Эврика Николая Кузнецова

  Новый тормозной башмак облегчит труд составителя
  В эпоху IT-технологий каких трудов стоит закрепление вагона на промасленном рельсе. А зимой, при наледи, когда башмак плохо держит! Бывают случаи перескакивания колеса через тормозное устройство. А сколько составителей осталось без пальцев из-за расположенной в плоскости колеса ручки тормозного башмака. Когда растрескивается полоз – устройство списывают.
  Изобретённый главным инженером станции Псков Николаем Кузнецовым тормозной башмак со съёмным полозом во многом решает эти проблемы. Он начинал работу составителем в Бежецке, проблемы башмаков волновали его давно. Технология закрепления вагонов десятилетиями не менялась. Каждый раз проходя по станции и встречаясь с человеком, несущим тормозной башмак, Николай Васильевич возвращался к мысли об этом устройстве. На станции Псков списывается в среднем за год 105 башмаков с задирами и изломами. Что же с этим можно сделать? Однажды пришло решение: съёмный полоз! Ведь именно эта часть больше всего изнашивается. Поиск, не прекращавшийся ни днём ни ночью («вместо телевизора»), подсказал: полоз с головкой нужно соединить четырьмя захватами, сама же головка двусторонняя – в виде равнобедренного треугольника, так что башмак сможет тормозить в обе стороны. При износе, образовании заусениц полоз снимается, а головка продолжает служить.
  Башмак Кузнецова не требует наката колеса, что экономит время (один час работы локомотива стоит 4 тысячи рублей). Благодаря выступам на полозе устройство более устойчиво лежит на рельсе. Кража нового башмака станет менее вероятна: его держат упоры.
  – Изготовить образцы в наше время – не проблема. Взял болгарку – отрезал, есть сварочный аппарат – сварил, – говорит Николай Васильевич. – Один образец отвёз на экспериментальный завод в Петербург. По совету конструкторов переделал крышку. Там же изготовили чертежи – 53 листа. В этом здорово помог бывший начальник службы перевозок М. Голдовский.
  Мастерить Кузнецов любит, дома всё для этого есть. Сам проводил испытания образца: поставил на рельс, снял на видео. Помогали продвигать первое за несколько лет на дороге изобретение многие. Поддержали начальник станции А. Бабичев, ведущий инженер службы технической политики Л. Костромина. Окрылила Кузнецова резолюция бывшего главного инженера Санкт-Петербург-Витебского отделения В. Гришенка: «Может использоваться в массовом производстве». В июне 2010 года из Роспатента пришёл ответ: заявка удовлетворена, патент на полезную модель тормозного башмака зарегистрирован.
  Время покажет жизнеспособность нового устройства, против которого, как и остальных новшеств, – отсутствие достаточных средств в отрасли на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки и их внедрение. Потребуется пересмотр инструкции РЖД – ЦД-790 в части отмены наката вагонных колёс на тормозные башмаки.
  А жизнь подкидывает новые задачи. Сейчас у Кузнецова – несколько идей. Уклоноуказатель подсказал приказ по дирекции о нанесении отметки на рельсы приёмо-отправочных путей при уклоне более 0,0025. Дело нужное, но каких трудов это стоит! Найденное Кузнецовым решение – прикреплённый на двух болтах у шейки рельса окрашенный в красное металлический треугольник с указанием величины уклона, который устанавливают через каждые 25 метров. Куда нагляднее! На станции Псков такими устройствами оборудован 14-й тупиковый путь. О новинке положительно отзывались многие из тех, кому постоянно приходится работать на путях, – составители, дорожный мастер. Спорный вопрос – будут ли мешать уголки механизированной уборке снега – вот-вот прояснится: ранняя зима к тому располагает.
    Говорят, людей с активной позицией немного – около пяти процентов. Но именно они двигают историю.

  17 декабря 2010 года.  Владимир Саблин, газета "Октябрьская магистраль"

[Участки дорог] [Общая карта дорог] [Предприятия и учебные заведения] [Расписания] [Дороги узкой колеи]
 [Соавторы проекта] [Музеи] [Библиография] [История обновлений] [Разное
]


© Copyright 2001-2013 URAKIS