К 100-летию Великолукского депо
 В машинисты идут по любви

Сразу и навсегда 

    Среди железнодорожных профессий профессия машиниста самая уважаемая. В основном, она унаследована от прадедов, дедов и отцов. Любовь к локомотивам рождается с первого взгляда и навсегда, когда подросток приносит родителю обед в депо. Потом во время школьной экскурсии слушает рассказы о машинистах, водивших эшелоны с боеприпасами на фронт. Нет-нет, да и услышит знакомую фамилию – соседа или родственника. А если еще отец возьмет сына в поездку, то восторгу не вместиться в юной душе.
     О своей первой встрече с локомотивом потомственный машинист Александр Олехнович рассказывает так:
   – Когда принес домой табель с пятерками, отец, машинист Великолукского депо, пообещал взять меня в рейс. Ночью не спал, вертелся, боялся проспать вызывную. Отец доверил мне нести сундучок с харчами, А когда поезд был готов к отправлению и на выходном семафоре поднялось алое крыло, отец разрешил мне потянуть рукоятку сигнала. Басовитый гудок покатился по станции и навсегда поселился в моей душе.
   Отец трогает поезд с места, стрелочники со свернутыми желтыми сигнальными флажками на все лады гудят сигнальными рожками. Стрелочная улица маршрута отправления, словно бакенами, указывает путь поезду молочного и янтарного цвета флюгарками. А когда мы выехали на перегон, замелькали полосатые переезды, приземистые домики путейцев в зарослях цветущих яблонь и вишен.
   Вот с тех пор отцовская судьба стала и моей судьбой. Окончил железнодорожный техникум, затем институт инженеров железнодорожного транспорта, поработал в техотделе, но вскоре почувствовал, что мое место на локомотиве.
 

Преданность профессии

  Машинист по здоровью должен быть под стать космонавту. Поэтому когда машинист тепловоза Александр Поллак был награжден орденом Ленина и к нему пришел корреспондент, чтобы написать о нем очерк, награжденный попросил не упоминать о том, что во время войны взрывом бомбы, попавшей в тендер, выбило стенку и завалило его поленьями так, что поломало обе ноги. Ведь если врачи узнают, они могут не допустить машиниста до вождения.
 

Не щадя живота

  В Великолукском локомотивном депо давно заведено знакомить новичков с ветеранами. Геннадий Сташкевич вспоминает:
   – Когда зимой 42-го пришел на паровоз, мне шел семнадцатый год. Работал кочегаром. Воинские эшелоны водили на дровах. А поленья под два метра, тяжелые, будто оловянные, сразу не поднимешь, и сучкастые, пока вытащишь с тендера в лоток, вспотеешь. Вот везли мы как-то под Великие Луки артиллерийские снаряды для гвардейских минометов «Катюша». Воинские эшелоны большегрузные, и чтобы не остановиться на перегоне и не стать мишенью вражеского летчика, пару в котле должно быть достаточно. И я трудился, не щадя живота своего. К концу рейса при подходе к станции разгрузки Великополье у меня внезапно возникла такая боль в животе, что я пришел в будку паровоза, поднял рубаху и, потрогав ладонью, почувствовал что-то сырое и густоватое. Машинист посмотрел и сказал:
   – Геша, у тебя пупок развязался. Присядь-ка на сиденье, а я бинтами стяну потуже твой живот.
   Как доехали последние километры, помню смутно. По прибытии на станцию машинист на руках отнес меня в санную подводу и положил вместе с ранеными красноармейцами. Отвезли меня в госпиталь, где я потом набирался сил. А в справке при выписке врач написал: «Распад пупочного кольца».
 

Одна судьба

  Рассказ Геннадия продолжает машинист Василий Ермолаев:
  – После этого случая на паровоз стали назначать по двое малолетних кочегаров. Вот так мы вдвоем с
Александром Пуденковым работали помощниками. После коротенького отдыха снова шли в депо готовить паровоз к очередному рейсу. После перехода на угольное топливо легче не стало. Помню, бывало, после первого перегона нам с Александром лопату не поделить, а проедем второй-третий, и язык на плечо. Машинист видит такое дело и говорит:
  –Вася, встань вместо меня на правое крыло, только ничего не трогай.
   А сам схватит лопату и давай как заведенный уголь в топку бросать, пока давление пара в котле не поднимется. И тогда, вспотев так, что раскрасневшееся лицо станет мокрым, скажет:
   – Ну, ребятки, теперь ваша очередь пар держать.
   Василий вздохнул. Оглядел плечистых и упитанных помощников и пооткровенничал:
   – Угли бывают разные по качеству. В декабре 1943-го вели воинский эшелон. Паровозную топку затянуло шлаком, повсюду синие огоньки гуляют, нет настоящего горения. Давление в котле неумолимо падает. Машинист то и дело открывает нижний водопробный краник, а в водомерном стекле вода подмигивает: то покажется, то спрячется. Он смотрит на нас и молчит, а в глазах просьба: «Ребятки, пару надо, чуть-чуть осталось, вот-вот выберемся».
  И видит Петр Лошаков, что мы от пота мокрые насквозь и почти задыхаемся от тяжести.
  Рассказчик тяжело вздохнул и продолжал:
   – Из-за низкого давления пара пришлось остановиться, а тут откуда ни возьмись фашистские стервятники налетели и стали бомбить, весь поезд растерзали.
  Вернулись из поездки, малость отдохнули, а потом всю нашу бригаду вызвали на разбор. Дверь в кабинет начальника приоткрыта, слышим строгий голос военного:
  – Машиниста в штрафную роту!
  Петр вышел из кабинета с белым как мел лицом. Зовут помощника. Входим мы с Александром. Полковник спрашивает начальника депо:
  – А где помощник?
  Начальник мигом:
  –Вот помощники разгромленного эшелона.
  Полковник глянул на нас:
  – Так это же дети!
  Начальник депо, чтобы поднять наш авторитет, говорит мне:
  – Ермолаев, ты почему медаль не одеваешь?
  Я  отвечаю:
  – Носил с месяц после получения. Соседские мальчишки сказали, что выменял ее на картошку или купил у барышника.
  Полковник внимательно слушает наш разговор, долго молчит, затем громко и коротко распоряжается:
   – Машиниста оставить на паровозе. Помощников лучше кормите и тоже оставьте.
 

Машинист – это призвание

  Пришла долгожданная Победа. Первый поезд в поверженный Берлин привел машинист из состава 5-й паровозной колонны НКПС Великолукского депо Владимир Смирдан. Уцелевшие машинисты вернулись в родное депо.
   Со временем многое изменилось. На смену паровозам пришли дизельные локомотивы. Стали поговаривать об автоматизации, вплоть до замены машиниста техникой. Но высококвалифицированного специалиста никто и ничто не заменит.
  Уместно вспомнить при этом подвиг машиниста
Александра Александрова, ценой своей жизни спасшего значительную часть наливного состава и станцию Кунья от пожара. Он выполнил неписанный закон машиниста: «В трудную минуту не покидать кабину локомотива».
   Машинист – не просто профессия, это призвание. О пилотах говорят, что их зовет небо, о моряках – их манит море. А что и как сказать о машинистах? Их судьбой стали стальные магистрали. Профессия машиниста нелегкая: бессонные ночи в дороге, холод зимой, жара летом, нервные перегрузки. Высокие токи, реализуемые на реверсоре и контроллере, создают «дутье» поперек кровяного давления человека. А вредность дизельного топлива… Одним словом, труд на износ.
  Машиниста величают главным на транспорте. Не в обиду будет сказано путейцам и связистам, движенцам и вагонникам – все они трудятся на машиниста. И на нем, машинисте, может сильно сказаться ошибка или недосмотр стрелочника или диспетчера, осмотрщика вагонов или связиста, весовщика или мостового мастера. А порою он слышит обидное:
  – Сколько денег огребаешь….
  У любого машиниста готов ответ:
  – Садись за контроллер и получай…
  Не потому ли становится дефицитной профессия помощника. Ведь у слесарей средней руки над головой крыша, под ногами неподвижный пол. По субботам и воскресеньям он дома. А помощник, как и машинист, сегодня спит дома, завтра в оборотном депо. Сегодня обедает в два часа ночи, завтра засыпает в полдень, а на следующие сутки все наоборот.
   Все хорошо знают, что машинисту и его помощнику перед рейсом необходим хороший отдых. Вопрос об их жилищных условиях следует решать в первую очередь.
  Раньше у локомотивных бригад грузового и пассажирского движения были именные графики. Теперь этих графиков нет у бригад грузового движения. Машинист с помощником не знают в точности, на какие дни и часы проходится их отдых. Не знают, когда их вызовут в поездку. Иными словами, они трудятся без обозначенных выходных. Прибавим еще, что рейсы затягиваются не по вине машиниста. Приплюсуем томительные часы пересидок и перележек в оборотном депо. Разве можно их приравнять к домашнему отдыху? В интересах дела машинисту надо бывать на рабочих планерках, технических занятиях, инструктажах перед рейсом. И все это за счет своего личного времени. Когда машинисту повозиться с ребятишками, сходить с супругой в гости, съездить на рыбалку или по грибы? Кто согласится на такую жизнь, в которой одна работа да забота?
   Даже от самых опытных машинистов слышишь:
  – Неспокойно работается, больно много контроля, иногда из-за углов и кустов.
  Возвращается машинист из поездки, а ему говорят: «Прочтите замечания и дайте письменное объяснение». Порой для этого вызывают из дома. Между тем машинист должен быть спокоен. Ему не положено волноваться. Работая годами за левым крылом локомотива, помощник постепенно осваивает нелегкую профессию машиниста. А еще лучше, если эту профессию осваивает сын машиниста. Кто лучше, чем родной отец из уст в уста, из сердца в сердце передаст секреты своей профессии? Ведь в машинисты идут по любви.

   В. Ипатов.   Еженедельник «Ведомости. Псков – Великие Луки» №4(385/67) от 31 января 2007 г.

   Иллюстрации:

   Высококлассный машинист тепловоза, представитель большой деповской династии, инициатор вождения сдвоенных поездов на тяговом участке Великие Луки – Западная Двина Николай Варфоломеев. Благодаря его инициативе производительность труда машинистов увеличилась в два раза. Награжден медалью «Ветеран труда».

  Передовой машинист Борис Синельников – инициатор вождения тяжеловесных поездов, мастер вождения большегрузов строго по графику. Он перевез миллионы тонн народнохозяйственных грузов на Северо-Западе Нечерноземья. Удостоен медали «Ветеран труда».

   
Без повестки, по зову комсомольского сердца Сергей Перец покинул родительский дом, чтобы влиться в отряд псковских народных мстителей. Затем стал разведчиком регулярных частей. Штурмовал Рейхстаг. Среди ратных наград на парадном костюме Сергея Григорьевича шесть орденов. Среди них орден Славы II и III степени. За труд в мирные дни удостоен медали «Ветеран труда». Классный машинист, он воспитал немало специалистов, ставших гордостью локомотивного депо.


[Участки дорог] [Общая карта дорог] [Предприятия и учебные заведения] [Расписания] [Дороги узкой колеи]
 [Соавторы проекта] [Музеи] [Библиография] [История обновлений] [Разное
]


© Copyright 2001-2013 URAKIS