|
На месте большой пустоши
На карте страны город Пустошка появился ровно 110 лет назад и рождением своим
обязан строительству Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги.
Построить станцию решили на месте пустоши, купленной у жителей близлежащей
деревни Звяги за… два ведра водки. Первоначально станция входила в состав
Соинской волости Себежского уезда Витебской губернии, а губернская газета
«Витебский голос» в 1906-м написала: «Лет восемь назад на месте села Пустошка
было непроходимое болото». Это доказывает факт начала строительства в 1898 году.
С открытием постоянного пассажирского и товарного движения началось довольно
быстрое заселение пустоши. Торговцы, скупавшие в окрестных деревнях лён, кожи,
скот, поставили у станции свои склады. Построили дома ремесленники, вдоль колеи
протянулась первая улица – Вокзальная. К 1910 году в населённом пункте
насчитывалось 500 жителей.
Первое деревянное тёмно-зелёное здание вокзала находилось на месте нынешнего
багажного отделения. Рядом был типовой погреб. На реке Крупея рядом с ж.-д.
мостом построили из кирпича водонасосную станцию. Водоёмное здание возвели
справа от нынешнего пакгауза. Речной водой заправляли паровозы. От насосной к
водоёмной башне проложили трубы. От всего этого сохранились остатки насосной в
реке и смотровые колодцы.
В 1913–1914 годах в Пустошке работали небольшой дегтярный завод, лесопилка,
паровая мельница, две кузницы. В дни сражения за Ригу через станцию проходили
эшелоны к фронту с воинскими частями, подолгу стояли санитарные поезда. После
революции условия для развития Пустошки складывались благоприятно, поэтому в
1920-м сюда из Соина перевели волостное управление, а ещё четыре года спустя она
перешла в Псковскую губернию. Тогда железная дорога, ведшая к границе с Латвией,
стала одним из главных направлений связи и торговли Советского государства с
Западной Европой. В 1925 году Пустошка была утверждена городским поселением. В
1933-м на базе девятилетки начала работать средняя школа. Вступил в строй
промкомбинат, работали кирпичный, черепичный, кожевенный, льно- и лесопильный
заводы, две машинно-тракторные станции, учреждения социальной сферы.
Мирный труд прервала война. Пустошка и район были оккупированы фашистами ровно
три года. В ночь на 31 марта 1943-го была проведена одна из крупнейших
партизанских операций за время народной войны – «Савкинский мост». 23 отряда
партизан одновременно нанесли удары по большому ж.-д. мосту через реку
Неведрянку и по трём фашистским гарнизонам. Разгром вражеских сил был полный.
Летом уничтожать рельсы, стрелки, семафоры, телефонные линии вышли одновременно
десятки групп партизан-подрывников. 1 ноября стрелочник А. Портнов организовал
крушение двух поездов с живой силой противника. Пока станция находилась на
нейтральной полосе, все кирпичные сооружения были уничтожены, а деревянные –
разобраны. 27 февраля 1944 года Пустошка была освобождена.
Железнодорожники весной 1946-го перевезли со станции Забелье разобранное здание
немецкого клуба и соорудили вокзал. В 1950-м новое здание вокзала возвели
военные строители. Станцию возглавляли техник-лейтенант И. Романовский
(1944–1949 годы), младший лейтенант
И. Гаврилов (1949–1953); затем их сменили железнодорожники: Чугунов (1953), В.
Воробьёв (1953–1961), Г. Гусаков (1962), Г. Прокофьев (1962–1977), В. Маркевич
(1977–1987), П. Гультяев (1987–1988), Б. Старостин (1988–2000), Ю. Тимофеев
(2000). С 2001-го – Е. Безденежных.
Современная Пустошка – один из красивейших малых городов Псковщины.
Михаил Рязанцев
7 октября 2011 года. Газета "Октябрьская магистраль".
|