Дороги Пакалниеши - Кудупе и Кудупе - Печоры

   1. В 1933-34 годах латвийским государством был построен 30-км участок Пакалниеши - Кудупе колеи 1524 мм.
  Во время первой мировой войны на 140-м километре линии Плявиняс - Абрене был построена станция Пакалниеши с подъездным путем длиной 7,8 км (т.е. до будущего остановочного пункта Спроги) колеи 1524 мм. В 1932 году было принято решение продлить линию до Кудупе для вывоза леса. При строительстве были задействованы безработные. Вначале предполагалась колея 750 мм, но решили сэкономить на перегрузе. Зимой 1933 года работало 700 рабочих. Земляные работы по отсыпке полотна были произведены без балласта, поэтому максимальная скорость была 10-15 км/ч . Использовались старогодние рельсы на деревянных шпалах. 1 марта 1933 года со станции Малупе началась отгрузка леса, 15 апреля началось временное движение до станции Малупе.
  До станции Кудупе строительство продолжено в 1933-1934 годах. Подвергся реконструкции и начальный участок в 7,8 км . Из карьеров на реке Игриве (станция Малупе) для строительства было использовано  7070 м3 крупнозернистого песка.
  Строительство линии было завершено в 1934-1935 годах в Кудупе. 15 августа началось курсирование поезда с перевозкой пассажиров и багажа по маршруту Гулбене - Кудупе, а 25 августа 1934 года линия сдана была в эксплуатацию. Небольшие здания были построены на остановочных пунктах Свилте, Салениеки, Лачударзс, Бея и Оши. На станции Кудупе были построены сарай и поворотный круг, на станции Малупе - сарай.
  В 1937 году были построены станционные и жилые здания на станциях Малупе и Кудупе, на других остановках служебных зданий не было.
  К 1938 году на линии был заменен балласт и временное верхнее строение пути. Максимальная скорость поездов увеличилась до 30 км/час, а пассажирских железнодорожных автобусов до 35 км/час. Стоимость строительства составила 488 000 латов. Подвижной состав - во всех первоисточниках упоминаются рельсовые автобусы.
  Инициатива администрации села Качаново (ныне Палкинский район) продлить железную дорогу от Кудупе до Качаново была отвергнута Министерством Обороны по стратегическим соображениям. Однако от деревни Меднюсала почти до деревни Качаново была лесовозная дорога узкой колеи. Кто возвел насыпь длиной 9 км от Кудупе до деревни Меднюсала, на которой в июле 1944 года даже было уложено немецкими войсками 4 километра пути, не ясно.
  Дорога работала только в течение 10 лет, т.к. во время Второй мировой войны она была уничтожена. Закрыта линия официально в 1944 году.
  Первоисточник - Latvijas dzelzceļa līnijas.
  
   2. В конце февраля 1944 года фронт вплотную подошел к Пскову. 1 марта была освобождена станция Русаки и, тем самым, перерезана дорога Псков - Полоцк. Возникла необходимость в рокадной железной дороге. Немецкими железнодорожными войсками участок Пакалниеши - Кудупе был продлен до станции Печоры. По воспоминаниям старожилов, от станции Печоры до будущей станции Лебеда дорога была построена еще ранее. Там находился аэродром Барканово. По информации от немецких краеведов дорога была построена еще в 1942 году минимум до будущей станции Лавры.
  Одновременно, кстати, было начато восстановление участка Нарва - Сланцы.
  Участок Печоры - Кудупе строился колеи 1435 мм. Нет сведений об использовании участка Пакалниеши - Кудупе немецкими войсками до 1944 года. Перешивка с колеи 1524 на колею 1435 произведена, вероятно, тоже в 1944 году.
  Если учесть, что станция Куправа освобождена 26 июля, станции Виксна и Балви - 30 июля, станции Кудупе, Малупе - 31 июля, а станция Петсери - 11 августа, то можно ограничить период жизни  дороги Печоры - Пакалниеши 3-4 месяцами.
  "Рассматривая немецкие карты Прибалтики времен Великой Отечественной войны (1944 г.), я обнаружил некоторые "неизвестные науке" военно-полевые дороги как узкой, так и широкой колеи. В их числе линия от Пакалниеши в Латвии шла через Кудупе, Орлиси в Эстонию (на Лаура и Печоры); по пути она соединялась в Кудупе с узкоколейкой Жигури - Горнасты - Окунево (?)."
 3 августа 2002 года. Dmitry Zinoviev, Assistant Professor Mathematics & Computer Science Department, Suffolk University, Boston

  "Да, линия Пакалниеши - Кудупе была в 1944 году продлена до Печоры исключительно для отступления немецких войск. Но, по словам очевидцев, там успел пройти всего один поезд; потом немцы эту линию сразу же разрушили." 4 августа 2002 года. Toms Altbergs <toms.altbergs@ldz.lv>
  "У вас на сайте не нашел информацию про немецкую железную дорогу от Печор через Давыдов Конец* в сторону Бор Бельково. Насыпь видел. Люди говорят, что костыли попадаются. Считается здесь немецкой для снабжения аэродрома и переброски техники. Аэродром в Давыдовом Конце был - это факт." Алексей Старков. "Забытые крепости ХХ века"
 
*Деревня Давыдов Конец находится вблизи перегона Лебеда - Троица. Юрий Киселев
 
"Дорогу Лебеды - Березнюк называют "железкой"и некоторые утверждают, что по ней дорога и проходила и заканчивалась у поля, где был аэродром Барканово (Парканово), а по мнению других только по части дороги, т.к. она проведена уже после войны колхозом, и не заканчивалась, а, наоборот, шла дальше в сторону Паниковичей, Лавров, Латвии. Эдакая одноколейная железнодорожная рокада. Какой-то мост фигурирует в легендах." Сентябрь 2010 года. Андрей А. <http://pechory-online.ru>

   3. Рассказ о дороге Печоры - Пакалниеши - Кудупе был бы не полным, если не рассказать о лесовозной дороге от станции Жигури. По сведениям с проекта "Паровоз ИС" в 1927 году от станции Жигури в сторону населенных пунктов Кацени (Качаново), Горнасты и Звонари была построена лесовозная дорога колеи 750 мм. В 1934 году ее длина составляла 22 км. Там же утверждается, что эта дорога выходила на станцию Кудупе. На немецкой карте в сентябре 1943 года на восток от станции Кудупе только около 4 км насыпи. Соседний лист немецкой карты, датированный июлем 1944 года, показывает, что участок в направлении Кудупе превращается в насыпь за 1 см (500 метров) до обреза. Можно с уверенностью утверждать, что в 1943-1944 годах станция Кудупе не была соединена со станцией Жигури.
  Теперь о трассе самой дороги от станции Жигури. На немецкой карте июля 1944 года дорога от станции Жигури шла на север. В 3 км не доезжая до деревни Горнасты на восток к деревне Ракава (на карте 1981 года к деревне Раково только просека) уходил пятикилометровый ус. На американской карте 1953 года это просто дорога в сторону деревни Унтина.
  На немецкой карте 1944 года через 3 км от деревни Горнасты вблизи деревни Меднюсала уходит путь в сторону станции Кудупе (4 км рельс и 5 км насыпи). На восток в сторону Качаново ничего нет. На американской карте показана строящаяся дорога от Кудупе почти до деревни Качаново. На карте 1981 года насыпь читается как лесная дорога от бывшей станции Кудупе (деревня Малини) до урочища Папена в 3 км восточнее деревни Меднюсала.
  На немецкой карте 1944 года в 2 км севернее деревни Меднюсала дорога поворачивает на восток и через три километра обрывается у деревни Окунево. Заметим, что далее на север в июле 1944 года ничего нет, кроме просеки. И второе - дорога обычной колеи, а не узкой! Т.е. перешита немецкими железнодорожниками на колею 1435 мм. На американской карте 1953 года дорога эта узкой колеи (т.е. уже перешита), 3-х км ус на Окунево не показан, зато дорога показана на север. Она заканчивается напротив деревни Зайцево (середина перегона Орлиши - Кудупе). Участок Кудупе - Пакалниеши показан действующим со станциями, участок Печоры - Кудупе - без станций и приблизительно (APPROX) и выровненным (ALIGN). На карте 1981 года легко угадывается и лесная дорога в сторону несуществующей деревни Окунево и лесная просека на север.
   4. На одном из немецких форумов обсуждались эти дороги. Вот два письма в переводе. В них утверждается, что дорога от станции Печоры была построена еще в 1942 году минимум до станции Лавры (Laura). От станции Жигури в направлении станции Лавры был также якобы построен участок.  В 1942 году до стыка не хватало 12 километров. От Кудупе в сторону Качаново в 1942 и 1943 годах была только насыпь. До войны строительство дороги до Качаново было запрещено Министерством Обороны Латвии. Перевод и примечания курсивом автора этого проекта.
  Пишет Пауль и ссылается на немецкую карту масштаба 1:100 000 1942 года:
  "Железнодорожная линия проходит от вокзала станции Печоры за пределы города, далее Kolovina (ныне Головино) - Rosseva (Рысино) - станция Lebedo (Затрубье-Лебеды) – Kutsina (Кучино) –станция Troitsa (Троицкое) - станция Pankjavitsa (Паниковичи) – Dimitrijevski (сейчас там сохранилась деревня Бобры) - Barsutsja – Jama (таких деревень или деревни Барсучья Яма вблизи станции Лавры на известных картах не встречается, а сама станция пропущена или еще не построена!) - Tsernoseva (недалеко от сохранившейся деревни Лидва-2).
  После Tsernoseva дорога, кажется, еще в стадии строительства? Смутно показано на моей карте, но это от 1942 / 1:100000.
  Может быть, она была закончена в 1944 году?
  В конце этого участка рядом находится Papuseva (деревня Папушево находится вблизи середины перегона Лавры – Орлиши).
   Железнодорожная линия к северу от Shiguri (станции Жигури) проходит к Papuseva (Папушево) и заканчивается в 1942 году рядом с деревнями Zvanari и Cistigi (в 1981 году здесь были деревушки Ясенец и Чистиги). Возможно, на карте автора письма нанесена дорога узкой колеи.
  Между двумя участками расстояние в 12 км в 1942 году.
   Железнодорожная линия на Kaceni (Качаново) проходит через Pakalniesi (Пакалниеши) – Burmali (правильно деревня Purmali вблизи остановочного пункта Салениеки) - Beja (Бея) - Osti (правильно Osi - остановочный пункт Оши) – Kudupe (Кудупе). Этим и заканчивается, далее до Kaceni (Качаново) в стадии строительства и в 1942 и в 1943 году".
  Отвечает Нотис:
   "У меня есть карта Латвии, специальный выпуск 1942 года. На ней железнодорожная линия явно работает!
  В Pankjavitsa (Паниковичи) возле школы имеется станция. Дорога идет вверх к Петсери (Печоры) через Veskova (деревни Весково сейчас нет), Potalova (Поталово), станция Troitsa (Троица) - была между Troitsa (Троицкое) и Juga (Усова Гора), затем изгибалась в сторону Kutsina (Кучино) и нa восток к Barkanova (севернее деревни Давыдов Конец).
  В другом направлении (Jakobstadt - Екабпилс), дорога на карте 1942 идет дальше.
  Она пересекает шоссе Рига – Псков вблизи Penjeva (Пеньева), далее идет к Kurakese (неизвестный топоним), Klesina (Клезино), Dimitrijevska (сейчас там сохранилась деревня Бобры), Lapkova (Лабкова), Tsernoseva (недалеко от сохранившейся деревни Лидва-2) и т.д.(здесь автор письма остановился. Была ли дальше дорога?"
 

Состав дороги Печоры - Кудупе - Пакалниеши
 (согласно железнодорожной карте 1944 года)

Petschur - Petseri - немецкое и эстонское название станции Печоры-Псковские.
Lebeda
- немецкое название. У населенного пункты Затрубье-Лебеды. На топографической немецкой карте Lebedo
.
Droitsa
- немецкое название. У населенного пункта Троица. На топографической немецкой карте Troitsa.
Pankjavitsa
- немецкое название. У населенного пункта Паниковичи.
Laura
-
немецкое название. У населенного пункта Лабково.
Orlisis
- немецкое название. У населенного пункта Орлиши. На топографической немецкой карте Orlisi.
Rimbach - Kudupe
- немецкое и латвийское название.
Eschenholm - Osi HP
- немецкое и латвийское название.
Beyenhof - Beja
- немецкое и латвийское название.
Barenfeld - Lazudars
- немецкое и латвийское название.
Cathrinenburg
- Салениеки - немецкое и латвийское название.
Malup - Malup - немецкое и латвийское название.
Swilten - Svilte
- немецкое и латвийское название.
Swiltenbruch - Sprogi
- немецкое и латвийское название.
Flossensee - Aizezerre
- немецкое и латвийское название.
Unterbergen - Pakalniesi
- немецкое и латвийское название.
 

Карты и схемы

Фрагмент карты 1940 года с участком железной дороги Кудупе - Малупе. "Здесь справа видна узкоколейка к деревне Звонари от станции Жигури. Насыпи от Кудупе на восток нет или не показана?" Прислал в апреле 2009 года Toms Altbergs <toms.altbergs@ldz.lv>
Фрагмент карты 1940 года с участком железной дороги Салениеки - Пакалниеши. Прислал в апреле 2009 года Toms Altbergs <toms.altbergs@ldz.lv>
Дорога Петсери - Кудупе, примыкающая к дороге Кудупе - Пакалниеши на немецкой карте 1944 года. "Полагаю, что эта единственная схема (скорее всего Латвийской дирекции при RVD Riga), где отражен участок Пакалниеши - Печоры". Фотография и комментарий  Toms Altbergs <toms.altbergs@ldz.lv>
Фрагмент немецкой карты с дорогой от станции Жигури масштаба 1:50 000 сентября 1943 года. "Хорошо видно, что левый путь в сторону станции Кудупе без рельсов около 500 метров. Дорога обычной колеи, а не узкой. На Звонари дорога разобрана."
Фрагмент немецкой карты с дорогой на восток от станции Кудупе масштаба 1:50 000 июля 1944 года.
"Четыре километра насыпи."
Фрагмент немецкой карты масштаба 1:50 000 сентября 1943 года от деревни Меднюсала до деревень Чистиги и Звонари.
Фрагмент американской карты 1953 года Печоры - Кудупе - Пакалниеши - Жигури масштаба 1:250 000.
Фрагмент карты масштаба 1:50 000 1981 года от деревни Меднюсала до деревень Чистиги и Ясенец.

Фрагмент карты железных дорог Латвии (Атлас железных дорог СССР 1987 года), примыкающих к Псковским железным дорогам. Между станциями Виксна и Куправа была станция Пакалниеши.
Фрагмент карты Псковской области 1992 года: участок Виксна - Пыталово.
Фрагмент карты Псковской области 1992 года Печоры - Лавры - Кудупе. "Еще показана узкоколейка Меднюсала - Горнасты - Раково."
Фрагмент карты Псковской области 1997 года Печоры - Лавры - Кудупе.
 

[Участки дорог] [Общая карта дорог] [Предприятия и учебные заведения] [Расписания] [Дороги узкой колеи]
 [Соавторы проекта] [Музеи] [Библиография] [История обновлений] [Разное
]


© Copyright 2001-2013 URAKIS