|
Музей и посетитель*
(из опыта работы
Псковского железнодорожного музея 1995-2006 г.г.)
* Электронный вариант книги, посвященной 40-летию музея в 2007 году. В типографском варианте возможны изменения.
В плане заботы
о посетителе ни один музей никогда не сможет
достичь совершенства. В музеях всегда найдется,
над чем в этом смысле поработать, - неважно,
большой это музей или маленький.
При реэкспозиции 2001 года ставилась задача не только подготовить открытую
публикацию исторических материалов, состоящих из вещественных, письменных,
изобразительных источников, но и сделать экспозицию более привлекательной для
посетителей. Над каждой темой было помещено заглавие ( в отличие от предыдущей
экспозиции), была продумана система ведущих текстов и этикитаж, дающих научный
комментарий содержания экспозиции. Ведь от этого во многом зависит полнота
использования посетителем информационного потенциала музейных предметов.
Ставилась задача сделать экспозицию не только интересной, доступной в
познавательном смысле, но и притягательной в дизайне. Художник, экспозиционер
думали над каждым цветовым пятном, оформлением каждого планшета, предмета. Для
предметов были изготовлены специальные подиумы. Сочетание красочной экспозиции
со спокойным светлым тоном залов способствует эстетическому воспитанию
посетителей.
Отзывы посетителей
25.08.02 г. Все, что находится в музее, взаимосвязано и ничего лишнего,
представляется единым целым. Оформление экспозиции и залов сделано с большим
вкусом и доставляет удовольствие.
Матросов В.А. Экспозиции музея
Отзывы посетителей.
26.11.02 г. Большое спасибо за экспозицию. Хорошо и ясно изложен материал.
Остался под большим впечатлением, обязательно посещу Вас, но уже с товарищами.
Сердечно благодарю за вашу трудную, низкооплачиваемую, но нужную обществу
работу.
Р.Слободских
11.04.03 г. Прекрасно раскрыт материал о развитии железной дороги в Псковской
области. Чудесный музей.
Иванова Т.
12.05.03 г. Спасибо за экскурсию, нам понравилось здесь все. Очень красиво тут,
интересные экспонаты.
Учащиеся 8-ой школы
11.04.03 г. Осмотрел экспозицию музея. Интересно и познавательно. Получил
огромное удовольствие от посещения музея.
Орестов
6.06.03 г. Сегодня мы пришли со школьным лагерем в музей железнодорожной
техники. Нам здесь очень понравилось. Здесь очень красиво. Я хочу прийти в этот
музей еще раз.
Диана
23.10.03 г. Спасибо, получили огромное удовольствие от вашей экспозиции. Все
точно продумано и скомпоновано, не устаешь воспринимать.
С уважением: коллеги-железнодорожники г.Калининграда Б.Константинов, О.Хупов.
06.06.04 г. Музей богат подлинными экспонатами. Очень грамотно составлена
экспозиция музея.
С.–Петербург. Семья Лаврентьевых
03.04.04 г. Посетил музей. Нахожусь под сильным впечатлением. Особенно
понравились материалы, связанные с историей возникновения и развития
железнодорожного транспорта на Псковщине, и экспонаты, связанные с периодом
Великой Отечественной войны. Большое спасибо организаторам и работникам музея.
Пскович Иванов А.В.
22.03.05 г. Экспозиция понравилась, все продумано четко. Музей напомнил о моей
молодости, все это было в моей жизни.
Выпускник ЛИИЖТа 1953 г. Тимофеев А.В.
04.08.05 г. Очень интересно. Отлично оформлено. Доступные и понятные надписи.
Благодарю сотрудников музея за сохранение истории России.
С-Петербург Суровцева Е.М.
22.03.05 г. Искренняя благодарность создателям музея за скрупулезно подобранные
экспонаты, с любовью оформленные стенды. Знакомство с материалами музея
оставляет неизгладимое впечатление, расширяет общий кругозор, дает ценные
сведения об истории развития железной дороги.
г. Печоры. Семья Ларионовых
Для нас крайне важно, как относятся посетители к тому, что мы для них делаем:
отношение персонала, чистота залов, дизайн экспозиции.
Отзывы посетителей.
12.04.05 г. Интересная экспозиция. Она знакомит не только с историей Октябрьской
железной дороги, но и с историей нашего древнего замечательного Пскова. Большое
спасибо гостеприимной хозяйке музея.
Пенсионерка Петрова Тамара Михайловна
01.09.05 г. Благодарим сотрудников музея за отлично оформленные стенды, за
великолепный порядок в залах музея, за вежливое и культурное обращение с
посетителями.
Семья Вачулич
25.03.03. Спасибо! Очень интересно, трогательно и месторасположение
замечательное.
Красильникова Л. - пианистка
Одними из самых многочисленных и важных посетителей нашего музея являются дети.
Приходят к нам посетители из детского сада. В ознакомительной беседе
рассказывается, что такое музей вообще и что такое железнодорожный музей,
обращаемся к знаниям детей (на чем ездили люди до появления железной дороги?),
доступно доносим до сознания ребенка, как шли люди к созданию железной дороги.
Дается понятие, что такое железная дорога, паровоз, тепловоз, электровоз, виды
вагонов; проводится игра: найди в экспозиции изображения паровоза, тепловоза,
модель цистерн, грузового вагона и т.д.
Дается задание: нарисуй паровоз, вагон.
Железнодорожный детский сад №55 на празднике в музее
Из отзывов посетителей:
21.02.03 г. Дети узнали о первых железных дорогах, паровозах, вагонах,
железнодорожниках. Благодаря опытному экскурсоводу материал был доступен,
интересен. У ребят масса впечатлений, эмоций. Этот день, я думаю, запомнится им
надолго.
Воспитатель детского сада №38 Иванова А.В.
Доступность экскурсии зависит от учета возрастных особенностей и
образовательного уровня посетителей, использования соответствующих приемов и
методов ее проведения. Работая с учащимися, в первую очередь учитывались границы
их знаний.
У маленького ребенка нет представления о времени. На первом плане сегодняшние,
сиюминутные впечатления. С самыми маленькими обычно не пользуешься точными
датами, говоришь: Это было давно. Учащимся 3-4 классов можно задать вопрос: В
каком веке мы живем? А уже потом сказать, что железные дороги начали строиться в
первой половине 19 века.
С младшими школьниками повествование часто проходит методом беседы. Например,
каким одним словом можно назвать паровозы, тепловозы, электровозы? (локомотивом
по названию 1-го паровоза Джорджа Стефенсона) и т.д. Показывая лапоть, свечной и
керосиновый фонари, предлагаешь представить, как одевались пассажиры, как
работали железнодорожники в то время.
Учащимся 5,6,7 классов рассказываешь уже об экономических предпосылках появления
железнодорожного транспорта, о создании акционерных обществ при строительстве
дорог и т.д.
Если мы знакомимся с темой: «Отречение Николая II от престола», предлагаешь
младшим школьникам внимательно посмотреть фотографии, чтобы представить себе,
как выглядел царский поезд, старшеклассникам же рассказываешь о всех сложных
проблемах и событиях того времени, о документах, участниках отречения, о
значении этого важного события.
Отзывы:
08.04.03 г. Музей посетили студенты кооперативного техникума 12 «К» группы.
Очень понравилась экскурсия, материал ее поможет нам, когда мы будем сдавать
экзамены по истории, так как мы много узнали о месте Пскова в годы Февральской
революции, отречении Николая II от престола.
27.03.03. Железнодорожный музей – уникальное учреждение. Нигде не встречали
ничего подобного. Где еще дети могут посмотреть и потрогать модели, макеты. Для
нас даже завели патефон!
Руководитель группы учеников 9 кл. Московской 57 школы
28.05.03 г. Мы ученики 4В класса школы №8 выражаем благодарность за хороший
рассказ о создании железных дорог, о жизни и труде рабочих при строительстве
дорог. Мы совершили экскурсию в прошлый век, увидели много старинных вещей.
Большое спасибо!
На экскурсии в музее. Ведет экскурсию Королькова Р.Н.
У ребят нередко пробуждается интерес к тем предметам техники, которые выставлены
в нашем музее. Поэтому разрешается потрогать модель вагона, цистерны, сцепки,
макет стрелочных переводов, ударить в колокол.
В нашем музее выставлены предметы быта 19 и начала 20 в.в.: подсвечники, утюги,
часть самовара, полочка с полотенцами. Патефон. На экскурсии патефон заводился и
часто исполнялся фокстрот : «Рио-Рита». Дети танцевали. Они не просто видели и
слышали, но и сами участвовали в действии.
Нередко уходя из музея мальчишки говорили почему-то одну и ту же фразу: «Я бы
здесь так и жил».
Отзывы посетителей:
22.03.01. Большое спасибо за интересную экскурсию. Дети узнали много нового о
родном городе, железной дороге, и довольны экскурсией. Они получили большой
объем информации, который поможет им в усвоении материала в школе и в жизни.
Благодаря вашему музею дети увидели историю своими глазами.
Классный руководитель 3А класса лицея «Развитие» Тимофеева Л.Т.
22.04.99 г. Рассказ об истории железной дороги очень познавателен. Учащиеся не
только узнали о развитии Октябрьской ж.д., но и о своей родной школе. Очень
понравилась экспозиция, посвященная дням Великой Отечественной войны. Спасибо!
Учащиеся школы №47 5А класс
Учащиеся отдельных классов почти всех школ города периодически посещают
железнодорожный музей. Постоянно из года в год музей сотрудничает со школами №8,
№23, №11, №18, с «Областным центром детского и юношеского туризма и экскурсий»,
детским центром «Надежда».
Отзывы:
22.01.04 г. Уже 6-ой год школа №8 (милицейско-правовой лицей) сотрудничает с
железнодорожным музеем. Сотрудник музея Королькова Р.Н. помогает подготовить
учащихся 6-х классов к конкурсу. Проводятся с учащимися экскурсии,
индивидуальные занятия. Отношение доброжелательное. Всегда можно договориться
посмотреть экспозицию в удобное для группы время, даже в выходной день.
С благодарностью учитель краеведения Иванова В.И.
21.03.05 г. Много лет посещаю железнодорожный музей со своими учениками –
учащимися 9-ой и 8-ой школ. Всегда радует большое количество ценных экспонатов,
интересная квалифицированная экскурсия. Ребята всегда бывают довольны, им
нравится.
Педагог дополнительного образования (центр детского туризма) Никифорова И.В.
14.10.05 г. В течение многих лет осенью (при изучении курса «краеведение»)
приходили с учениками в ваш музей. Радует гостеприимство, замечательные
экспонаты, интереснейшая экскурсия. Ваш музей – большая помощь учителям истории.
С благодарностью Тарасова И.В., учитель истории 8-ой школы и ученики 91, 92, 93,
94 классов.
Хочется все увидеть, услышать и потрогать макеты, модели своими руками
Если для основной массы посетителей проводятся обзорные экскурсии, где
раскрывают основную тему музея, знакомят с богатством собраний музея, показывают
экспонаты, представляющие наибольшую историческую и художественную ценность, то
учащимся 9-х классов предлагают еще тематические экскурсии по конкретным темам:
«Строительство участков железнодорожных линий в Псковской губернии», «Отречение
Николая II от престола».
Немало тематических экскурсий было проведено о Великой Отечественной войне.
Сотрудники музея подготовили материалы и проводили уроки по правилам поведения
на железной дороге.
Отзывы:
17.03.98 г. В конце экскурсии выслушали поучительную беседу по правилам
поведения на железной дороге, ученики сделали для себя соответствующие выводы.
Школа №9 7-е классы
15.04.05 г. От себя лично и от имени учащихся 23 школы благодарю за экскурсию в
ж/д музее и возможность провести урок ОБЖ по теме: «Железнодорожный транспорт».
Преподаватель ОБЖ Пасечникова.
28.05.98 г. Беседа о правилах поведения на железной дороге очень нужна для наших
детей, так как наша школа находится около железной дороги.
Ученики и учитель 3Б класса школы №17 Плакат, разработанный музеем
Каждое лето в музей приходят городские школьные лагеря. В июне, июле они создают
плотный график посещения музея, иногда по две группы в день.
Отзывы:
13.07.04 г. Примите слова благодарности за теплый прием и интересный рассказ.
Много неожиданных экспонатов – удивительных для детей 21-го века. Спасибо!
Школьный лагерь 25-ой школы.
Что касается посещения музея детьми, то есть особая группа посетителей, когда
детей приводят их родители, бабушки и дедушки. Для них характерна одна
особенность: родители, бабушки и дедушки сами хотят рассказывать своим детям о
том, что они видят в музее. Что ж, мешать им в этом, очевидно, не следует.
Отзывы:
27.05.03 г. Мы с внуком познакомились с экспозицией музея, узнали много
интересного об истории создания железных дорог в России, прошлое и настоящее
истории нашей страны. Большое спасибо.
Куропаткины.
31.10.03 г. Посетили с внуком музей, остались очень довольны. Ему 10 лет. Мы не
ожидали, что он так заинтересуется. Особенно большое впечатление произвело на
него оформление военных лет. Большое спасибо, что музей существует и распахнул
нам двери.
Посетители из Плюсы.
Тема формирования интереса к железнодорожным профессиям находит отражение и в
экскурсии и в беседах. В этом плане особенно важно привлечение в работе с
молодежью ветеранов-железнодорожников. Машинист Ефимов Георгий Борисович рассказывает ребятам о своей работе
Немалый интерес к нашему музею проявляют студенты
средних и высших учебных заведений
Отзывы:
03.11.02 г. Благодарность от студентов 1-го курса Политехнического института г.
Пскова за интересное собрание материала о железной дороге и железнодорожниках.
Все очень хорошо оформлено. Хотелось бы, чтобы музей был сохранен на долгие
годы.
21.12.04 г. Материал экскурсии очень актуален в изучении технологических
дисциплин по туризму и гостиничному хозяйству.
Студенты IV курса С-Петербургского филиала инженерно-экономического факультета
04.04.03 г. Сегодня здесь побывали студенты 3-его курса Псковского
педагогического института Деренговский Владислав и Ладыщенко Роман. Узнали много
нового об истории железной дороги в России. Жаль, что многие наши сверстники
этого не знают. Но мы торжественно клянемся агитировать их посетить этот музей.
P.S. В музее очень доброжелательный персонал и тут действительно интересно!
Старшеклассники, студенты обращаются в музей при написании рефератов, курсовых
работ по истории строительства и развития железнодорожного транспорта Псковского
края. Студент Псковского пединститута исторического факультета Алексей
Решетников писал на базе музея курсовые работы. В 2000 году на этом материале он
написал дипломную работу. Сотрудником музея Корольковой Р.Н. была написана
рецензия к защите диплома.
Не обходят музей и иностранные посетители. В 2004 году поступил специальный
запрос из Вашингтона о том, чтобы провести консультацию по теме: «Отречение
Николая II от престола». Консультации проходили в течение 2 дней.
Отзыв:
12.05.04 г. Большое спасибо за интересный рассказ и великолепный
музей. Желаем Вам успехов в Вашей важной работе.
Денис О’ Харц, Дональд Норманн. Вашингтон.
В 2003 году в музее проводилось торжественное мероприятие дистанции пути, на
котором молодым инженерам присваивалось звание мастера.
Отзыв:
10.04.03 г. Выражаем благодарность за интересную обширную экскурсию на
торжественном мероприятии – посвящении в дорожные мастера. Желаем вашему музею
существовать не смотря ни на какие реформы. История нам нужна, этим живет наш
народ.
Дорожные мастера и руководители Псковской дистанции пути.
Особые посетители для нашего производственного музея – это ветераны-пенсионеры.
Они приходят в музей посмотреть экспозицию (где нередко видят себя и своих
товарищей), рассказать о своей жизни, поделиться воспоминаниями, принести свои
документы, фотографии.
Отзывы:
07.08.06 г. Очень благодарен работникам музея за предоставленную в экспозиции
информацию по истории железной дороги в целом и Псковского отделения в
частности. Я увидел своих товарищей за работой, в библиотеке, на демонстрациях.
В колхозе, на субботнике.
Ефимов Г.Б., ветеран Псковского локомотивного депо
Ветераны в музее
В течение нескольких лет в музее собирались материалы о ветеранах-участниках
Великой Отечественной войны, ветеранах, награжденных знаком «Почетному
железнодорожнику» и другими правительственными наградами, о руководящем и
инженерном составе псковских железнодорожников.
Были собраны материалы почти о двухстах железнодорожниках. О ветеранах в музее
были оформлены выставки, турникеты и напечатаны книги.
Музей для ветеранов
Книги о ветеранах и для ветеранов. Турникеты
На встречах в музее для ветеранов проводились экскурсии и прочитывались их
воспоминания.
Каждому ветерану были подарены книги с описанием их жизни и трудовой
деятельности. Эта работа музея имела у ветеранов одобрительные отклики.
Требования наших посетителей неуклонно возрастают. Музейным работникам
приходится проявлять изобретательность в работе с посетителями, чтобы
ограниченные ресурсы музея использовались с максимально эффективностью.
В первом ряду 1-ый слева депутат Псковской городской думы Горбачев Н.А. Отзывы:
27.07.06 г. Мы узнали много нового о железной дороге. Рассказ экскурсовода
понятный, доступный детям. Придем обязательно к вам еще.
Псковский педагогический комплекс.
Учащиеся 5-го класса
29.07.06. На высоком уровне выполнена экспозиция с доступной информацией. Из
пожеланий: считаем необходимым обеспечить нормальную охрану этого уникального
музея.
Москвичи, искусствоведы Монаховы.
24.08.06 г. Мы из Москвы. Приехали на экскурсионную программу «Средневековые
крепости». За время экскурсий получили много интересных сведений. А в завершение
нашего путешествия посетили Ваш музей. Какой богатый, ценный материал мы здесь
увидели!
Спасибо! Удачи! Веселовы
Королькова Р.Н., Псков
2006 г. Фотографии: Костина Т.Н. |