ввиду крайней нужды местных служащих и в той и в
другой». Был выделен кредит в 10 тысяч рублей, но составление проекта
задержалось. Когда же в 1900-м за проект взялись снова, возникли затруднения в
совмещении двух учреждений в одном здании, да и кредита не хватило. И тут в июне
пришло предложение от настоятельницы Успенского женского монастыря (в Валдае)
построить на станции монастырское подворье, включавшее церковь, квартиры для
священников, церковно-приходское училище для девочек и другие службы. Для
железнодорожников это было выгодно. Оставалось только выделить десятину земли, а
затем пристроить к церкви школьное помещение для мальчиков. Однако настоятель
бологовской церкви священник Александр Скородумов выразил большое сомнение в
денежных возможностях монастыря, что и высказал в письме на имя председателя
правления дороги. При этом он подал встречную идею: если МВР выделит деньги,
причт церкви возьмет на себя совершение богослужений и всех треб на станции
Медведево.
Согласно справке технико-хозяйственного отдела дороги от 1910 года, постройка и
оборудование железнодорожной церкви Покрова Божией Матери на станции Медведево
обошлись в 18 тысяч рублей. В 1912-м священник Б.Пятницкий состоял одновременно
законоучителем и заведующим Медведевской железнодорожной школой. Храму была
уготована недолгая жизнь: в 20-е годы его разрушили. Недавно на станции
поставили часовню.
Мысль о своей церкви возникла у жителей деревни Купчино, что у южной окраины
Санкт-Петербурга, еще в начале прошлого века. Но проект 1903 года не был
реализован. Три года спустя возник новый проект церкви во имя преподобного
Герасима. Единственное условие, которое поставила перед просителями дорога, —
строительство не менее чем в 25 саженях от Царскосельской линии. Проект в
вычурно русском стиле создал архитектор И.Соколов. Строил гражданский инженер
В.Сарандинаки, возглавлял комиссию по постройке председатель правления Общества
Московско-Виндаво-Рыбинской дороги Н.Островский. Средства на строительство
собрали крестьяне, большой взнос внес купец И.Шутов.
Сто лет назад, 30 июня 1906 года, состоялась закладка церкви. Главный инициатор
ее возведения протоиерей Ф.Орнатский провел торжественный молебен. Строили
быстро. Уже 26 сентября были подняты колокола. Сначала храм приписали к
Преображенской церкви в Лигове, затем он стал приходским, имел часовню на
местном кладбище. С 1914-го в нем служил отец Михаил Романский. В марте 1938
года по решению Леноблисполкома церковь была закрыта, а летом снесена. Святыни
переданы в Никольский собор. Сейчас на этом месте площадка перед домом № 46 по
Белградской улице.
В 1907 году новосокольническая помещица Елизавета Клокачева вышла к руководству Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги с предложением выделить близ
станции
Новосокольники полторы десятины земли под строительство церкви и школы. Однако
железнодорожники сразу заподозрили неладное. Земли Клокачевой располагались
вдали от станции, а церковь должна была оказаться на одной оси с разветвлением
дороги на Санкт-Петербург и Виндаву. Возникло предположение, что устройство
храма понадобилось помещице для того, чтобы с большей выгодой сбывать в аренду
близлежащие участки ее имения. Подозрения усилились, когда с подобным
предложением вышли крестьяне деревни Войлово и села Марьино — то есть еще дальше
от линии. Поэтому дорога решила отклонить оба проекта и
построить церковь в полосе отчуждения неподалеку от вокзала. Тут были дом отдыха
паровозных бригад и жилые здания железнодорожников. Заодно решили поставить и
баню.
После объявленного сбора пожертвований прошло шесть лет, прежде чем храм был
построен. Решили, что священник будет заодно являться законоучителем Новосокольнической и Великолукской железнодорожных школ. Эта церковь простояла
дольше других — около тридцати лет — и была разбомблена во время Великой
Отечественной войны. Сейчас на ее месте магазин и небольшой рынок.
Известно, что в 1914—15 годах строился Спасский храм на станции Сонково. Для
него Московско-Виндаво-Рыбинская дорога бесплатно выделяла стройматериалы.
23 сентября 2006 года.
Алексей Островский
Газета "Октябрьская магистраль"
|