На месте большой пустоши

   На карте страны город Пустошка появился ровно 110 лет назад и рождением своим обязан строительству Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги.

  Построить станцию решили на месте пустоши, купленной у жителей близлежащей деревни Звяги за… два ведра водки. Первоначально станция входила в состав Соинской волости Себежского уезда Витебской губернии, а губернская газета «Витебский голос» в 1906-м написала: «Лет восемь назад на месте села Пустошка было непроходимое болото». Это доказывает факт начала строительства в 1898 году.
  С открытием постоянного пассажирского и товарного движения началось довольно быстрое заселение пустоши. Торговцы, скупавшие в окрестных деревнях лён, кожи, скот, поставили у станции свои склады. Построили дома ремесленники, вдоль колеи протянулась первая улица – Вокзальная. К 1910 году в населённом пункте насчитывалось 500 жителей.
  Первое деревянное тёмно-зелёное здание вокзала находилось на месте нынешнего багажного отделения. Рядом был типовой погреб. На реке Крупея рядом с ж.-д. мостом построили из кирпича водонасосную станцию. Водоёмное здание возвели справа от нынешнего пакгауза. Речной водой заправляли паровозы. От насосной к водоёмной башне проложили трубы. От всего этого сохранились остатки насосной в реке и смотровые колодцы.
  В 1913–1914 годах в Пустошке работали небольшой дегтярный завод, лесопилка, паровая мельница, две кузницы. В дни сражения за Ригу через станцию проходили эшелоны к фронту с воинскими частями, подолгу стояли санитарные поезда. После революции условия для развития Пустошки складывались благоприятно, поэтому в 1920-м сюда из Соина перевели волостное управление, а ещё четыре года спустя она перешла в Псковскую губернию. Тогда железная дорога, ведшая к границе с Латвией, стала одним из главных направлений связи и торговли Советского государства с Западной Европой. В 1925 году Пустошка была утверждена городским поселением. В 1933-м на базе девятилетки начала работать средняя школа. Вступил в строй промкомбинат, работали кирпичный, черепичный, кожевенный, льно- и лесопильный заводы, две машинно-тракторные станции, учреждения социальной сферы.
  Мирный труд прервала война. Пустошка и район были оккупированы фашистами ровно три года. В ночь на 31 марта 1943-го была проведена одна из крупнейших партизанских операций за время народной войны – «Савкинский мост». 23 отряда партизан одновременно нанесли удары по большому ж.-д. мосту через реку Неведрянку и по трём фашистским гарнизонам. Разгром вражеских сил был полный. Летом уничтожать рельсы, стрелки, семафоры, телефонные линии вышли одновременно десятки групп партизан-подрывников. 1 ноября стрелочник А. Портнов организовал крушение двух поездов с живой силой противника. Пока станция находилась на нейтральной полосе, все кирпичные сооружения были уничтожены, а деревянные – разобраны. 27 февраля 1944 года Пустошка была освобождена.
  Железнодорожники весной 1946-го перевезли со станции Забелье разобранное здание немецкого клуба и соорудили вокзал. В 1950-м новое здание вокзала возвели военные строители. Станцию возглавляли техник-лейтенант И. Романовский (1944–1949 годы), младший лейтенант  И. Гаврилов (1949–1953); затем их сменили железнодорожники: Чугунов (1953), В. Воробьёв (1953–1961), Г. Гусаков (1962), Г. Прокофьев (1962–1977), В. Маркевич (1977–1987), П. Гультяев (1987–1988), Б. Старостин (1988–2000), Ю. Тимофеев (2000). С 2001-го – Е. Безденежных.
  Современная Пустошка – один из красивейших малых городов Псковщины.

  Михаил Рязанцев   7 октября 2011 года. Газета "Октябрьская магистраль".


[Участки дорог] [Общая карта дорог] [Предприятия и учебные заведения] [Расписания] [Дороги узкой колеи]
 [Соавторы проекта] [Музеи] [Библиография] [История обновлений] [Разное
]


© Copyright 2001-2013 URAKIS