|
О станциях Стримовичи, Локня и Самолуково
Здравствуйте!
Замечательный проект, но некоторую информацию по участку линии Дно -
Новосокольники нужно уточнить. У Вас написано «Станция
Стримовичи существует с
1901 г.», но ведь это немного не так- с 1901 г. появился
разъезд № 9 на 121 версте участка Дно - Новосокольники, потом он стал
именоваться и платформой, и полустанком, а в советское время - станцией, но по
сути он был и остался разъездом (разъезд и станция разные вещи).
Потом о названии «Стримовичи». В тексте: «Название могло произойти от
фамилии помещика», и эта догадка совершенно верна - этот помещик звался
Стримович Иосиф Андреевич, и он владел поместьем с имением
в сельце Крестилово, расположенным неподалёку от разъезда (в советское время на
базе поместья был организован совхоз Крестилово, а посёлок при нём разросся и
сейчас окружает разъезд со всех сторон).
Возникает вопрос: почему разъезду присвоили имя Стримович (именно
Стримович, в единственном числе, как фигурирует в расписаниях от Дмитрия Фокина
на Вашем сайте), а не других помещиков: в округе хватало других помещиков, и
знатных, и родовитых, а Стримович не был даже дворянином.
Оказывается: (известно из Памятных книжек и документов Псковского и
Великолукского земства) Стримович был активным участником работы земства(
избирался уездным и губернским гласным), и помимо того был Инженером и
участвовал в работах по сооружению линии Дно- Новосокольники (моя вероятная
гипотеза).
Из документов известно, что Стримович скоропостижно скончался в начале
1907 г., а уже в 1908 г. в расписании от Дмитрия Фокина появляется пл. Стримович.
Каким образом в названии пл. Стримович добавилась «и», можно только
гадать: возможно МПС добавило «и» для более привычного звучания (Киселевичи), а
есть другая версия- дело в том, что жена Стримовича была блюстительницей местных
школ, и могло так случиться, что местное земство по смерти её могло
ходатайствовать об изменении в названии платформы.
О станции Локня.
Название станции происходит от названия реки - никакой деревни Локня в этом
месте никогда не существовало, был когда-то погост Локня, но довольно
далеко (~20 км).
О станции Самолуково.
В 1901 г. был открыт разъезд № 10 на 131 версте линии Дно- Новосокольники, и
только в 1904 году после открытия движения на Витебск это стало 362 верстой
нового пути.
О наименовании разъезда именем Прискуха и дальнейшем переименовании в
Самолуково описано в книге Казюлина Н.Д. Добавлю лишь, что имя Прискуха
(варианты Прыскуха, Прескуха) носили село с имением помещиков Дерфельден и с
давних времен почтовая станция ( с переменой лошадей) на губернском тракте у
переправы через реку Пузна (Пузня), которая в этом месте имела два имени: и
Пузна, и Прискуха (а на картах иногда писались одновременно через черточку).
26 марта 2022 года. С уважением, Сергей Веденков
|