|
Дорога длиною в жизнь
В жизни
станции Пустошка было два периода, когда жизнь нашего городка всецело зависела от железной дороги: 100 лет назад, когда быстро разрасталось городское поселение, и после Великой Отечественной, когда возвращались с фронта и из эвакуации в родные края пустошане и заново начинали отстраивать разрушенный город, сосредотачиваясь вблизи железной дороги. Пустошане, пережившие войну и разруху, прекрасно помнят то тяжелое время.
Ярко запечатлевшиеся эпизоды прошлых лет многие бережно хранят в своей памяти. К началу войны
Дине Афанасьевне Артемьевой было всего лишь три года. Отец
Афанасий Артемьевич Артемьев по профессии был железнодорожником, его с семьей - женой Пелагеей Якимовной и семью детьми - направили в Пустошку из родных себежских краев. К тому времени глава семьи был зрелым мужчиной, за плечами которого была гражданская воина. Когда началась война, семью эвакуировали в Марийскую республику, в город Йошкар-Ола. Во время войны отец служил в железнодорожных частях, двух братьев призвали в армию, Миша, старший, так и не вернулся, пропал без вести. Дина Афанасьевна делится своими впечатлениями о том времени, когда, пережив войну, все возвращались по железной дороге домой, в родные края. Были длинные остановки, костры, на которых готовили нехитрые обеды, пели песни в дороге под гармошку. По мере приближения к дому картина за окнами менялась и становилась все мрачнее и мрачнее - пепелища и пожарища, разбитые, уничтоженные города и селения и, наконец, Пустошка.
- До сих пор помню эту дикую картину полного разрушения, которая была непонятна детским глазам, - вспоминает Дина Афанасьевна.
Но надо было жить. Поселились в землянке возле железной дороги. Маленькие дети быстрее взрослых приспосабливаются к жизни в сложных условиях, и восьмилетней девчонке так приглянулся живописный вид на
речку, которая несла свои воды неподалеку от их "жилья", что до сих пор она видит ее во сне. Отец тяжело болел - сказались две войны на его веку, и, чтобы прокормить семью, мать пошла работать на железную дорогу.
- Как же было тяжело тогда моей бедной маме, - рассказывает Дина Афанасьевна. - Для женщины это был адский труд. А ведь даже обуть было нечего. Нашли старые немецкие сапоги, проволокой прикрутили
кирзовые голенища и в такой обуви зимой и летом таскали рельсы, шпалы, разгружали шлак. Когда осенью нещадно мерзли ноги, отогревали их, попрыгав на горячем еще шлаке.
Несмотря на голод и трудности житья люди были щедрыми, сильными и добрыми. Большой семье помогали соседи, последним куском делились. А детворе очень интересно было бегать на железную дорогу, вокруг которой сосредоточилась тогда вся жизнь. Прибытие поезда - уже событие, богатое впечатлениями. Помнят дети той поры длинные закрытые составы, в которых перевозили арестованных и военнопленных. Конвой с оружием не подпускал к вагонам взрослых, которые пытались разглядеть через решетки - нет ли кого из родных, всякое случалось...
А когда ехали солдаты, вагоны были распахнуты настежь, звучала гармошка и песни. Особенно почитала ребятня сибиряков за их щедрость. Наверное, потому, что особенно жаль им было видеть голодные детские глаза и протянутые ручонки среди тех страшных разрушений - их-то родные края не пострадали.
Жизнь возле железной дороги бурлила и кипела, на деревянном перроне торговали хлебом, горячей картошкой, старыми вещами. Порой собиралось столько народу, что было не протиснуться. Позднее, когда немного наладилась жизнь, построили первые дома, возле вокзала работал фонтанчик
- любимое развлечение детей.
Многие вспоминают то время в связи с особыми отношениями между людьми, основанными на доверии и дружбе. Многим
в то время железная дорога давала возможность жить и работать. В семье Артемьевых на железной дороге трудились отец, мать, сестры Надежда и Лидия. С детства в этой семье дети не боялись работы, потому что вместе с другими ребятами всегда помогали, чем могли, взрослым. После школы разгружали лопатами балласт, зимой подрабатывали "снегоборьбой" - так называлась работа по очистке рельсов от снега, весной очищали кюветы. Сегодня, листая страницы прошлого, Дина Афанасьевна завершает свои воспоминания такими словами:
- Я не жалею, что в детстве мне пришлось все это пережить. Потому что больше никогда я не ощущала такой дружбы и сплоченности между людьми.
Л. ЗАЛЕНСКАЯ. Газета "Вперед" 9
сентября 2000 года
|