|
Псковский железнодорожный музей
[История
создания] [Сегодняшняя
жизнь музея] [Первый
зал] [Второй
зал] [Третий
зал]
Псковский музей является самым крупным на
дороге среди производственных: богатые
фонды, ценные экспонаты. В то же время
упоминания о нем Вы не найдете ни на одном
псковском сайте, претендующем на роль
путеводителя по Пскову.
Музей основан в 1967
году инженером тяги Александром Ивановичем
Валентиком. В годы войны он был начальником
разведки отряда "Неуловимые"- одного
из отрядов Калининской области, который действовал на юге Октябрьской магистрали
в районе станций Идрица, Себеж и Невель. Его фотография
помещена на одном из
стендов в музее на Варшавском вокзале. В
1968 году он был награжден грамотой
КГБ СССР. Первая экспозиция находилась
на вокзале. Позже музей был размещен в здании
бывшей железнодорожной поликлиники.
Предыдущая экспозиция была выдержана в
несколько мрачных коричневых тонах
товарного вагона.
Удобно расположение
музея - прямо напротив вокзала.
У входа светофор и вагонная тележка. Вот
она на фотографии из газеты
"Гудок". Над входом ностальгическая
надпись. Если вторая дверь закрыта- не
всегда много посетителей- звоните, кнопка
за спиной. Три зала. Первый посвящен истории
строительства дорог в 19 веке, как наших, так
и зарубежных. Есть скамеечки, чтобы
посидеть, послушать. Зал для детей или
дилетантов вообще-то говоря. В углу вот
такая резьба по дереву. Во втором
рассказывается о революционном движении 1905
года, революции 1917, установлении советской
власти. Тут же стенды об отречении
Императора с аппаратом Камарзиной-
большевички, передававшей секретные
сведения о поездке императора. Слева от
входа в этот зал достаточно скромный стенд,
посвященный станции Великие Луки.
Особенно,
если учесть масштабы и роль этой станции,
депо да и завода. Здесь же материалы о
трудовых победах в годы первых пятилеток.
Диссонансом выглядит в почти советском
музее материалы о репрессиях. Материалов на
эту тему очень мало. Например, до сих пор
неизвестно, сколько псковских
железнодорожников расстреляли прямо в
подвалах вокзала. Ведь пришлось переводить
сюда дновских железнодорожников, так как
некому было работать.
Главная тема третьего
зала- участие псковских железнодорожников
в Великой отечественной войне,
освобождение и восстановление Псковских
дорог. Тут же стенды о сегодняшних днях,
немного устаревшие материалы о Псковском
подотделе (которого уже нет) Санкт- Петербург- Витебского
отделения дороги. Единственная сотрудница-
Раиса Николаевна Королькова. В этом году
произведен ремонт помещения, обновлена
экспозиция. В том же году в местной газете
"Стерх" были опубликованы три статьи
Раисы Николаевны об истории железных дорог
в Псковской области. Почитайте!
Юрий Киселев, 2001 год.
Железнодорожник, партизан, музейщик
"В прошлом году исполнилось 35 лет со дня открытия самого крупного производственного музея
Октябрьской - псковских железнодорожников. А в следующем году исполнится 90 лет со дня рождения
его основателя, Александра Ивановича Валентика. Сегодняшний рассказ - о нем.
А. Валентик родился
18 апреля 1914 года в Гомеле, в семье железнодорожника. После окончания семилетки уехал на Урал,
в Свердловск, где закончил школу ФЗУ и получил специальность фрезеровщика. В 1937 году, после
окончания Брянского железнодорожного техникума, его направили инженером-теплотехником в
Витебское паровозное депо. В начале Великой Отечественной войны А. Валентик работал в городе
Лида. По заданию городского комитета партии группа железнодорожников была направлена на борьбу
с немецким десантом. В 1941 году в район станции Боровичи была заброшена группа под
командованием М.Прудникова. А. Валентик с товарищами присоединился к группе и стал начальником
разведки отряда. До 1944 года он сражался в бригаде "Неуловимые".
Из боевой характеристики
А. Валентика: "В партизанском отряде с 7 июня 1942 года. В отряде работал бойцом-подрывником
диверсионной группы, комиссаром отряда, а затем начальником разведки по линии НКВД. На своем
личном счету имеет четыре крупных диверсии - пустил под откос четыре паровоза и 78 вагонов
с живой силой, техникой и боеприпасами врага. Дважды представлен к правительственной награде.
Ранен в боях с фашистами".
После войны Александр Иванович восстанавливал железные дороги,
работал в Лиде, Черняховске, на станции Богосово. В 1953 году по призыву партии поехал в
деревню, был начальником МТС. Где бы Александр Иванович ни работал - везде проявлял смекалку,
изобретательность, инженерную грамотность, трудолюбие. В 1956-м он получил назначение в
Великие Луки. Работал инженером на электростанции, преподавал в железнодорожном техникуме
имени К.Заслонова. Заочно закончил исторический факультет Педагогического института и начал
собирать материалы для музея Великолукского локомотивного депо. Но в 1963 году, когда объединили
Великолукское и Псковское отделения, А. Валентик переехал в Псков. Работал инженером тяги и
тогда же предложил интересный почин - шефство инженерно-технических работников над
студентами-заочниками.
А. Валентик был одним из главных инициаторов создания музея псковских
железнодорожников. Им была проделана огромная собирательская и поисковая работа по выявлению
музейных памятников, изучению архивных материалов, научной и специальной литературы в
крупнейших архивах и библиотеках страны, в личных архивах. Им собраны и записаны воспоминания
участников и очевидцев многих важных событий в жизни страны и, в частности, железных дорог.
27 июля 1967 года решением райпрофсожа музей был утвержден официально и открыт. С этого дня и
по 1979 год руководителем музея был А. Валентик. Он являлся автором первой экспозиции музея,
которая отличалась выразительностью и умело поставленными акцентами в изображении той или иной
темы. Александр Иванович много работал с материалами по истории революции и Великой
Отечественной войны. Он признавался: "Жизнь моя отдана железной дороге, сердце мое принадлежит
исторической науке". Дело Александра Ивановича не пропало - музей псковских железнодорожников
продолжает функционировать." Р.КОРОЛЬКОВА, руководитель музея. Газета "Октябрьская магистраль" 19 августа 2003 года.
Еще материал об основателе музея
Александре
Ивановиче Валентике.
Вход
в железнодорожный музей. Июль 2005 года. Автор фотографии -
Юрий Киселев.
Вход в музей. 1 октября 2005 года. Автор
фотографии - Олег Станкевич.
Вход в музей. 1 октября 2005 года. Автор
фотографии - Олег Станкевич.
Вход в музей. 12 ноября 2006 года.
Автор фотографии -
Юрий Киселев.
Вагонная тележка перед входом в музей.
Декабрь 2007 года. Автор фотографии -
Сергей Лопес.
Голова светофора у входа.
Декабрь 2007 года. Автор фотографии - Сергей Лопес.
Обновленная тележка у входа в музей.
11 октября 2008 года. Автор фотографии -
Юрий Киселев.
Вход в филиал "Октябрьская железная дорога" - Музей истории
псковских железнодорожников Октябрьского центра научно-технической информации и
библиотек. После ремонта. 7 мая 2014 года. Автор фотографии -
Юрий Киселев.
Стенд "Лучшие
работники Псковского железнодорожного узла".
26 октября 2014 года. Автор фотографии - Юрий Киселев.
|