«Они горели под откосом»
 
Отклики на очерк «Подвиг на 89-м километре» позволяют дополнить историю 45-летней давности

  В журналистике важнее всего детали, запомнившиеся очевидцам. Их мы узнали после публикации статьи «Подвиг на 89-м километре» (№ 34 от 3.09.2010), посвящённой локомотивным бригадам в составе Кяхеря, Бусло, Бобкова, Суханова, погибшим при столкновении 12 июня 1965 года, спасая пассажиров. Свидетели и современники подвига многое нам рассказали.

  Как это было
  Дежурный по станции Новинка Иван Антонов лично передал машинисту Борису Бобкову путевую телеграмму, разрешающую ехать под запрещающий сигнал светофора.
  Свидетелем этого был работник ТЧ-9 В. Васильев (ныне на пенсии), видевший Бобкова одним из последних. Затем грузовой двинулся, и через некоторое время из-за леса поднялся столб дыма, раздался грохот. Васильев примчался к месту крушения на велосипеде и увидел следующую картину. Всё горело страшно, подойти нельзя. Локомотивы полыхали под откосами, повалившись по разные стороны линии вместе с вагонами, которые наползли на них. Пассажирский лежал на правой стороне, грузовой – на левой. На тепловоз Бобкова и Суханова взгромоздился вагон с солдатскими кухнями и сверху пустая цистерна. Так что обгоревшие останки железнодорожников потом доставали с помощью автогена. Огонь потушили, когда прибыл пожарный поезд. Сам Васильев собрал останки своего знакомого Кяхеря, доставая их из-за развалившегося лобового стекла. Горелые кости, ключ от тепловоза ТГ-102-112 и китайский фонарик. Всё это он завернул в кусок мануфактуры из разбившегося вагона и отдал пожарным.
  О погибшем пассажире: это был мальчик 12 лет, его сдавило полками, когда на пассажирский вагон налез багажный. Дяде доверили свозить мальчишку в Ленинград. Пожарные доставали подростка, вырубив проём окна.
   Ещё детали. Говорят, при ударе одна проводница, оказавшая у раскрытой двери, вылетела на расстояние 80 метров, но упала в болото и осталась жива. А о температуре горения в локомотивах, где полно топлива, свидетельствует такой факт: расплавленный алюминий повис сосульками. Так что упорно ходил по дороге слух: хоронили на Ново-Волковском горелый шлак, так как от людей ничего не осталось. Но это не совсем так.
   О судьбе лиц, причастных к крушению. Дежурному по станции Новинка Ивану Антонову дали большой тюремный срок, на какой осуждали убийц. Дежурного по станции Чаща направили работать в Среднюю Рогатку на уборку навоза из скотских вагонов. Начальника станции Новинка Н. Кривоспицкого сняли, но поскольку прямой вины его не было, позже он стал начальником станции Кириши. Ныне на пенсии. Говорят ещё следующее. До того, как Саша Кяхерь заметил вылетевший из-за поворота встречный состав со стороны Чащи, его пыталась предупредить неизвестная женщина. Она бежала вдоль путей и отчаянно махала руками, кричала. Видимо, Кяхерь начал тормозить уже тогда, и это ослабило удар. Кто была эта женщина? А вот встречный грузовой вплоть до поворота шёл на полной скорости…

   Какие они были
  «У меня в цехе все локомотивные бригады проходили слесарную практику, в том числе и наши герои, – вспоминает Почётный железнодорожник А. Беженаров, начавший работать в ТЧ-9 после окончания ЛИИЖТа в 1960 году. – Я хорошо знал Ф. Бусло, Б. Бобкова, Сашу Кяхеря (все звали его так), хуже А. Суханова. Толя, как все учащиеся ПТУ, кто проходил практику у меня в цехе, мыл масляные фильтры дизеля (вручную), самая неприятная, но очень нужная процедура. Это был цех профилактического осмотра тепловозов. Много позже, уже в должности главного инженера, мне удалось внедрить ультразвуковую мойку фильтров, исключив ручной труд. Никогда никаких замечаний к качеству работы Анатолия ни мастера, ни бригадиры не имели. Несхожие по внешности – Б. Бобков невысокого роста, а Ф. Бусло солидный мужчина, – обладали одинаковыми качествами: основательностью, неторопливостью и большим желанием постичь тонкости, особенности конструкции узлов тепловозов. И я с удовольствием им рассказывал, знакомя даже с чертежами, что было в те времена, да и сейчас, необычно для локомотивных бригад. Саша Кяхерь, машинист пассажирского движения, элита локомотивных бригад, 1-й класс квалификации. Для нас, ремонтников, ответственейшая задача – подготовить машину под пассажирский поезд. Тепловоз Кяхеря всегда отличался чистотой, исправностью, книга ремонта велась полно и тщательно. При нахождении машины в ремонте Саша с коллегами всегда присутствовал в своё свободное время на ремонтных работах. Это был удивительно порядочный человек и машинист. Цех ремонта после трагедии находился в шоковом состоянии, стало темно и страшно.
Начальник депо Николай Александрович Самойлов был от переживаний чёрный».

  Традиция ушла?
   «Я работал в этом депо до 1973 года и утверждаю, что дата 12 июня была всегда траурной и мы в этот день шли на кладбище, отдавая должное героям», – пишет А. Беженаров.
Увы, теперь, после ремонтов, из ТЧ-9 выкинули даже стенд с фотографиями героических локомотивных бригад. Что касается обелиска на месте столкновения, спасибо бывшим руководителям депо А. Белоушку и Е. Виноградову: они организовали обновление его в 2007 году, провели митинг с участием родственников героев и их коллег. Ездить сюда с цветами было традицией. Было. По свидетельству местных жителей, в 2010 году 12 июня на место подвига никто цветы не положил…

  О наказании
   Будем лаконичны. Судя по всему, «крайним» в данной ситуации, кроме погибших, оказался дежурный по станции Антонов. Он так «прославился», что служившая 25 лет начальником станции Волковская Ю. Толочко сказала мне: «Нам было стыдно из-за Антонова надеть форму железнодорожную». Хотя, как считают ветераны дороги, создали эту аварийную ситуацию сразу многие. Их просто пощадили.
   P. S. Редакция благодарит А. Беженарова, Н. Васильеву, В. Васильева, Ю. Толочко и других, поделившихся своими воспоминаниями и мнениями.
   Владимир Фёдоров  1 октября  2010 года. Газета "Октябрьская магистраль"

*** 20 ноября 2006 года на месте трагедии.

[Участки дорог] [Общая карта дорог] [Предприятия и учебные заведения] [Расписания] [Дороги узкой колеи]
 [Соавторы проекта] [Музеи] [Библиография] [История обновлений] [Разное
]


© Copyright 2001-2013 URAKIS