Второй участок магистрали

  150 лет назад, 22 февраля 1859 года, введена в эксплуатацию линия Луга – Псков Санкт-Петербурго-Варшавской магистрали
  25 февраля 1851 года главноуправляющий путей сообщения граф П. Клейнмихель сообщил своему помощнику генерал-майору Э. Герстфельду о решении императора строить эту магистраль в соответствии с выбранным направлением – через Гатчину, Лугу, Псков, Остров, Динабург, Гродно и Белосток.
  Изыскания от столицы до Луги Герстфельд, назначенный управляющим магистралью, поручил штабс-капитану В. Граве. А руководство рекогносцировкой в обратном направлении от Варшавы взял на себя, выбрав в качестве помощников поручиков И. Павловского и Петерсона. С участком Псков – Луга изыскателям повезло: местность здесь была совершенно ровная, а направление выбирали с расчётом, чтобы обойти Псков и небольшие, но глубокие озёра около Луги. На 128-вёрстную линию требовалось почти 9 миллионов рублей. Строительство участка предполагалось начать в 1853 году и закончить в 1855-м (а в 56-м закончить и всю магистраль). Крымская война отодвинула эти планы, и к апрелю 1854 года в 2-м отделении, которым руководил подполковник А. Шландер, были готовы лишь проекты мостов и труб. Предполагалось, что средние мосты будут железными, а пять крупных отверстием от 12 до 25 метров – через Плюссу, Курью, Псковицу и два через Пскову – деревянными арочными на каменных устоях. Однако департамент проектов и смет – в целях удешевления работ – решил иначе и железными оставил лишь два – через реку Котяж и последнюю канаву перед Псковом. Арочные также хотели сделать подешевле – дощатыми, а не брусчатыми, но затем согласились с проектом. Возведение поручили подрядчику А. Мейнгарду, который строил аналогичные искусственные сооружения на 1-м отделении. Интересно, что цены на мосты решили определять по примеру П. Мельникова, строившего Петербурго-Московскую дорогу, то есть средние, принятые в Лужском и Псковском уездах.
  Немного о строительстве моста через Лугу, имевшего важное значение. Проект первого в России целиком железного моста через реку Лугу (ставшего новым словом в европейском мостостроении) принадлежал генерал-майору С. Кербедзу. Ему в день утверждения проекта 8 января 1853 года Николай I поручил строительство и других крупных переправ Петербурго-Варшавской дороги – через Великую и Западную Двину. Для заказа железных частей мостов Кербедз отбыл в длительную командировку в Англию. Вместо себя оставил в Острове поручика И. Рерберга, а в Луге – поручика И. Стебницкого, всего за год до этого успешно окончившего Институт инженеров путей сообщения. Последнему он написал подробную инструкцию по работе. Интересно, что контролировать её исполнение Э. Герстфельд поручил не В. Граве, руководившему 1-м отделением строительства дороги, а А. Шландеру – возможно потому, что управление 2-м отделением располагалось поблизости, в Луге. Дела у подрядчика, отставного подполковника С. Гропеско, устанавливавшего бык и два устоя, поначалу шли не очень спешно. Сроки же были сжатые, Герстфельд торопил Шландера. И тогда Стебницкий внёс некоторые изменения в чертежи устоев. Они позволили ускорить работы и уменьшить издержки. Правда, вскоре из-за болезни Стебницкого его сменил поручик Е. Духовской, заканчивал же мост в 1857 году И. Рерберг. Переправа имела два пролёта длиной 56,1 метра каждый, построена по многораскосной системе выдающегося мостостроителя Д. Журавского, автора мостов Петербурго-Московской железной дороги.
    Интересно, что современным промежуточным станциям мы во многом обязаны… П. Клейнмихелю. Из первоначально запланированных Э. Герстфельдом в декабре 1852 года Жезловской, Жеглицкой, Запольской, Губинской, Плюсской и Клабутицкой (у деревень Жезло, Жеглицы, Заполье, Клабутицы и рек Губинки и Плюссы) нам знакомо лишь одно название. Поскольку главноуправляющий отдал приказ о том, чтобы каждый остановочный пункт отстоял от другого не ближе чем на 20 вёрст (сначала было 18), то в итоге первыми станциями участка стали ныне существующие Торошино, Новоселье, Белая (теперь Струги), Плюсса и СеребрянкаКлабутиц) – все третьего класса. Класс станции Псков понизили с первого на второй, Луги – со второго на третий. На обеих построили пассажирские дома, локомотивные здания с мастерскими, вагонные сараи и т.д.
   «Псковские губернские ведомости» в № 6 за 1859 год сообщили: «Спешим известить читателей нашей газеты, что с 10 сего февраля открыт участок железной дороги от Пскова до С.Петербурга. Поезды из Пскова отправляются два раза в день…»
    Алексей Островский  20 марта 2009 года. Газета "Октябрьская магистраль"
  **Примечание "Псковских железных дорог". Существует несколько иная история возникновения названий станций в книге  журналиста Николая Казюлина " Самовар в упряжке ходит" (Великие Луки, 1992 год).

[Участки дорог] [Общая карта дорог] [Предприятия и учебные заведения] [Расписания] [Дороги узкой колеи]
 [Соавторы проекта] [Музеи] [Библиография] [История обновлений] [Разное
]


© Copyright 2001-2013 URAKIS