Петербург - Варшава или дорога в Царство Польское

Схема дороги

  Акционерное общество Варшаво-Венской железной дороги, устав которого был утверждён в 1839 году, одним из первых оповестило население, что оно намерено соединить железнодорожной линией Петербург с Варшавой. Но спустя три года оно отказалось от своих обещаний. Николай I крепко обиделся на своих партнёров и заявил придворным, что дорогу в Варшаву построит за казённый счёт.
За словом последовало и дело, но только 7 лет спустя. Чтобы лучше определить наиболее выгодное направление дороги, Главное Управление путей сообщений и публичных зданий (ГУПСПЗ), деятельность которого в ту пору возглавлял граф Пётр Андреевич Клеймнихель, запросил у военного ведомства свежие географические карты пяти губерний, по территории которых должна была пройти дорога.
  Для производства изысканий на местности нужны были точные приборы и измерительный инструмент: теодолиты, нивелиры, буссоли, мензулы, парные рейки, металлические наконечники, бурова для сверления отверстий в недрах земли. В Петербурге подобного товара не нашлось. Его нашли в Польше. Там же отыскались и специалисты для обучения русских этим премудростям.
  По просьбе инженеров-изыскателей всю воображаемую трассу от Петербурга до Варшавы разделили на пять отделений. Нумерация их устанавливалась с головы дороги — от города на Неве. Протяженность условных отделений получилась разная. Самое длинное 252,5 версты Петербург—Псков. Под номером два действовало отделение Псков — Динабург, 240 вёрст. Под № 3 значилось отделение Динабург  —Вильно, 145,5 версты. Отделение Вильно —Белосток, протяженностью 207 верст, было зарегистрировано под № 4. И, наконец, Белосток — Варшава, 162 версты, имело порядковый № 5.
  На каждое отделение полагался штабной офицер, 30 обер-офицеров-инженеров, 6 гражданских чиновников, 6 писарей и 10 кондукторов. В свою очередь каждое отделение было поделено на участки протяжённостью 40 вёрст и меньше. В штат этого рабочего подразделения включался один трудолюбивый офицер и два кондуктора.
  Прежде чем отправиться в путь-дорогу дальнюю на производство изысканий, все участники этих экспедиций были заранее посвящены в служебную тайну будущей дороги. Какой же ей быть?
  В планах державных властей она на всём расстоянии должна быть двухпутной, за исключением участка от Вильно до Белостока.   Предполагалось, что на дороге, расстояние которой составляло 1011 вёрст, устроить 7 станций первого класса (Гатчина, Псков, Динабург, Вильно, Гродно, Белосток, Варшава), три станции второго класса: Луга, Остров, Режица. Остальные 45 аттестовать на третий и четвёртый классы. Потребность в подвижном составе оценивалась в 100 единиц паровозов и 1680 вагонов в двухосном исчислении. По приблизительным подсчётам на постройку всей дороги с её многочисленными объектами потребуется 70 млн. рублей. Это «великое мероприятие может быть совершено при постоянном открытии езды на оконченных участках в течение пяти лет», говорилось в официальных документах правительства.
  Дорогу в столицу Польши начали строить в 1852 году с двух сторон и по участкам. Документы той поры засвидетельствовали, что 20 апреля того же года на сооружении полотна на 200 версте от Петербурга работало 1000 землекопов. Около Пулкова — вдвое меньше. 13 мая того же года фронт работ вплотную придвинулся к речке Вревке и работало в тот день уже 7762 человека. В ведомости за 27 мая значилось уже 10600 чернорабочих. Рядом с простолюдинами возили тачки с песком 2530 солдат принца Фридриха Нидерландского пехотного лейб-гвардейского полка и его Величества короля Прусского полка. Кроме тачек, в распоряжении двух полков было ещё 650 обозных лошадей с упряжью и телегами. Только за один день им сообща удалось переместить 444445 кубических саженей грузов!
  Наряду с организованным ударничеством, соседствовало тунеядство. Так на участке Остров — Режица строители столкнулись с проблемой, в каком направлении вести дорогу: по той линии, что одобрена в правительственном документе или руководствоваться данными инженера-поручика Романова, который по заданию начальника участка целый год провел в этих местах, выискивая наиболее выгодное направление! Трассу повели до Режицы по ровному месту, по долине реки Утроя и ни разу не пересекли существовавшее ранее шоссе Петербург — Варшава, а на протяжении многих вёрст параллельно шла с ним или рядом.
  Не бездействовали и мостостроители. По трассе было много препятствий. Только одних мостов следовало построить не менее пятисот. Некоторые из них будут отнесены к сверхсложным и уникальными. Это мост у реки Луга. Чудом техники являл мост через реку Великую у города Остров. Еще более экзотическими оказались инженерные сооружения в Вильно и Динабурге, которые стоят на реках Вилия и Западная Двина.
  Правительство предполагало, что дорога в Варшаву будет построена за пять лет и затраты на неё не превысят 70 миллионов рублей. Это было заявлено за одиннадцать лет до отмены крепостного права. А на деле? В 1852 году на постройку дороги была затрачено 5 млн. серебряных рублей. В 1853-ем 7 млн., в 1854-ом — 3,5 млн., в 1855-ом — 2 млн., в 1856 — 3780000 рублей. Всего за пять лет освоено было 21 млн. 280 тысяч рублей, вместо 70 млн., предусмотренных ранее. После корректировки цен на подвижной состав и земляные работы общая стоимость дороги Петербург — Варшава обошлась нашей стране в 86270000 рублей!
  На Петербургско-Варшавской дороге действовало 5 отделений: Петербургское, Псковское, Динабургское, Белостокское и Варшавское.
  Участок дороги от Луги до Пскова II отделения начал устраиваться в ноябре 1854 года и закончился в январе 1857 года. На 128 верстах его были размещены пять промежуточных станций: Клабутицкая, Симоновская, Белая, Кубловская и Жезловская. Расстояние между ними не превышало 22 вёрст. На этом же участке за два года было построено 130 караульных домиков (будок), 24 моста, 52 переезда, уложено 7780 пудов рельс. В Луге и Пскове — паровозные здания с поворотными кругами. Общие затраты на устройство Луго-Псковского участка составили 8964821 рубль 12 копеек!
  Участок Псков — Остров, протяженностью 53,5 версты, строился с 1856 по 1858 год. На устройство земляного полотна было затрачено за это время 475000 кубических саженей гравийно-песчаных смесей. На постройку 21 моста израсходовано 400000 рублей, на закладку 22 переездов —22000 рублей. Устройство верхнего строения пути обошлось в 41125 рублей. Средства сигнализации и связи — в 14100 рублей. 6000 кубических саженей дров — в 9360 рублей. Водоснабжение — в 65000 рублей... Общая сумма затрат составила 2692437 рублей!   Станционные здания от Гатчины до Острова «потянули» на 1220000 рублей!
  Участок от Гатчины до Луги, протяженностью 86 версты, строился с 1856 года по 1858-ой.
  Общий свод расходов по трём отделениям за три неполных года составил 12866144 рубля 10,5 копейки.
  В процессе строительства Петербургско-Варшавской дороги количество отделений увеличилось до 8. К ранее действующим добавилась еще три. И в 1854 году они имели видоизменённые границы. Первое отделение Петербург — Гатчина—Луга = 128 3/4 версты.
2 отделение Луга — Псков = 128,5 версты;
3 отделение Псков —Режица = 150 3/4 версты;
4 отделение Режица — Динабург = 82,5 версты;
5 отделение Динабург — Вильно — 146 вёрст;
6 отделение Вильно — Гродно = 136 вёрст;
7 отделение Гродно — Белосток — 72 версты;
8 отделение Белосток — Варшава = 161 верста. На постройку железной дороги Петербург — Варшава в 1856 году было отпущено 86270000 рублей. Из них: на устройство земляного полотна 24800000 рублей, на изыскания — 100000, на постройку 8 больших мостов — 6000000, на постройку малых мостов, трубопроводов и переездов — 11000 000, на станции — 11600 000, на верхнее строение пути — 23300000, на подвижной состав — 4570000, на вознаграждение за отчуждение земель и имуществ — 600000, на устройство электромагнитного телеграфа — 300000, на расходы администрации — 1000000.
  С 1852 по 1856 гг. на сооружение Петербургско-Варшавской дороги было израсходовано 13951041 рубль 75,5 копеек. Отпущено же было значительно больше 21280000 рублей!
  Примечание. Режица с 1917 года Резекне, Динабург — Даугавпилс, Вильно — Вильнюс, Белая — Струги Красные. 1 верста — 1,06 га.
  Движение пассажирских и грузовых поездов по Петербургско-Варшавской дороге открывалось постепенно и по участкам:
Петербург — Гатчина 42 версты, открылось 1.11.1853
Гатчина — Луга, 86 вёрст, 5.12.1857
Луга - Псков, 128 вёрст, 10.02.1859
Псков - Остров, 50 вёрст, 26.01.1860
Остров — Динабург, 191 верста, 8.11.1860
Двинск (Динабург) —Ландварово, 178 верст, 15.3.1862
Линдварово — Варшава, 371 верста, 15.12.1862
Ораны —Патаранцы, 37 верст, 15.11.1895
Олита —Лососно, 181 верста, 1.5.1899
Патаранцы — Олита, 8 вёрст, 15.10.1899
Пыталово — Сита, 63 версты, 10.6.1902
  1 января 1894 года Петербургско-Варшавская дорога перешла в заведование казённого Управления МПС. Строил дорогу инженер генерал-майор Эдуард Иванович Герстфельд.
  Примечание. Ораны — с 1917 года город Варена в Литве. Олита — с 1917 года город Алитус в Литве.
   Примыкания к дороге Петербург —Варшава:
Режица — 0,430 версты Витебское акцизное управление Петербург — 1,340 версты Товарищество вагоностроительного Общества
Вильно — 0,147 версты братья «Нобель»
Вильно — 0,077 версты братьев Дембо
Вильно — 0,101 версты товарищество «Нефть»
Вильно — 0,075 версты Алсуфьева
Вильно — 0,108 версты Троцкого
Вильно — 0,084 версты Общество «Мазут»
Вильно — 0,116 версты Афонсон
Вильно — 0,146 версты Фейгенсон
Вильно — 0,070 версты Общество «Олеум»
Вильно — 0,055 версты Мер-Акопова
ст. Ковно — 0,100 версты братья «Нобель» 91 верста за Неманской линией, 0,220 верст «Оппенгейм»
ст. Воломин — 0,090 версты Леви
ст. Воломин — 0,122 версты Гелинг и Генсберг
Варшава — 0,326 версты Общество для очистки и продажи спирта
Варшава — 0,235 версты Управление акцизными сборами
Петербург — 0,520 версты Капельман
Красное Село — 1,051 версты Печаткин
Красное Село — 0,329 версты Братья Ивановы
Красное Село — 0,354 версты Верландер
Гатчина тов. — 0,140 версты Братья Нобель
Везенберг — 18,040 версты завод Порт-Кунда
Везенберг — 0,280 версты Розен и К°
Сондо — 13,094 версты Ассерин
Балтийский порт — 0,094 версты Крючков
Изборск(??) — 0,646 версты 1 товарищество алебастровых заводов
Нарва — 0,364 версты Общество «Мазут»
Стакельн — 0,280 версты Лифляндское дворянство.
  Примечание. Всего таких примыканий к Варшавской дороге по всей длине её было 47. Протяжённость их 64,720 версты.

Из книги Николая Казюлина "Самовар в упряжке ходит" Великие Луки. 2002 год.

[Участки дорог] [Общая карта дорог] [Предприятия и учебные заведения] [Расписания] [Дороги узкой колеи]
 [Соавторы проекта] [Музеи] [Библиография] [История обновлений] [Разное
]


© Copyright 2001-2013 URAKIS