Луга -
Скангали
Псков - Нарва Псков - Полоцк Псков - Бологое Псков - Валга Валга - Тарту Тарту - Печоры Бологое - Полоцк Оредеж - Витебск Западная Двина - Посинь Луга - Новгород Новгород - Валдай Чудово - Старая Русса Пыталово - Опочка Печоры - Кудупе Станции Подвижной состав Фалеристика Прогулки автора Нежелезнодорожное |
Начальник станции Псков
Все, что происходило в июльские дни - печального 1941-го и радостного 1944-го прямо или косвенно связано с именем
Александра Александровича Васильева, бывшего тогда начальником железнодорожной
станции Псков. На его плечи легла забота об эвакуации города, а затем, с первых дней освобождения, ему довелось восстанавливать работу железнодорожного узла. Нелегкая судьба выпала на долю этого человека. Хотя во многом - обычная для героического его поколения.(из книги "Псковские железнодорожники в Великой Отечественной войне" (к 60-летию Великой Победы) Выпуск 3. Они всегда с нами). Направлен на прорыв. Юность Саши Васильева пришлась на неспокойное время. В 1915 году он, закончив Борисоглебское городское училище, сделал жизненный выбор и поступил в техническое железнодорожное училище. Работал, служил в армии, снова работал - па Юго-Восточной и на Северо-Западных железных дорогах. А еще - все время учился, закончил железнодорожную школу в Россоши, техническую школу, курсы НКПС. Приобретенные знания и опыт Александра Васильева высоко ценились на работе, были замечены. В 1937-38 годах тяжелое положение сложилось на псковском железнодорожном узле. Опытные работники, оказавшиеся вдруг «врагами народа», были упрятаны в лагеря или расстреляны. Среди них и командиры служб, и многие рабочие. Борьба с «вредителями» не замедлила сказаться на безопасности движения. Станция Псков превратилась в одну из отстающих. Крушения, неполадки в работе стали частым явлением в 1938 году. Станция признается аварийным очагом, ей выдается соответствующий паспорт. Руководство дороги принимает решение направить в Псков опытного энергичного специалиста. В августе 1938 года Александр Александрович Васильев приступил к работе начальником станции Псков. Он дневал и ночевал на службе, лишь изредка появляясь дома. Усилия не прошли даром. Уже к марту 1940 года нет ни одного крушения и аварии. В октябре 1940 года Управление дороги сняло со станции Псков аварийный паспорт. В Псков на имя начальника станции Васильева, секретаря партбюро Бабикова и председателя месткома Михайловой пришла поздравительная телеграмма с выражением уверенности в том, что работники станции сделают ее образцовой на дороге. Правительство наградило начальника станции Псков орденом «Знак Почета». 1941. Эвакуация. 1941 год встречали ударным трудом и песней «Если завтра война...» 2 июля в 13.05 на рельсы перегона Остров - Брянчаниново упала первая бомба. Фронт стремительно приближался к Пскову. Множество сложнейших задач ежедневно ставила жизнь в эти дни перед начальником станции: военные эшелоны на запад, к фронту, на восток - отправка мобилизованных, эвакуация населения и материальных ценностей. Усугублял обстановку огромный поток беженцев из Каунаса, Вильнюса, Риги. Работать приходилось в условиях постоянной бомбежки. Выполнение решений всех властей - партийных, военных, гражданских, все сходилось на работниках станции и ее начальнике, которые обязаны были найти и предоставить технику и вагоны, обеспечить движение, отправить составы вовремя. Словом - успеть совершить невозможное. Вспоминает сын Л. А. Васильева Юрий Александрович, хорошо запомнивший те последние перед взятием Пскова фашистами дни и часы. «Когда началась война, отец редко приходил домой ночевать, был занят на станции формированием эшелонов для эвакуации предприятий и населения города, потока беженцев, которые хлынули на Псков с Запада. Привокзальная площадь была запружена легковыми машинами и автобусами из Прибалтики. Большинство из них так и осталось у вокзала из-за отсутствия бензина...» 3 июля началась эвакуация города. За два-три дня были вывезены банк, ценное оборудование заводов, хлеб, машины, скот. От станций Псков и Торошино днем и ночью отходили на восток эшелоны с людьми и имуществом. К 7 июля было вывезено более 45 тысяч женщин, детей, стариков. Семьи железнодорожников эвакуировались последними. На станции заканчивалась погрузка детских садов. Александр Александрович забежал домой и сказал жене и сыну, чтобы были готовы. В полночь забежал снова, помог сесть в поезд, распрощался с семьей, выскочил уже на ходу. И тут объявили воздушную тревогу, а из привокзального парка уже взлетали сигнальные ракеты... К счастью, все обошлось. На 8 июля готовилась отправка последнего эшелона с комсоставом. Станцию защищали части противовоздушной обороны и бронепоезд, который встал на переезде у Крестовского шоссе, откуда должны были вскоре показаться немецкие танки. Последние минуты в Пскове. Александр Александрович распрощался с командиром бронепоезда, отходившего в сторону Луги. Обошел помещение вокзала... В зале ресторана - белые скатерти на столах, приборы. Нестерпимая боль человека, вынужденного оставить родной дом врагу, сжала сердце. Мирный вид ресторана вызвал досаду и злость. Кто-то рядом предложил: «Хорошо бы бросить туда гранату...» Сдал станцию представителю НКВД, на несколько минут заскочил в квартиру, чтобы взять кое-что из вещей. Самым дорогим показались фотографии, нужным - крошечное зеркальце и бритвенный прибор. Состав уже трогался, когда Васильев вскочил в вагон. Быстро восстановить Назначение Александр Александрович получил на Ярославскую железную дорогу, где смыслом работы стало спасение человеческих жизней. Сотни ленинградцев были вывезены, обогреты и накормлены на станции, где работал А. А. Васильев. Так прошло три года. Наши войска освобождали страну от фашистов. 27 января была прорвана блокада Ленинграда и уже 1 февраля Васильев назначен на Ленинград - Варшавский участок. Весной 1944 года Ленинградский фронт перешел в генеральное наступление. 4 месяца готовилась операция по освобождению Пскова. И в это время А. А. Васильев получил назначение начальником на свою родную станцию, которую должны были освободить. Решение аргументировано тем, что никто не сможет быстрее и лучше восстановить и наладить оперативную работу стратегически важного железнодорожного узла. Сразу после освобождения города от захватчиков А. А. Васильев прибыл по назначению. Псков стоял в руинах, было разрушено все станционное хозяйство, от вокзала остались только стены. И все же главным в те дни было восстановление путей, и военным железнодорожникам в этом помогали псковичи. В начале августа их всего-то было немногим более 6 тысяч. Руками расчищали завалы, на плечах выносили рельсы и восстанавливали пути. Вскоре было обеспечено движение эшелонов на фронт. Пришел первый состав с грузом для Пскова: строительные материалы и оборудование для заводов. Пошли через станцию ежедневно десятки эшелонов. Командование Прибалтийских фронтов благодарило железнодорожников. Немного позже, к апрелю 1945 года, через Псков было открыто пассажирское движение по четырем направлениям. К июню восстановили левое крыло вокзала. На первом этаже, где размещался агитпункт, 2 раза в день демонстрировали фильмы. Потом дошла очередь до деревянной водонапорной башни, а в домике неподалеку от вокзала разместили контору. Полувоенным оставался пока быт железнодорожного комсостава. Жили в вагонах спецпоезда, окна которого по причине отсутствия стекол были забиты фанерой. Впрочем, не это было главное. Война закончилась победой. Все свои силы люди направили на восстановление мирной жизни. Праздником запомнился август 1945 года, когда на станцию Псков вернулась дивизия победителей. Колонна войск шла в город по Крестовскому шоссе от места разгрузки, а на перекрестке улицы Вокзальной и Пролетарского бульвара встречали солдат жители Пскова. На Руси не зарекайся Все возвращалось на круги своя. Восстановили железнодорожную школу, налаживался помаленьку быт. Жена работала на железной дороге. Подрастал сын. Вот и первая мирная учеба - семинар в Ленинграде по организации грузовой и коммерческой работы. Но не зря говорят на Руси: «От тюрьмы и от сумы...» ' Волна арестов прокатилась по израненной стране. 2 марта 1948 года, невзирая на самоотверженный труд во имя Родины, А. А. Васильева объявили «врагом народа». 4 года лагерей. Затем - реабилитация, сняты все обвинения, восстановлен на работе. Правда, снова в рабочей должности, с которой начинал на железной дороге. Технический конторщик, инженер, старший помощник начальника станции, зам. начальника службы движения, инспектор-ревизор. Все эти ступеньки заново прошел бывший начальник станции, которую он дважды в жизни своей головой и руками выводил из прорыва. Восстановлен в звании инженер-майора движения. Лишь в глазах Александра Александровича па фотографии вновь выданного удостоверения читается удивление и растерянность от страшной несправедливости. ЗИНАИДА ИВАНОВА, ст. научный сотрудник железнодорожного музея Псковского отделения железной дороги. Фотография Александра Александровича Васильева на пропуске, выданном в 1941 году.
Р.Н.Королькова
Псковский железнодорожный музей Псков 2004 год
|
[Участки
дорог] [Общая
карта дорог] [Предприятия
и учебные заведения] [Расписания]
[Дороги
узкой колеи] [Соавторы проекта] [Музеи] [Библиография] [История обновлений] [Разное] |