|
Подвиг на 89-м километре
45 лет назад железнодорожники погибли, спасая пассажиров
12 июня 1965 года пассажирский поезд № 12 Киев – Ленинград и грузовой состав
из-за роковой ошибки дежурного по станции мчались навстречу друг другу по
однопутному перегону Новинка – Чаща. Заметив беду, машинисты начали тормозить.
Локомотивные бригады до самого столкновения оставались в кабинах, пытаясь
предотвратить лобовой удар и спасти пассажиров. Но сами погибли. 8 сентября 1965
года вышел указ Верховного Совета СССР о награждении машинистов Б. Бобкова и С.
Кяхеря, помощников Ф. Бусло и А. Суханова орденами. Посмертно.
Кто они?
Работая над материалом, я пришёл на Ново-Волковское кладбище Петербурга (улица
Салова). Справа от насыпей воинской аллеи времён Великой Отечественной с помощью
прохожих разыскал высокую стелу с каменными профилями четырёх железнодорожников,
описанием их подвига и символом РЖД. В камне они выглядят одинаково: суровые
герои одного возраста. Стоит ли говорить, что в жизни это были совсем разные
ребята…
Толя Суханов, семнадцатилетний практикант из железнодорожного ПТУ № 34 (когда
поступал, оно называлось ЖУ-1). Обычный ленинградский паренёк из «путяги»,
боксёр. На всех фотографиях глядит серьёзно. Родители, бывшие фронтовики,
получали благодарности из училища за хорошую успеваемость сына.
Борис Михайлович
Бобков, машинист Ленинград-Витебского депо. Подростком хлебнул войны и голода. К
нему Суханов прибыл, как говорится, на обкатку. Бобков стал помощником машиниста
паровоза в победном 1945-м. В начале 1960-х переучивался на тепловоз в техшколе.
А вот другая бригада. Фёдор Бусло, помощник машиниста. Из железнодорожной семьи.
Фронтовик, дважды награждён военными медалями. Суровый, серьёзный мужчина.
Машинист – Сулло Кяхерь, финн, родившийся в Новгороде. Ас в железнодорожном
деле. Начинал простым кочегаром. Одним из первых в депо освоил вождение поездов
на тепловозах. Обкатка у него считалась знаком качества. Он с Федей не одну
тысячу километров наездил.
Хронология подвига
А начался этот подвиг с чужой дурости. Дежурный по станции Новинка Антонов был
пенсионер, глух на одно ухо и вышел на работу с похмелья. К тому же по
техническим причинам всё зависело от правильного приёма и передачи
телефонограмм. После катастрофы прочли записи телефонограмм на станциях Чаща и
Новинка. Антонов в 9 утра сообщил, что ожидает поезд № 12 со стороны Чащи. И тут
же продублировал пришедшее сообщение, что идёт № 2409 на Чащу. По одному и тому
же однопутному участку. Антонов нарушил правила приёма и передачи телефонограмм,
не дал себе труда подумать. Он должен был задержать грузовой поезд и пропустить
пассажирский. А мог ли предупредить катастрофу Мишагин, дежурный по станции
Чаща? Словом, имела место преступная халатность. А ответили – бригады.
…12 июня, 10 утра. Проехав станцию Чаща, Кяхерь поднял скорость до 100
километров в час. Пейзаж привычный, путь изученный, на этом участке поезд шёл
по небольшой кривой. Вдруг Кяхерь увидел, что навстречу из-за группы деревьев на
него несётся другой состав! Машинист грузового, Борис Бобков, в ужасе увидел то
же самое. Как показали позднейшие расчёты, на торможение им оставалось меньше 30
секунд! Экстренное торможение! Ещё! Реверсирование! Пескоподача! Выключить
двигатели! Но невозможно остановить сразу составы с огромной силой инерции. Они
быстро надвигаются друг на друга. Если бы была ещё хотя бы одна минута! «Чёрного
ящика» с записью разговора тогда не существовало, и мы не знаем, какой крик и
мат стоял в кабинах в последние секунды их жизни. Знаем, что успели вытолкнуть
из кабины одного пассажира – железнодорожника (сломал ногу, но жив). Знаем, что
ни один из помощников не пытался бросить своего машиниста, выпрыгнуть и спасти
жизнь. Они понимали свой долг и оставались на посту, настоящие мужики –
мальчишка из ПТУ и фронтовик и два опытных машиниста. Эх, ещё бы полминуты!
Скорость успели бы сбросить. Страшный удар, лязг, грохот! На часах было 10.05.
Забывать нельзя
Они погибли все. На месте катастрофы организовали оцепление из милиции и
железнодорожников, прибыли медики. Тела одно за другим извлекали из
деформированных кабин. Но из 700 пассажиров, ощутивших два толчка торможения и
сильный толчок столкновения, судя по официальным документам, погиб только один.
Письмо от имени пассажиров скорого поезда Киев – Ленинград с благодарностью
героическим железнодорожникам поступило в МПС. Когда героев хоронили на
Ново-Волковском кладбище, гудки звучали над Ленинградом – гудели тепловозы.
Посмертно машинистов наградили орденами Трудового Красного Знамени, помощников –
орденами «Знак Почёта».
В память о подвиге у платформы 90-й километр был установлен обелиск. С годами он
обветшал, и 31 августа 2006 года состоялось торжественное открытие
восстановленного монумента. На место события прибыли работники депо, члены
Совета ветеранов, родные и близкие погибших. Открытие фотографировали, снимали
на видео.
Теперь о железнодорожном ПТУ. В 1966 году оно документом Совмина РСФСР получило
название ГПТУ № 34 имени Анатолия Суханова. Хотя, на самом деле, здесь в разные
годы учились все четыре героя этой истории. К сожалению, сейчас
Санкт-Петербургский лицей железнодорожного транспорта это имя уже не носит.
Унификация. Кому помешало имя Толи Суханова, хотелось бы спросить. Или он тоже –
«наследие проклятого прошлого»? Правда, стенд, посвящённый подвигу 12 июня 1965
года, в лицее (сейчас он на Софийской в Купчино, а в 1965 году был на Московском
проспекте) имеется. Автор этих строк увидел этот старенький (не обновляли лет
20) стенд в помещении, где работают педагоги, что-то вроде учительской. И
удивился, почему он висит здесь, куда ребята редко заходят? Но меня уверили, что
на «классных часах» о Суханове и подвиге двух локомотивных бригад всё-таки
рассказывают… А в июле 2010 года в Батецком Новгородской области, где жил Борис
Бобков, установили памятную доску, и теперь улица носит его имя. На открытии
присутствовали дочь машиниста Лариса Борисовна, братья Анатолий и Александр. До
недавнего времени была традиция у машинистов – давать гудок, проезжая роковой
89-й километр. Пусть она продолжится.
И ещё одно. Редакция просит откликнуться всех свидетелей катастрофы и людей,
знавших погибших.
P. S. За предоставленные для статьи материалы автор благодарит библиотекаря
профессионального лицея железнодорожного транспорта С. Носкову и студента ПГУПСа
А. Введенского.
Владимир Фёдоров 3 сентября 2010 года. Газета "Октябрьская магистраль"
|