Огонь, вода и медные трубы
 Никто не забыт?

   Василий Иванович МУРЗИЧ, машинист-новатор, народный мститель, Герой Социалистического Труда. Родился в многодетной семье (10 детей) в Невеле в семье потомственного железнодорожника, В 1928 году он был зачислен в штат паровозного депо станции Витебск. Изначально работал кочегаром, затем помощником машиниста. А когда развернулось по всей сети железных дорог СССР соревнование но методу Петра Кривоноса (новатор на транспорте, Герой Социалистического Труда, будучи паровозным машинистом, в 1935 году выступил с инициативой водить грузовые поезда с удвоенной технической скоростью), 26-летний невельчанин, поддержав его почин, на мощном паровозе серии ФД стал водить грузовые поезда еще с большей скоростью: 70 километров в час. Именно тогда, в довоенное время, он стал первым среди витебских железнодорожников кавалером ордена Трудового Красного Знамени, опыт новаторской работы которого был опубликован на страницах газеты «Гудок».
         Когда гитлеровские войска вторглись в пределы СССР, знатный машинист перебрался в Москву и продолжил работать по той же специальности в депо имени Ильича станции Москва-Сортировочная. Тогда же началось формирование разведывательно-диверсионных групп для работы в тылу противника. Василий Мурзич стал одним из первых добровольцев в этом патриотическом движении. Уже а августе 1941 года он и еще несколько железнодорожников перешли линию фронта под прикрытием конницы Льва Доватора и оказались в глубоком тылу врага под Оршей. Так началась их партизанская жизнь.
     Прежде чем оказаться в Белоруссии, невельский машинист-новатор успешно закончил краткосрочные курсы минеров. Обучался вместе с Константином Заслоновым. В июле 1942 года партизанско-диверсионная группа под командованием Лубенца, в которую входил и Василий Мурзич, действовала на линиях Барановичи -Волковыск, Сломим - Гриньки, Гриньки - Озерница. На его личном счету 12 уничтоженных поездов. Оккупанты объявили отважного партизана из Невеля «опасным советским бандитом», за его поимку обещали 10 тысяч марок.
      Поздней осенью 1942 года Мурзич был отозван в Москву и возвращен на прежнее место работы - в депо имени Ильича. Вернулся из лесов Белоруссии с орденом Отечественной войны I степени. Стал старшим машинистом паровозной колонны Особого резерва НКПС №3. Доставлял танки к Сталинграду. Накануне окружения крупной группировки противника попал под бомбежку. Осколок насмерть поразил его помощника Петра Устинова. Тяжело был ранен кочегар Александр Лебедев. Из пробитого котла на машиниста хлынула мощная струя пара и кипятка, обварив лицо и руки. Почти ослепший, Мурзич на ощупь заделал пробоину в котле и довел эшелон до места назначения. Из паровозной будки его выносили на носилках. Это единственный случай на всех фронтах и в мировой практике, чтобы обожженный кипятком, раненый и полуслепой машинист вел поезд, не оставив своего боевого поста! В госпитале ему восстановили зрение.
      После исцеления он снова оказался у реверса любимого израненного паровоза который был отремонтирован силами бригады. На нем в составе витебской паровозной колонны продолжал водить воинские эшелоны до Шпрее и Эльбы. За особые заслуги в обеспечении перевозок для фронтов и народного хозяйства Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года «машинисту-новатору и народному мстителю», как его называли в депо, Василию Ивановичу Мурзичу было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
      После войны он закончил в Москве центральные технические курсы НКПС и был направлен в Витебск на должность заместителя начальника локомотивного отдела. Население Лепельского избирательного округа Витебской области 10 февраля 1946 года избрало знатного машиниста депутатом Верховного Совета СССР. На сессиях ВС СССР Мурзич беседовал с прославленными полководцами Покрышкиным и Кожедубом. За всю войну звания Героя Советского Союза были удостоены 11 500 бойцов, командиров, партизан. Многие -посмертно. И естественно, что герои пользовались особым почетом и уважением. Их приглашали на митинги и торжественные собрания. А потом - на банкет, где начальство пило за здоровье героев, славило их подвиги. И такое испытание выдержали далеко не все. Некоторые стали страдать зазнайством, а другие спились. В Центральном архиве Министерства обороны сохранились копии наградных листов на лишение звания Героев Советского Союза. И, конечно, среди них нет таких, кто был лишен омытых кровью боевых наград за предательство или измену Родине. Лишены за бытовые, должностные и хозяйственные преступления, совершенные после войны в состоянии алкогольного опьянения. Это: усугубляло наказание...
      Нестандартно сложилась судьба и у Василия Мурзича. Постоянное напоминание о том, что его первая жена спуталась с оккупантами и бежала с ними из Витебска в Лиепаю, да и частые застолья способствовали тому, что Василий Иванович все чаще и чаще стал появляться в нетрезвом виде. В конце депутатского срока бюро Витебского обкома партии рассмотрело аморальное поведение Мурзича, хотя многие из его состава при чествовании Героя Социалистического Труда способствовали его спаиванию. МПС СССР не возражало оформить его перевод на Прибалтийскую железную дорогу. Работая в Даугавлилсе, он, будучи в нетрезвом состоянии, при случайной встрече со своей довоенной женой в состоянии аффекта и обиды за поломанную жизнь и предательство избил ее. Был арестован и осужден на три года лишения свободы по статье за хулиганство. Верховный суд Латвии, куда он обратился с заявлением о смягчении наказания, не только добавил еще 5 лет, но и обратился в Президиум ВС СССР с ходатайством лишить осужденного Мурзича боевых и трудовых наград. 9 октября 1954 года В. И. Мурзич перестал быть Героем Социалистического Труда, будто и не было его подвигов в тылу врага и трудового героизма на прифронтовых железных дорогах. Он лишился «Золотой Звезды», орденов Ленина, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, Отечественной войны, медалей «Партизану Отечественной войны», «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».
     Наказание отбывал на Печоре. Под конвоем не находился, а работал машинистом паровоза. Его имя изъято из всех архивных фондов - государственных и ведомственных. Музей Белоруссии (Витебск, Минск) на все запросы пострадавшего героя и его родственников до сих пор однотипно отвечали, что сведениями о Мурзиче не располагают. Белоруссия отреклась от своего непутевого сына. Лишь архив рижского отделения сберег для нашего поколения его личную карточку и назвал последнее место работы - депо Шкиротава под боком республиканского центра. Оказывается, чтобы получить должность дежурного по паровозному депо, ему пришлось заново окончить курсы машинистов при Рижской дорожно-технической школе. Ушел на пенсию по возрасту в 1965 году с должности машиниста паровоза.
    Н. КАЗЮЛИН,   член-корреспондент Русского генеалогического общества, Невель - Опухлики. 3 августа 2005 года. Газета "Великолукские ведомости"
 

[Участки дорог] [Общая карта дорог] [Предприятия и учебные заведения] [Расписания] [Дороги узкой колеи]
 [Соавторы проекта] [Музеи] [Библиография] [История обновлений] [Разное
]


© Copyright 2001-2013 URAKIS