Музей не продается

  История, по нашим временам обыкновенная, произошла недавно в Пскове. Правда, точка в ней еще не поставлена. Впрочем, расскажу по порядку.
   Музей железнодорожного транспорта расположен на бойком месте, у самого вокзала. Он никогда не пустует: приходят то школьники, то ветераны, а чаще — и те, и другие. Пожилые вспоминают, рассказывают, юные впитывают и задают вопросы. Долгие годы руководила музеем Раиса Николаевна Королькова — великая труженица, автор и составитель нескольких сборников (бюллетеней, как их здесь называют) о псковских железнодорожниках. И сейчас, передав бразды правления Татьяне Николаевне Костиной, она продолжает начатое. А точнее сказать, теперь они вместе собирают материал о династиях, которыми всегда славился Псковский узел. Добровы, Ефимовы, Яковлевы, Афанасьевы, Кольцовы... Всех не перечислишь.
   Руководители станции, путейцы, связисты, энергетики живо откликаются на любую просьбу музейщиков. Активно помогают объединенный профком линейных станций в лице главного советника, инструктора теркома Ларисы Николаевны Петровой и Совет ветеранов.
   Вместе с ним, кстати, приступили к осуществлению интересной идеи — создать ретроуголок в стиле пятидесятых годов и собираться за самоваром, слушая пластинки. Уже нашли и старый приемник с радиолой. Медики считают, что такое своеобразное возвращение в молодость — лучшее лекарство.
   В общем, все шло хорошо, пока над музеем не нависла угроза. Дело в том, что помещение, в котором он издавна располагается, завидное — 259 квадратных метров — вместе с жилым домом перешло в муниципальную собственность. Поначалу вроде никто на него не посягал, и вдруг явились к Татьяне Николаевне незваные покупатели. Люди, по всему, непростые, подкатили на «Мерседесе» и, по словам Костиной, «почти перешагнув через меня», стали осматривать площади.
   «Хозяева жизни», — с горечью подумала она. И почему-то вспомнила хорошо известную ей по работе экскурсоводом в Поганкиных палатах характеристику Святого Благоверного князя Довмонта, который «не терпе обидим быти». Но самой Татьяне Николаевне было обидно до слез.
   Однако, опомнившись после неожиданного визита, она набрала номер телефона председателя Совета ветеранов Ольги Георгиевны Поповой. Коренная псковитянка, в прошлом финансовый ревизор и блестящий организатор, она в срочном порядке собрала свою «рать».
   — Мы, — говорит, — пригласили депутата городской Думы, корреспондента газеты «Курьер», ветеранов. Геннадий Иванович Андреев, бывший главный инженер, связался с Петербургом.
   — Равнодушных не было, — продолжает рассказ председатель объединенного профкома линейных станций Юрий Александрович Поварнев, — все газеты на ноги подняли, все возможные и невозможные инстанции задействовали.
   Одним словом, отстояли очаг культуры.
   ...Идем вместе с Татьяной Николаевной по залам, где посетителям разрешается трогать экспонаты (ну, может быть, за редким исключением), где под стеклом хранятся извлеченные следопытами из земли боевые награды и солдатские медальоны, пролежавшие в ней более шестидесяти лет, а с портретов на стенах смотрят лица железнодорожников — героев войны и труда. и даже есть стенд, где вы можете увидеть денежные купюры начала прошлого столетия.
    Как-то, прослушав рассказ экскурсовода о том, как много по тем временам получали железнодорожные служащие, кто-то из школьников удивился: «Зачем они тогда революцию делали?!»
   Да, среди всех этих материальных вещей — всевозможных деталей, рельсов, дефекто­скопических тележек — хранят эти стены такие вот «исторические» вопросы посетителей, их впечатления.
   — Знаете, — внезапно возвращается к разговору о музее Татьяна Николаевна, — я ведь тоже выросла в семье железнодорожника, знаю о солидарности людей этой профессии. Но такой мощной поддержки, признаюсь, не ожидала. И очень хочу поблагодарить всех, кто оказал нам содействие. Да все мы, можно сказать, сроднились за это время: нет худа без добра.
   Слово «добро», кстати, несет в себе как бы два противоположных смысла. Добро — как прибирание к рукам, богатство (накопленное добро) и добро — как способность отдавать, дарить.
   Перед городской Думой Пскова встала эта дилемма: отдать железнодорожникам площади, занимаемые музеем, в безвозмездное пользование или настаивать на заключении с дорогой договора аренды? Мнения депутатов разделились. И хотя страсти улеглись, покупатели не ходят, но точку ставить еще рано. Остается лишь пожелать, чтобы победили добрые люди и добрые намерения.

     21 октября 2006 года. Елена Мельник.  Газета "Октябрьская магистраль" 


[Участки дорог] [Общая карта дорог] [Предприятия и учебные заведения] [Расписания] [Дороги узкой колеи]
 [Соавторы проекта] [Музеи] [Библиография] [История обновлений] [Разное
]


© Copyright 2001-2013 URAKIS