|
Погоду делает электромеханик
Специалисты считают: простые методы повышения надежности систем безопасности на
железных дорогах исчерпаны. Надо искать новые подходы, новые формы организации
труда работников хозяйства железнодорожной автоматики и телемеханики (ЖАТ).
Этому и был посвящен прошедший в Пскове семинар руководителей и специалистов
дистанций сигнализации, централизации и блокировки Октябрьской дороги. На
встрече были рассмотрены вопросы мотивации и оплаты труда, а также внедрения СМК
в хозяйстве ЖАТ.
Традиционная встреча ШЧ впервые проходила в подобном формате: на форум приехали
специалисты по организации и нормированию труда, заработной плате, экономисты
всех отделений и дистанций СЦБ дороги.
Общую картину в хозяйстве представил заместитель начальника Департамента
автоматики и телемеханики ОАО «РЖД» Владимир Одинцов. На сети трудится 19700
электромехаников и 3700 старших электромехаников СЦБ. ОЖД в этой сфере на
полшага опережает другие дороги, но на магистрали есть немало проблем. Как ни на
одну другую дорогу идут на Октябрьскую инвестиции, поэтому результат должен быть
более ощутим. Экономисты не всегда видят работу, которую делает линейный
электромеханик. Следует внимательнее относиться к людям, которые выполняют свои
основные обязанности, объективно оценивать, кто чего стоит. Хозяйство ЖАТ
оказалось в хвосте отрасли по присвоению классных званий работникам.
Как отметил при открытии семинара главный инженер дороги Владимир Зиннер, на
сети наблюдается снижение количества отказов во всех хозяйствах. В хозяйстве ЖАТ
– на 8 процентов, однако проблема безопасности стоит остро, и темпы снижения
никого не устраивают.
Почти год назад на Октябрьской – впервые на сети – был введен в строй центр
диагностики и мониторинга устройств СЦБ, однако пока кардинального улучшения дел
не произошло.
Начальник службы автоматики и телемеханики Октябрьской дороги Анатолий Шабалин
напомнил, что собрались в Пскове не случайно. Уже 10 лет
местная дистанция СЦБ,
которую возглавляет Юрий Комляков, является опытным полигоном по внедрению
ремонтно-восстановительного метода обслуживания систем СЦБ.
На сегодня это хозяйство оказалось на Октябрьской «узким местом»: доля устройств
СЦБ среди всех отказов на магистрали составляет треть: за 6 месяцев этого года
допущен 1821 случай. Проделанный с помощью статистических методов анализ причин
неисправностей показывает: велика доля некачественного расследования случаев
отказа.
Центр мониторинга показал уже свою эффективность. Только за июнь выявлено и
расследовано 209 случаев предотказных состояния. Изменилось отношение
руководителей дистанций СЦБ и линейных электромехаников к новой структуре. В
Московской, Тверской и Бологовской дистанциях система дистанционного контроля
постепенно вписывается в технологию техобслуживания. Налажено взаимодействие
электромехаников и технолога дистанции. Каждое предотказное состояние,
выявленное средствами диагностики, расследуется, причины устраняются. Охват
мониторингом всей сети дорог позволит перейти на технологию обслуживания
устройств по состоянию.
Доказавшую свою эффективность технологию Псковской дистанции следует дополнить
методом диагностики. Псковский метод из опытного следует принять в постоянную
эксплуатацию и тиражировать по сети, однако уже трижды после введения новых
сетевых штатных расписаний и нормативов эксперимент оказывался под угрозой.
Диспропорция в заработной плате между дистанциями СЦБ, различный уровень
мотивации труда работников обусловлены планированием экономической службой
лимитов по труду для каждого отделения в целом, без разбивки по хозяйствам. На
сегодняшний день отраслевая служба не имеет рычагов влияния на уровень
заработной платы работников. Были случаи, когда средства, выделенные дистанциям
по ходатайству службы, через некоторое время перераспределялись в НОДе на другие
хозяйства. Назрела необходимость участия отраслевых служб в формировании планов
по труду для НОДов.
Необходимо поднять зарплату работников ведущих профессий на Санкт-Петербургском
узле до 20 000 рублей: это позволит предотвратить отток кадров и появление
диспропорции в оплате труда на разных предприятиях узла.
Проблемой остается оплата сопровождения «окон». За 6 месяцев 2007 года
отработано 8163 «окна». Расчетный фонд для оплаты работ в праздничные и выходные
дни составил 3,2 миллиона рублей. Фактически выплачена лишь 1,1 миллиона, или 36
процентов.
Для качественного выполнения графика техобслуживания устройств, освобождения
эксплуатационного штата от капитального ремонта хозспособом и обеспечения
сопутствующих работ целесообразно создание Дорожного ремонтного предприятия,
которое возьмет на себя решение данных задач.
В таких условиях появится возможность для дистанций СЦБ сконцентрировать усилия
на техническом обслуживании устройств СЦБ с тиражированием на них метода
планово-предупредительного ремонта, опробированного в ШЧ-16.
Начальник отдела организации и оплаты труда Виталий Тришанков согласен: нужен
механизм внедрения опыта ШЧ-16. Уже 10 лет призываем перенимать опыт, а воз и
ныне там. Одной из задач отраслевой группы ЖАТ, входящей в оперативную комиссию,
должно стать повышение производительности труда, опробование новых форм
мотивации. В хозяйстве, к сожалению, не ищут коллективных форм оплаты труда,
попытки делают только на Московском отделении.
Изюминкой семинара стало обсуждение результатов проведенного по группам
мозгового штурма. Участники встречи, разбившись по отделениям, спорили,
предлагали, полемизировали.
А потом все заслушали итоги «штурма». Жаркие споры вызвали представленные
группой НОД-2 формы мотивации труда и индивидуального премирования работников
ШЧ. Привычная ежемесячная премия всем или премия лучшим как награда за отличный
труд? Начальник Санкт-Петербург-Балтийской дистанции Владимир Бочаров считает,
что именно индивидуальное премирование старших электромехаников вытащило
предприятие из ямы, в которую оно попало в 2005 году после увольнения семи
специалистов. Он добавил старшим сразу по 2500 рублей – и в итоге через год ни
одного ухода. Существующая система оплаты себя изжила. Фонд оплаты труда надо
рассчитать исходя их техоснащенности ШЧ. Начальник сможет организовать
техпроцесс, если только будет знать ФОТ предприятия. Люди смогут работать
интенсивно, руководитель – корректировать оплату в зависимости от вклада и
сезона – и будет результат. Возможно разовое премирование за безаварийную
работу, победу в соревновании. Стоит в ШЧ подумать о рейтинге линейных участков.
Не следует забывать и о моральных стимулах.
Не менее больной вопрос достался группе НОД-3: оплата сопутствующих работ при
капитальном ремонте пути, выполняемых работниками ШЧ в выходные и праздничные
дни и сверх нормативной продолжительности рабочего времени. Была рассмотрена и
оплата пассивных дежурств на дому и на объектах. В отделении разработано
Положение о сопутствующих работах, любой выход электромеханика на «окно»
оформляется актом или табелем. В итоге за 5 месяцев специалисты отвлекались на
«окна» общей продолжительностью 5900 часов, что должно было вылиться в сумму 500
тысяч рублей. Оплата же составила лишь 130 тысяч. Экономистам дороги необходимо
направить в Департамент планирования и бюджетирования запрос о включении
сопутствующих работ в сметы ремонта. Ведущий инженер дорожной лаборатории
методов и нормирования труда Светлана Пехунова обратила внимание на спорную
доплату за недоукомплектованный штат. Эта прибавка по размеру куда больше, чем
премия. Электромеханики рады деньгам, но выполняют ли график техпроцесса? Зато
они, подобно кукушатам, готовы вытолкнуть любого новичка. Тем более что поначалу
его надо обучать. Не лучше ли ввести доплату за обучение вновь пришедших?
Образец овладения статистическими методами продемонстрировал начальник
Тихвинской дистанции СЦБ Константин Маслов. На предприятии эти методы
используются и при ежемесячных подведениях итогов. Как горят глаза младших
командиров, обращенные на экран, где наглядно показано место их подразделений по
результатам анализа! В целом по дороге лучшей по внедрению статметодов
признана Псковская узловая группа. Так что хозяева семинара оказались
на высоте.
Владимир САБЛИН 28 июля 2007 года. Газета "Октябрьская
магистраль".
|