|
Лидия Алексеевна Малеина
"Мы живем ради добрых воспоминаний".
Лидии Алексеевне Малеиной в 85 лет есть что вспомнить, и почти все картины, всплывающие в памяти, связаны с железной дорогой. На ней ветеран проработала более 30 лет
- В детстве я мечтала стать медиком, - рассказывает она. - Но парни из нашего медицинского техникума в Пскове подшутили: привязали скелет с наружной стороны нашей комнаты, и это до того ночью меня напугало, что в тот же день я забрала документы.
И тут ей захотелось пойти в строители. Поступила на отделение путевого хозяйства железнодорожного техникума в Ленинграде. Летом - практика. Лида пришла на Балтийское направление, где в то время шла реконструкция главного хода. Через неделю-другую ее, высокую и рослую, поставили бригадиром.
- Везде и всегда меня почему-то за старшего выбирали. Вела себя, как выдвиженка - активно, решительно, хотя была из семьи интеллигентов.
И добавляет: - Пришлось за жизнь научиться многим занятиям, и я поняла: не стесняясь, спрашивай простых рабочих, что работают рядом, правила игры, технологию работы. На следующее лето она стала прорабом на отсыпке насыпи участка хода Ленинград-Москва, который попадал в зону затопления при строительстве канала имени Москвы. И что самое сложное, под началом у нее, девятнадцатилетней девчонки, оказался отряд расконвоированных заключенных, всего 160 человек. На работу она, высокая, с копной кудрявых льняных волос, приходила в белом платьице, а они - в синих штанах и ботинках на деревянной подошве. Убийцы, медвежатники, карманники. Насыпь вручную возводили из камней, больших и поменьше, но отряд всегда выполнял задание.
На летнюю зарплату, сказочную по размерам для девушки, она купила подарки всем: маме - полушубок, себе - первое в жизни демисезонное пальто, и брату кое-что.
После техникума - работа дорожным мастером мехколонны в Клину. Тогда впервые в стране при реконструкции пути стали применять путеподъемные и щебнеочистительные машины. А между ними сновала та же девушка в своем единственном платьице, которое она стирала вечером, чтобы утром снова надеть. Из НКПС приезжали специально посмотреть, как работает первая, пожалуй, в путевом хозяйстве страны женщина - дорожный мастер. "Где мастер?" - подходят к ней, и крутят головой, словно не видя.
И тут война 41-го. Лида тогда уже работала в дистанции пути на только что отошедшей к СССР территории за Выборгом. Из Светогорска она и еще два железнодорожника уходили под прикрытием пограничников последними, отчаянно нажимая рычаг ручной дрезины-качалки. А в Каменногорске пришлось пересесть на паровоз, который тащил крушащий пути плуг-червяк. Чтобы финны не прошли.
За военные годы Лидию Алексеевну наградили медалями "За трудовую доблесть в Великой Отечественной войне" и "За трудовое отличие". А дальше - тяжелая, почти как на войне, мирная работа заместителем начальника
дистанции пути в Дно
и
начальником Псковской дистанции. - В 1958 году меня направили в Псков. Только через месяц на Украине назначили на подобную должность женщину, Шолохову. Все сначала на предприятии удивились. Но у нас дела пошли, чтобы меня не слушались - такого не было.
Одной из первых она организовала в дистанции пути участки. У псковских путейцев проводились сетевые школы. Малеина наладила связь с отраслевыми вузами, внедряла новинки, туда приезжали аспиранты, кандидаты наук. Сама она подала 37 рацпредложений.
В ту пору труд путейца был целиком ручным: лопата, лом, молоток. На подхвате - единственная машина-полуторка, да еще лошадь. Постепенно пришли перемены, появилась электрошпалоподбойка.
Всегда Малеина была человеком дела, оттого и не боялась правды. Раз сразу после 8 марта проводили актив Октябрьской дороги. По рабочим вопросам с трибуны Лидия Алексеевна сказала без всякой бумажки, но не стерпела - добавила: "8 марта ждала, что кто-нибудь подарит километр рельсов, четыре колеса для автомашины и костыли, так о чем же говорить - забыли поздравить вообще".
На следующий год получила к женскому дню четыре поздравления от всех руководителей дороги. Как видите, звание
"Почетный железнодорожник" ею заработано честно.
В Дно, Пскове, Выборге ее не забывают. Каждый год туда ездит, встречается с теми, с кем работала. Как сойдет на псковском вокзале, человек пять по дороге встретит знакомых, и каждый предложит у себя остановиться.
Голос у Малеиной до сих пор молодой, как и глаза. Лидия Алексеевна шутит, играя интонацией, вспоминает прошлое в подробностях, - и ярко себе представляешь каждый случай ее жизни. И ее саму, женщину-командира в окружении мужчин. Но она всегда любила жизнь и умела радоваться.
Впрочем, она и теперь радоваться не разучилась.
В.САБЛИН
"Вынесли женские плечи"
газета "Октябрьская магистраль" 6
марта 2004 года
Фотографии Малеина
Лидия Алексеевна на совещании
дорожных мастеров ПЧ-26.1969
год.
|