|
Детище Кербедза
Железнодорожный
транспорт нашей страны как основной вид путей
сообщения имеет богатую историю и замечательные
традиции, которые не стоит забывать. Напомним
читателям, что вторая половина XIX столетия была
ознаменована в Российской Империи началом
активного строительства железных дорог.
Естественно, что любая магистраль на своем
протяжении пересекает множество ручьев и рек,
некоторые из которых являлись серьезными водными
преградами. В процессе строительства железных
дорог отечественные специалисты, ученые и
инженеры путей сообщения внесли весомый вклад в
теорию и практику их проектирования и
строительства. Например, подтверждением тому
может служить постройка железнодорожной
магистрали Петербург –Варшава, проходившая через
наш край. В 1857 году была введена в строй
линия Петербург – Гатчина – Луга, а уже в 1859 году поезда пошли
от Луги ко
Пскову.
Уже тогда русская школа мостостроения, отличавшаяся рационализмом в выборе
конструкции, высочайшей надежности создания крупных мостов, отвечающих не только
своему функциональному значению, но и высокохудожественному архитектурному и
эстетическому уровню. Потомки по праву гордятся выдающимися учеными строителями
мостов Д.И. Журавским, С.В. Кербедзом, Н.А. Белелюбским и другими.
С точки зрения лужского краеведения для нас особый интерес вызывает имя С.В.
Кербедза (1810 – 1899). Он известен как строитель первого металлического моста
на такой серьезной и глубоководной реке, как Нева, так и к нашей менее серьезной
водной преграде – Луге.
Стальные магистрали были тогда в нашей стране делом совершенно новым. Еще в июне
1837 года профессора Института Корпуса инженеров путей сообщения П.П. Мельников
и С.В. Кербедз для ознакомления с практикой строительства и работой железных
дорог посетили страны Европы. Там они встречались с деятелями науки и техники,
слушали лекции по отдельным вопросам строительства и прикладной механики.
Возвратившись на родину, ученые составили подробный технический отчет, в котором
изложили обзор увиденного и результаты собственных исследований по коренным
транспортным проблемам. Их опыт вскоре пригодился.
15 февраля 1851 года состоялось высочайший указ Николая I о строительстве
железной дороги от столицы на Варшаву. В ее истории значительный интерес
представляет возведение первого во всей России железнодорожного моста через реку
Лугу в том месте, где вскоре возникнет станция Преображенская, известная сейчас
как Толмачево. Создал проект и осуществлял общее руководство им в 1853 – 1857
гг. профессор С.В. Кербедз. Двухпутный мост имел два пролета по 56,1 метра
каждый и представлял собой наиболее совершенную конструкцию в Европе. С
постройкой Лужского моста началось широкое внедрение металлических мостов на
железных дорогах России.
За свою научную и производственную деятельность Кербедз еще в 1850 году был
избран почетным членом Академии Художеств, а в 1858 году – почетным членом
Петербургской Академии Наук.
Стоит выразить создателю моста Кербедзу особую благодарность, ведь именно с
введением в строй участка Гатчина - Луга наш город и уезд стал гораздо
интереснее жителям столицы, позволяя местному населению развивать дачный бизнес.
К сожалению, время не сохранило для нас этот уникальный памятник отечественной
мысли. Этапы возведения Кербедзом моста запечатлены в специально изданном
роскошном альбоме, а также на любительской фотографии, сделанной изобретателем
радио А.С.Поповым, отдыхавшим в окрестностях станции Преображенская. Старые
фотографии сохранили и последующих собратьев моста Кербедза, стоявшего на этом
месте, как на приведенной в статье, где запечатлен практически достроенный, но
уже после Великой Отечественной.
Подготовил И. Половинкин
«Провинциальные новости» №8 2008 г. С.38.
ФОТО: 1. С.В. Кербедз (1810 - 1899)
2. Металлический мост через Лугу. Фото нач.
20 в.
3. Послевоенный собрат (Фото 1950-х гг. из фондов Музея истории Лужского
судоходства).
|