|
Дно: когда нет уверенности в завтрашнем дне
При переводе на аутсорсинг работники дороги многое теряют
69 работников
дирекции «Псков-пригород» уволились по сокращению штатов, 43
воспользовались предложением работодателя и оформились по переводу в аутсорсинговую компанию, 7 человек – также по переводу – перешли на другие
железнодорожные предприятия (в частности, в ШЧ-9 и в ВЧД-12) и 14 вышли на
пенсию по возрасту. В штате «Псков-пригорода» остались работать восемь человек
(ещё 21 числятся сейчас в декретном отпуске). Таков невесёлый кадровый итог
передачи с 1 января функций пригородного перевозчика на территории Псковской
области от дирекции «Транском» ОАО «Северо-Западная ППК».
О предстоящем сокращении 186 работников «Псков-пригорода» (147 из них –
проводники) были проинформированы заблаговременно. Руководители «Транскома» и
ППК провели в прошлом году на
станции Дно несколько собраний, на которых
рассказали проводникам о перспективах и выслушали их мнения. Предложение перейти
в аутсорсинговую компанию «Сплав» (с которой уже несколько лет сотрудничает ОАО
«Северо-Западная ППК») многих дновских проводников не устроило по целому ряду
причин. Во-первых, каждый из них должен был заключить с аутсорсером, в лице
руководителя компании Александра Шиленко, договор сроком на один год, что не
даёт никакой уверенности в завтрашнем дне. Во-вторых, вместо предоставления раз
в году права на бесплатный проезд на поезде дальнего следования, к которому так
привыкли все железнодорожники, руководство «Сплава» пообещало лишь компенсацию в
размере 500 рублей. В-третьих, эта компания не выплачивает своим работникам
вознаграждение за преданность компании (забегая вперёд, скажем: стараясь снизить
уровень недовольства людей, руководство «Сплава» не сразу, но всё-таки пришло к
тому, чтобы хоть как-то компенсировать потерю этого вознаграждения, выделив в
среднем по 15 тысяч рублей на человека). Ну и в-четвёртых, у аутсорсера не
заключён договор с негосударственным пенсионным фондом «Благосостояние», а
значительная часть работников
«Псков-пригорода» успела стать его
участниками-вкладчиками. Это значит, им нужно было либо расторгать договор с
НПФ, либо продолжать делать взносы, но уже без паритетного участия ОАО «РЖД.
В общем, социальный пакет у «Сплава» оказался «облегчённым» и ни в какое
сравнение не идущим с тем, который, согласно Колдоговору, имеют работники ОАО
«РЖД». «К сожалению, социально ориентированной компанией этого аутсорсера никак
не назовёшь», – констатирует заместитель начальника «Транскома» по управлению
персоналом Виктор Мысиков. И добавляет, что в аналогичной ситуации ОАО
«Московско-Тверская ППК» позаботилось о том, чтобы работники не потеряли
социальные гарантии: они имеют, в частности, и бесплатный билет на поезд, и
вознаграждение за преданность компании, и бессрочный трудовой договор. «Сплав»
же лишь предоставляет очередные отпуска, оплачивает больничные листы и выдаёт
работникам полисы на медицинское обслуживание в негосударственных учреждениях
здравоохранения ОАО «РЖД». К плюсам ещё можно отнести наличие профсоюзной
организации, но на этом они и заканчиваются. Кроме того, многих работников «Псков-пригорода»
испугала в договоре формулировка о наложении штрафных санкций за утерю
переносного кассового аппарата в размере 85 тысяч рублей. Мол, и не
рассчитаешься, если хулиганы нападут и отнимут этот кассовый аппарат.
Ситуация с проводниками из Дно не раз рассматривалась руководством ОЖД. Уже в
наступившем году заместители начальника дороги провели несколько совещаний по
этому поводу. Случаев обращения в суд среди уволившихся по сокращению штатов
нет. Им, как и положено, выплачено в целом 4 миллиона 300 тысяч рублей. Однако
найти работу в Дно непросто. Подавляющее большинство уволившихся стоит в
настоящее время на бирже труда.
Неужели ОАО «РЖД», позиционирующее себя социально ориентированной компанией, не
должно быть в ответе за тех, кто отдал железнодорожному транспорту многие годы,
а потом – в результате реформирования отрасли – оказался ущемлённым? А
ущемлёнными чувствуют себя и уволившиеся, и переведённые на аутсорсинг.
Ирина Верховная 28 января 2011 года. Газета "Октябрьская магистраль".
|