Дорога Пыталово - Опочка

Историческая справка

   К сожалению, информация об этой дороге достаточна скудна.  На немецких картах в ноябре 1943 года полотна для прокладки железнодорожной линии Абрене-2 - Опочка нет. Предположительно, строилась дорога осенью 1943 года. При этом при обустройстве насыпи использовались имеющиеся шоссейные дороги. Пока известны названия только двух станций этой дороги: Rollbahn и Grenzfluss. О двух других станциях ничего не известно.
  В марте 1944 года формируется на базе 1-го и 4-го партизанских отрядов 1-ая Латвийская партизанская бригада. Командир - В.П.Самсонов (Вилис Петрович Самсон). В июле взводом подрывников В.М.Кононова совершаются диверсии на железнодорожной линии Абрене - Опочка. Практически до освобождения движение по дороге было парализовано.

Ссылки

  О диверсии на участке Пыталово - Красногородское из книги "Уходили мальчишки в партизаны" О.С. Смирнов, Лениздат, 1982 год
  "... В годы войны железнодорожная станция Абрене (Пыталово) приобрела особо важное значение. Связано то было с тем, что железнодорожные линии Резекне - Остров - Псков, Резекне - Себеж, Абрене - Иерики являлись особо важными коммуникациями вражеских войск. К этому добавилась и железнодорожная ветка Абрене-2 - Опочка, связанная со строительством оборонительной линии “Пантера”.О строительстве этой ветки, к которой были привлечены местные жители, помнят и могут рассказать еще многие старожилы нашего района. Из воспоминаний Н. В. Гвоздева выяснилось, что в строительстве этой ветки участвовали не только наши военнопленные, но и поляки и чехи, жившие в вагонах, стоявших на двух путях около переезда. Охраняли их австрийцы и частично железнодорожная жандармерия. Отходила эта ветка от лесного склада станции Абрене-2 и шла на Котоново - Зили - Красный - Опочка.
  ... В связи с этим происходило расширение и разделение станции на три части: Абрене-1, Абрене-2 и депо. Вся мужская часть семьи Гвоздевых работала тогда в депо. В нем трудились многие местные молодые парни, чтобы не идти воевать на стороне немцев, на фронт. Да и в обед здесь давали паек в виде супа и 300 граммов хлеба. Так, Виктор Осипов занимался очисткой паровозов от шлака, Виктор Подтырный и Александр Круглов были стрелочниками в депо. Депо размещалось за переездом. Работало там человек 300. Иногда в нем скапливалось одновременно до 60 паровозов. Имелось 9 крытых ангаров для мелкого ремонта локомотивов, в каждый из которых помещалось по три паровоза. Начальником депо сначала был латыш Валениек, а затем немцы назначили своего начальника депо.
  ... Возле переезда была железнодорожная будка, от которой начиналась станция Абрене-1. Через нее и станцию Абрене-2 шла на Псков двухпутная линия. Станция Абрене-2 в 1943-1944 годах приобрела очень важное стратегическое значение, так как на ней было 18 дополнительных путей. Кроме этого, две грузовые воинские ветки отходили в конец современной улицы Режецкой. Связано это было с тем, что всю территорию нынешних водоканала, РОСТЭКа и швейной фабрики занимали армейские фронтовые склады: продовольственные, снаряжения и т. п.
  ... Одной из групп была подпольная организация в депо. По воспоминаниям В. Г. Орлова, в мае 1942 года в ней насчитывалось около 20 человек. Члены группы, которые не работали в депо, проходили как связные. Ими были: Иван Власов, Николай Лишаков, Николай Орехов, Александр Иванов и Тимофей Быстров...."
  Из книги "О друзьях-товарищах, о боях-пожарищах..." Под редакцией Н. А. Цветкова, Пыталово, 2005 год.

 

Карты и схемы

Фрагмент схемы, предположительно, Латвийской дирекции при RVD Riga 1944 года. Прислал Toms Altbergs <toms.altbergs@ldz.lv>

[Участки дорог] [Общая карта дорог] [Предприятия и учебные заведения] [Расписания] [Дороги узкой колеи]
 [Соавторы проекта] [Музеи] [Библиография] [История обновлений] [Разное
]


© Copyright 2001-2013 URAKIS