О станциях Стримовичи, Локня и Самолуково

    Здравствуйте!
  Замечательный проект, но некоторую информацию по участку линии Дно - Новосокольники нужно уточнить. У Вас написано «Станция Стримовичи существует с 1901 г.», но ведь это немного не так- с 1901 г. появился
разъезд № 9 на 121 версте участка Дно - Новосокольники, потом он стал именоваться и платформой, и полустанком, а в советское время - станцией, но по сути он был и остался разъездом (разъезд и станция разные вещи).
  Потом о названии «Стримовичи». В тексте: «Название могло произойти от фамилии помещика», и эта догадка совершенно верна - этот помещик звался Стримович Иосиф Андреевич, и он владел поместьем с имением
в сельце Крестилово, расположенным неподалёку от разъезда (в советское время на базе поместья был организован совхоз Крестилово, а посёлок при нём разросся и сейчас окружает разъезд со всех сторон).
  Возникает вопрос: почему разъезду присвоили имя Стримович (именно Стримович, в единственном числе, как фигурирует в расписаниях от Дмитрия Фокина на Вашем сайте), а не других помещиков: в округе хватало других помещиков, и знатных, и родовитых, а Стримович не был даже дворянином.
  Оказывается: (известно из Памятных книжек и документов Псковского и Великолукского земства) Стримович был активным участником работы земства( избирался уездным и губернским гласным), и помимо того был Инженером и участвовал в работах по сооружению линии Дно- Новосокольники (моя вероятная гипотеза).
  Из документов известно, что Стримович скоропостижно скончался в начале 1907 г., а уже в 1908 г. в расписании от Дмитрия Фокина появляется пл. Стримович.
  Каким образом в названии пл. Стримович добавилась «и», можно только гадать: возможно МПС добавило «и» для более привычного звучания (Киселевичи), а есть другая версия- дело в том, что жена Стримовича была блюстительницей местных школ, и могло так случиться, что местное земство по смерти её могло ходатайствовать об изменении в названии платформы.
  О станции Локня. Название станции происходит от названия реки - никакой деревни Локня в этом месте  никогда не существовало, был когда-то погост Локня, но довольно далеко (~20 км).
  О станции Самолуково. В 1901 г. был открыт разъезд № 10 на 131 версте линии Дно- Новосокольники, и только в 1904 году после открытия движения на Витебск это стало 362 верстой нового пути.
  О наименовании разъезда именем Прискуха и дальнейшем переименовании в Самолуково описано в книге Казюлина Н.Д.  Добавлю лишь, что имя Прискуха (варианты Прыскуха, Прескуха) носили село с имением помещиков Дерфельден и с давних времен почтовая станция ( с переменой лошадей) на губернском тракте у переправы через реку Пузна (Пузня), которая в этом месте имела два имени: и Пузна, и Прискуха (а на картах иногда писались одновременно через черточку).
  26 марта 2022 года. С уважением, Сергей Веденков

[Участки дорог] [Общая карта дорог] [Предприятия и учебные заведения] [Расписания] [Дороги узкой колеи]
 [Соавторы проекта] [Музеи] [Библиография] [История обновлений] [Разное
]


© Copyright 2001-2013 URAKIS