Держи карман шире

   Год назад в плановом задании локомотивного депо Дно появилась новая строка: "Ремонт тепловозов ООО "Балттранссервис". Прежде деповчане ежемесячно производили ремонт десяти тепловозов парка ОАО "РЖД" ТР-1 и двенадцати тепловозов - ТО-3. После появления на рынке перевозок локомотивов БТС плановые объемы увеличились на пять и тринадцать единиц соответственно. Кроме того, с начала текущего года 16 приватных тепловозов прошли здесь ТР-1. 
     Зарабатывание денег для корпорации мало отражается на жизни предприятия. Работы прибавилось, а бюджет расходов остался прежним. За пять месяцев нынешнего года план подсобно-вспомогательной деятельности депо Дно выполнило на 99 процентов, перечислив на счет компании более 24 миллионов рублей. В мае БТС заплатил за ремонт своих локомотивов 4 миллиона 900 тысяч, что более чем на 100 тысяч превышает установленное задание. 
   Однако, несмотря на такой энтузиазм, депо получает средств гораздо меньше своих потребностей. Так, на капитальный ремонт с начала этого года получено более двух миллионов рублей. Отремонтированы цех эксплуатации, две ремонтные канавы, кабинет психолога. А вот на обновление станочного парка средств не хватило. 
   Когда-то "подсобка" помогала руководителям самостоятельно и оперативно решать многие проблемы. Уже несколько лет вырученные на предприятиях и в отделениях от подсобно-вспомогательной деятельности деньги идут в общий котел. Там и обезличиваются. Пару лет назад на предприятие возвращались кое-какие средства в зависимости от того, сколько денег оно принесло в общую копилку. Сегодня не возвращается ни копейки. Причем для этого есть жесткий аргумент. 
  Оказалось, доходы от "подсобки", планируемые локомотивной службой для дорожных предприятий, на этапе согласования в финансовой службе Октябрьской вырастают едва ли не вдвое. И - чаще всего - становятся нереальными для выполнения. План не выполнен - премии не жди. Депо из кожи вон лезут, чтобы сделать план. Зарабатывают, сколько могут, а компании на премию тратиться не приходится: план-то не выполнен... 
   Как объяснили нам в финансовой службе, план доходов от подсобно-вспомогательной деятельности дорога получает от руководства ОАО "РЖД". Сумма "раскидывается" на линейные предприятия. Не поровну, а в зависимости от того, сколько оно заработало в общий котел. Часть выручки перечисляется на счет ОАО "РЖД", другая распределяется по балансам линейных предприятий. В балансе средства значатся не отдельной строкой, а разбиваются на различные статьи: "Капитальный ремонт", "Фонд заработной платы" и так далее. 
    Кстати, о заработной плате: работники, которые зарабатывают дополнительные доходы для компании, разницы в оплате труда не почувствовали. Премия в течение года не росла. Как стало известно, порядок мотивации предприятий на увеличение доходов от ПВД не существует пока даже на бумаге. Премия работникам начисляется в соответствии с Положением о премировании, где нет статьи, предусматривающей рост премий в зависимости от роста доходов от "подсобки". Казалось бы, увеличивается программа ремонта частных локомотивов - должен расти и фонд заработной платы. Однако такой взаимосвязи сегодня нет. 
   - Лимиты фонда заработной платы настолько малы, что даже общую премию едва начисляем, - сетуют специалисты депо Дно. - По действующему ныне на предприятии Положению о премировании, подписанному начальником Санкт-Петербург-Витебского отделения, премию получают только мастера цехов, где ремонтируют тепловозы ООО "БТС". Но и их ничтожно маленькое вознаграждение - 5-10 процентов - явно не является стимулом увеличения доходов от "подсобки". Оклад мастера самого высокого - двенадцатого - разряда около 10 тысяч рублей. Ремонтируя тепловозы частника, в конце месяца мастер получает 500-1000 рублей плюс к своему окладу. 
    Между тем хозяин приватных локомотивов не дремлет. В БТС крепнет желание развития собственной ремонтной базы. 
    - Собственные ремонтные позиции позволили бы набрать штат ремонтников, - отметил директор представительства ООО "БТС" при депо Дно, бывший начальник этого предприятия Александр Жуков. - В таком случае стоимость ремонта будет складываться из арендной платы, доступа к коммунальным сетям, цены запчастей и заработной платы бригад. Приобретая услугу у железнодорожников, мы значительно переплачиваем: ремонтная ставка невысока, но налоги и различные надбавки значительно повышают реальную стоимость услуги. 
   Первым делом БТС отремонтировал бы ремонтные позиции, оснастил их по последнему слову техники. Две канавы при круглосуточном режиме работы вполне бы удовлетворяли потребности в ТО-3 и ТР-1 трех десятков локомотивов оператора. 
   Но сегодня частная компания, потенциальный конкурент наших ремонтников, не имеет права арендовать площади, находящиеся в собственности ОАО "РЖД". Возможен лишь ремонт локомотивов на мощностях и силами депо на договорной основе. Сейчас ОАО "РЖД" зарабатывает деньги на выполнении заказов сторонних фирм. Если дать возможность организовать ремонт частной компании в стенах депо, этот источник доходов иссякнет. 
  Уже сегодня частник готов хорошо платить за качественный быстрый ремонт. 
  - Например, ремонт одной секции тепловоза стоит 30 тысяч рублей. Бригада, в зависимости от того, сколько она хочет заработать, будет делать этот объем или восемь часов, или три рабочих дня, - продолжает А.Жуков. - Сегодня слесари не проявляют рвения к работе: зачем? Ведь они работают не сдельно. Не лучшим образом сказывается на производственном процессе и разделение обязанностей в бригаде по специальностям. А ведь слесари могли бы подменять друг друга в случае необходимости. 
  Не устраивает частника еще один момент. 
   - Те, кто ремонтирует наши тепловозы, сегодня подчиняются руководству депо, - говорит А.Жуков. - Со своих слесарей я бы спрашивал в два раза жестче. Не нравятся требования? Пожалуйста, за забором есть предприятие того же профиля, с более лояльными требованиями. Но и с другими условиями труда и заработной платой. 
   Пока о развитии частной ремонтной базы и речи не идет, две структуры мирно уживаются под одной крышей. Хозяйства - рядом, даже забора между ними нет. Слесари по ремонту видят, как ломится от запасных частей складское помещение БТС. И ремонтировать частные локомотивы для них - одно удовольствие. 
  - Как бывшему руководителю локомотивного депо, мне есть с чем сравнивать, - говорит директор представительства ООО "Балттранссервис" при депо Дно А.Жуков. - На моем складе запчастей больше, чем на деповском. Каждый месяц я корректирую квартальные заявки на поставку деталей. Централизованная же система снабжения ОАО "РЖД" не может быть столь мобильной и живо реагировать на потребности предприятия. Это касается и модусных запчастей, и линейного оборудования. В запасе у БТС всегда есть тяговые двигатели, колесные пары, генераторы, вспомогательные машины, выпрямительные установки и компрессоры. Не раз двери склада БТС открывались для железнодорожников с тем, чтобы дать взаймы недостающую запчасть. 
    Несомненно, добиться высокой эффективности производства можно только включив механизм мотивации: и коллектива в целом, и каждого работника в частности. Без адресного целевого возврата достаточных для развития предприятия и достойной оплаты труда слесарей средств железнодорожники не смогут составить конкуренцию частным предпринимателям. 
    9 июня 2005 года. Газета "Октябрьская магистраль"

[Участки дорог] [Общая карта дорог] [Предприятия и учебные заведения] [Расписания] [Дороги узкой колеи]
 [Соавторы проекта] [Музеи] [Библиография] [История обновлений] [Разное
]


© Copyright 2001-2013 URAKIS