|
Дорога Пыталово - Опочка
Историческая
справка К
сожалению, информация об этой дороге достаточна
скудна. На немецких
картах в ноябре 1943 года полотна для прокладки железнодорожной линии
Абрене-2 -
Опочка нет.
Предположительно, строилась дорога осенью 1943
года. При этом при обустройстве насыпи
использовались имеющиеся шоссейные дороги. Пока
известны названия только двух станций этой
дороги:
Rollbahn
и
Grenzfluss. О двух
других станциях ничего не известно.
В марте 1944 года формируется на базе 1-го и 4-го
партизанских отрядов 1-ая Латвийская
партизанская бригада. Командир - В.П.Самсонов
(Вилис Петрович Самсон). В июле взводом
подрывников В.М.Кононова совершаются диверсии на
железнодорожной линии
Абрене -
Опочка.
Практически до освобождения движение по дороге
было парализовано.
Ссылки
О диверсии на участке
Пыталово - Красногородское из книги
"Уходили
мальчишки в партизаны" О.С. Смирнов, Лениздат, 1982 год
"... В годы войны железнодорожная
станция Абрене (Пыталово)
приобрела особо важное значение. Связано то было
с тем, что железнодорожные линии
Резекне -
Остров - Псков, Резекне - Себеж, Абрене - Иерики
являлись особо важными коммуникациями вражеских
войск. К этому добавилась и железнодорожная
ветка Абрене-2
- Опочка, связанная со
строительством оборонительной линии “Пантера”.О
строительстве этой ветки, к которой были
привлечены местные жители, помнят и могут
рассказать еще многие старожилы нашего района.
Из воспоминаний Н. В. Гвоздева выяснилось, что в
строительстве этой ветки участвовали не только
наши военнопленные, но и поляки и чехи, жившие в
вагонах, стоявших на двух путях около переезда.
Охраняли их австрийцы и частично железнодорожная
жандармерия. Отходила эта ветка от лесного
склада станции Абрене-2 и шла на Котоново - Зили
- Красный - Опочка.
... В связи с этим происходило расширение и разделение станции на три
части:
Абрене-1, Абрене-2 и депо.
Вся мужская часть семьи Гвоздевых работала тогда
в депо. В нем трудились многие местные молодые
парни, чтобы не идти воевать на стороне немцев,
на фронт. Да и в обед здесь давали паек в виде
супа и 300 граммов хлеба. Так, Виктор Осипов
занимался очисткой паровозов от шлака, Виктор
Подтырный и Александр Круглов были стрелочниками
в депо. Депо размещалось за переездом. Работало
там человек 300. Иногда в нем скапливалось
одновременно до 60 паровозов. Имелось 9 крытых
ангаров для мелкого ремонта локомотивов, в
каждый из которых помещалось по три паровоза.
Начальником депо сначала был латыш Валениек, а
затем немцы назначили своего начальника депо.
... Возле переезда была железнодорожная будка, от которой начиналась
станция
Абрене-1. Через нее и
станцию
Абрене-2 шла на Псков
двухпутная линия. Станция
Абрене-2 в
1943-1944 годах приобрела очень важное
стратегическое значение, так как на ней было 18
дополнительных путей. Кроме этого, две грузовые
воинские ветки отходили в конец современной
улицы Режецкой. Связано это было с тем, что всю
территорию нынешних водоканала, РОСТЭКа и
швейной фабрики занимали армейские фронтовые
склады: продовольственные, снаряжения и т. п.
... Одной из групп была подпольная организация в депо. По воспоминаниям
В. Г. Орлова, в мае 1942 года в ней
насчитывалось около 20 человек. Члены группы,
которые не работали в депо, проходили как
связные. Ими были: Иван Власов, Николай Лишаков,
Николай Орехов, Александр Иванов и Тимофей
Быстров...."
Из книги "О друзьях-товарищах, о боях-пожарищах..." Под редакцией Н. А.
Цветкова, Пыталово, 2005 год.
Карты и
схемы Фрагмент схемы,
предположительно, Латвийской дирекции при RVD Riga 1944 года. Прислал
Toms Altbergs <toms.altbergs@ldz.lv>
|