|
Господа, давайте не будем мучиться...
В последнее
время у меня складывается впечатление, что в
уважаемых мною верхах появились некомпетентные
руководители. Усомниться в их профессионализме
заставляют некоторые установки. Позволю себе
рассказать тем, кто не знает, как осмотрщик
вагонов выходит обрабатывать поезд, например,
ночью. В левой руке у него фонарь, который из-за
ветхости еле-еле светит (лично моему фонарю 12
лет!), в правой — молоток-стукальце. Левой ногой он держит наготове шаблоны, а правой
ногой нежно сжимает кусочек мела. Зубами он ухватил рацию и, ловко придавливая
гарнитуру языком, шепелявит в эфир номера отцепляемых вагонов. Не буду говорить,
каким местом он ощупывает буксу. Впечатляет картина?
А теперь, уважаемые, ответьте на вопрос: насколько качественно это чудовище
осмотрит поезд? Я вам отвечу: ни на сколько. В такой ситуации осмотрщик делает
то, что от него требуют в первую очередь. На сегодняшний день в первую очередь
спрашивают за нанесение меловых разметок. А время на осмотр поезда в связи с
этим никто не увеличил. И штат на ПТО никто не добавил. Вот и крутись, как
хочешь. Уж поверье моему опыту, осмотр поезда в данной ситуации отходит на
второй план. Самое главное — чтобы были меловые разметки...
Объясните мне, пожалуйста, зачем внедрять заранее провальные мероприятия, от
которых никакого толка нет? Которые только тормозят нормальную работу осмотрщика
вагонов. Чтобы в очередной раз показать вышестоящим, что работа идет, директивы
рассылаются? Чтобы насладиться своей властью? Шутка ли, один росчерк пера — и
вся дорога в позиции низкого старта! Как тут не пожалеть, что из нашего обихода
ушло такое понятие, как «вредительство». В данной ситуации оно было бы очень
кстати.
Смысл нашей работы в том, чтобы поезда ходили исправно и вовремя. А для этого
нужно совсем немного: качественно осмотреть поезд и отремонтировать неисправные
вагоны. Чтобы ни один квадратный дециметр вагона не проскочил мимо пытливых глаз
осмотрщика! Ибо глаза — вот наш главный инструмент. А вы, господа, сделали нашим
главным инструментом все что угодно, только не их. Сегодня это мел.
И вам, уважаемые, даже невдомек, что боковина может зарасти толстой коростой из
ржавчины или покрыться сантиметровым слоем наледи, что диски колес могут быть
сплошь в смазке и никаким мелом никогда не процарапаешь эти несчастные буквы
«ОТ» и «ОО». Когда вы вообще последний раз видели боковину? А как вы себе
представляете вычерчивание буквы «К» сидя в позиции буквы «Зю» под тяговым
хомутом? Ей-богу это все мне напоминает цирк, где мы — грустные клоуны, а кто,
интересно, в роли хохочущих зрителей?
Крайне забавляет само названия мероприятия «Внимание, тележка!». Месячники
«Колесо», «Букса» и т.д. еще поддаются пониманию и логическому объяснению. Но
вот чем дальше, тем круче. Господа, давайте не будем зря мучиться и внедрим
мероприятие сроком на целый год, которое назовем «Внимание, вагон!». Выходит
осмотрщик в парк, а там — вагон! И никуда в этом случае от него не денешься. И
рисовать придется на нем мелом две параллельные черты по диагонали кузова.
Абсурд?
Попробую более-менее понятно объяснить суть этой проблемы. Основная работа
осмотрщика вагонов — это осмотр и ремонт вагонов. Осмотр вагонов заключается не
в том, чтобы я вышел к вагону и просто посмотрел на него. А в том, что осмотр
производится строго по написанному сценарию. Называется он так: осмотр вагона с
пролазкой по 12-ти позициям. Это значит, что в строго отведенное время на каждой
позиции нужно осмотреть определенный узел. Сюда же еще входит и текущий
безотцепочный ремонт вагона, поэтому расчет требуемого на все эти манипуляции
времени производится достаточно ответственно. Здесь никаких непонятных вещей
нет. Времени в среднем на вышеупомянутые процедуры хватает. Косяки начинаются
потом. Когда в этот объем времени начинают впихивать:
1. «тщательный осмотр всех тележек на предмет выявления трещин в зоне буксового
проема с нанесением меловой разметки в виде букв «ОТ» (осмотр трещин) на верхний
пояс буксового проема» (телеграмма НР ВП-12145 от 30.12.06);
2. «тщательный осмотр и остукивание колесных пар с разметкой «ОО» (остучал-осмотрел)»
(телеграмма ВМ-11212 от 30.12.06);
3. «при проведении технического обслуживания... фитинговых платформ
незамедлительно организовать ревизию технического состояния плит фитинговых
упоров, их крепления к раме вагона... На вагоны, признанные исправными, наносить
меловую разметку в виде буквы «Ф», заключенной в треугольник» (телеграмма НР
ВП-12113 от 30.12.06);
4. «тщательный осмотр на вагоне клиньев тягового хомута... на предмет выявления
изломов с нанесением меловой разметки в виде буквы «К» (клин) на нижний пояс
тягового хомута» (телеграмма НР ВГ-1213 от 05.02.07).
Как говорится, без комментариев...
Уже сам по себе «тщательный осмотр» предполагает как минимум в два раза
внимательнее осматривать эти узлы вагона. И только на одну размеловку вагона
уходит времени почти столько же, сколько на осмотр! А драть за отсутствие
меловых разметок вы, господа, сразу стали три шкуры. Ну и какой же выход в этой
ситуации найдет измученный осмотрщик? Ну, конечно же, черкать мелом налево и
направо, на ходу хоть вполглаза пытаясь кое-как осмотреть поезд.
Кабинетные работники мне, естественно, возразят: эффект-то какой мощнейший от
этого всего! Сколько сразу трещин обнаружилось! На что я вам отвечу: господа, да
почти все «обнаруженные» трещины — в лучшем случае царапины, а в худшем — просто
фикция.
Когда все дороги начали отчитываться по обнаруженным трещинам, вдруг оказалось,
что Октябрьская — самая отсталая. Тут же пронесся клич по всем депо: «больше
трещин, хороших и разных!». И полетели вести об обнаруженных трещинах, как
пташки на яйцеклад. На других дорогах, я уверен, дела ненамного лучше. Вот и вся
цена ваших ОО, ОТ, К, и Ф.
К моему великому сожалению проблема, затронутая в этом письме, не единственная.
Вагоны меньше ломаться не стали. А как они вообще могут меньше ломаться, если
осмотрщиков-ремонтников не хватает, ПТО позакрывались, специалисты
посокращались. Гарантийные участки кое-где увеличились до 700 километров и
более. Думаю, ухудшение технического состояния подвижного состава и качества их
ремонта прямо пропорционально экономии на зарплате. Во всех хозяйствах
сокращались специалисты (в то время как управленческие штаты постоянно растут и
раздуваются), закрылись многие разъезды и даже станции и т.д. Делалось это,
по-видимому, для каких-то благих и высоких целей. Но в итоге мы не выздоровели
за последние семь лет, а заболели еще тяжелее.
У себя в рабочем коллективе мы разговариваем на эти темы и пытаемся найти ответы
на мучающие нас вопросы. Большинство так называемых «работяг» склоняется к
такому: слишком много молодых начальников, управленцев, ревизоров, которые очень
и очень далеки от практической работы. Сидит такая «бумажная душа» и тычет
карандашиком в листочек. А как будет выполняться его решение на практике, он и
представления не имеет. Я ничего не имею против молодежи в руководящих рядах
(свежие идеи, молодой задор и т.д.), но обязательно должен соблюдаться баланс,
чтобы молодым было у кого учиться. Очень часто мы видим картину, когда приезжает
какой-либо молодой ревизор и начинает с такой спесью и гонором вести себя в
окружении почтенных, седовласых, умудренных опытом и уважаемых людей, что
реакция у нормального человека возникает одна — желание уложить его коротким
правым на пяток минут, чтобы остыл. Спросите его, в чем он видит смысл
ревизорской работы? Очень интересный, я думаю, будет ответ.
Наши деды и отцы, работавшие на дороге всю жизнь, даже уйдя на пенсию до самых
последних дней носили железнодорожные фуражки и кителя. Вот как был в то время
велик престиж железной дороги. Это была настолько отлаженная инфраструктура и
организация, что можно было считать «железку» государством в государстве. Были
свои железнодорожные дома, школы, больницы, поликлиники, бани и т.д. Немного от
этого всего осталось в наше время. Нет теперь целостного живого организма под
названием «железная дорога»...
Вроде все вокруг налаживается, вроде жизнь в стране лучше становится. Но
спросите у железнодорожника — лучше ли ему стало жить? Ответ будет горьким:
премия снижается, часы снимаются, дети растут, а учить их не на что и т.д. и
т.п.
Под моим письмом подпишется ЛЮБОЙ осмотрщик вагонов, потому, что я ни в одной
строчке не соврал и потому что именно осмотрщик знает всю эту работу гораздо
лучше «кабинетных пиджаков», которые только и могут строить на бумаге великие
планы, не имеющие с реальностью никакой связи.
Засим разрешите откланяться.
Несогласные и согласные можете писать мне на nokia230@yandex.ru
Если
проводить по 10 совещаний в день, работать будет некогда
Свое мнение о влиянии специальных профилактических мероприятий на качество
осмотра подвижного состава мы попросили высказать начальника технического отдела
службы вагонного хозяйства Романа Химача, который много лет работал на
ПТО Санкт-Петербург-сортировочный-Московский — осмотрщиком-ремонтником,
инструктором, начальником.
— Действительно, в последние годы количество различных месячников,
периодов повышенного внимания к отдельным узлам вагона увеличилось. По крайней
мере их сейчас больше, чем 10 лет назад, когда я работал осмотрщиком. Откуда они
берутся? От того, что стали более детально разбираться с причинами возникновения
неисправностей. Чтобы улучшить техническое состояние вагонов, повысить уровень
безопасности движения, нужен системный подход. Необходимо установить
закономерности. Так, например, в течение трех лет на сети железных дорог
регулярно объявлялись месячники «Внимание, колесо». Повышенное внимание при
осмотре и усиленный контроль позволили установить причины и снизить количество
неисправностей в этом узле. Потом появилось новое поколение тележек. Литые
тележки давали массу изломов. Естественно, что и этому узлу решили уделять
повышенное внимание.
Можно согласиться с тем, что месячников стало многовато.
Вагон состоит из семи основных узлов, так что всевозможные профилактические
мероприятия можно проводить круглый год. А нужно ли? Может быть, лучше
пересмотреть каждому исполнителю отношение к своим обязанностям и просто
выполнять то, что предписано инструкциями и технологией? Тогда и месячники можно
будет объявлять пореже, но проводить их качественнее. Раз в полгода, например.
Ведь это как с совещаниями. Если проводить их десять раз на дню, люди привыкают,
соответственно и эффект от них нулевой. Да и работать некогда...
Чтобы коллектив не расслаблялся
Начальник ПТО Бологое Анатолий Михайлов:
-В период проведения сетевого мероприятия «Внимание, тележка» на
нашем пункте технического осмотра был зафиксирован один случай выявления трещины
боковой рамы. Дефекты тележек выявляются нашими работниками и вне месячника,
систематически. Ведь осмотр ходовых частей входит в прямые обязанности
осмотрщиков, в любом случае они отвечают за техническое состояние осмотренного
вагона в целом.
Времени на ТО поездов не добавляется в период проведения
особых месячников, но все необходимые меловые разметки нашими работниками
наносятся на узлы, которым уделяется повышенное внимание. Да, месячники
проводятся практически постоянно: один заканчивается — другой начинается. Они
объявляются в зависимости от времени года или от ситуации, от роста случаев
брака, например, по причине неисправности в каком-либо узле. Я считаю, что такие
мероприятия нужны, чтобы коллектив не расслаблялся.
«Черкнуть мелом – не проблема»
Мастер ПТО Каменногорск Алексей Садовников:
-Думаю, что проводимые в вагонном хозяйстве месячники особого
внимания к каким-то узлам оправданны и улучшают техническое состояние парка
подвижного состава. Бдительность осмотрщиков повышается, а черкнуть мелом — не
проблема.
Конечно, все те требования к осмотру, которые предъявляются в
периоды проведения специальных мероприятий, действуют круглый год. Все расписано
в инструкциях для осмотрщика вагонов. Если бы они постоянно работали по полной
программе, то, может быть, и не стоило объявлять дополнительно месячники
повышенного внимания к отдельным узлам. Тогда, наверное, нужно было бы и время
на осмотр добавить. Но пока что такого рвения к работе не наблюдается...
17 марта 2007 года.
Газета "Октябрьская магистраль" **Примечание.
Вот начало этой темы:
"Письмо
наверх от осмотрщика-ремонтника вагонов" Февраль 2007 года.
|