Владимир Ипатов
Депо на Ловати
ЛЮДИ   ОБЩЕСТВЕННОГО   ДОЛГА

  Сила общественности в общеполезной активности людей.
   В народе живет изречение: «От крепкой дисциплины до подвига — один шаг».
   Административные меры не всегда дают положительный результат при воздействии на нарушителей трудовой и технологической дисциплины. Среди наиболее действенных способов воздействия на людей — использование деповского общественного отдела кадров.
   В производственной деятельности локомотивного депо были моменты, когда казалось, что из-за недостатка кадров замедлится четкий ритм работы. Ежедневно на стол начальника отдела кадров ложилось около десятка заявлений об увольнении.
   В 1963 году с предприятия уволилось 265 человек или пятая часть. Стали готовить кадры сами. Деповские инженеры подготовили три группы помощников машинистов, более 120 человек. На выплату стипендии этим курсантам израсходовано более 8 тысяч рублей. После трех лет работы из них в коллективе цеха эксплуатации осталось только пятеро. Сверхурочные часы работы вырастали в астрономические цифры. 
    Руководство локомотивного депо, общественные организации настойчиво искали пути преодоления кризисного положения. В числе мер было решено создать общественное бюро по работе с кадрами.
   На общем собрании работников локомотивного депо был избран этот общественный орган. Кандидатуры всесторонне обсуждались. Взвешивали все стороны: как работает, каков с товарищами, уважаем ли в коллективе, каков его взгляд на общественную работу. Заставляли рассказать автобиографию, задавали много вопросов. Серьезность отбора не случайна: избранному составу предстояло работать четыре года.
    Не сразу «народный комиссариат» по кадрам стал боевым действенным органом. Со временем появился опыт. И общественный отдел кадров перешел к широкому охвату многих жизненных вопросов, прямо или косвенно имеющих отношение к сохранению и росту кадров в депо. Шире, чем у штатного деповского отдела кадров стали и задачи, за решение которых брались избранники коллектива. Они принимали участие не только при увольнении людей, но и при приеме их на работу. Высказывали свое мнение при должностных продвижениях, поощрениях, при направлении деповскими стипендиатами наших работников на учебу. Контролировали соблюдение режима трудового дня, выявляли причины простоя и так далее.
   Все решения, предложения и рекомендации общественников учитывались руководителями депо, находили отражение в приказах и распоряжениях.
   Однажды секретарь начальника локомотивного депо вручила председателю общественного бюро по кадрам, кладовщику И. П. Кузнецову сразу два заявления: котельщики В. М. Городков и П. Ф. Лошаков просили уволить их по собственному желанию. Призадумался Илья Петрович: два опытных специалиста котельного дела собираются уходить!
    Перед обедом Кузнецов пошел разыскивать «запрятавшихся» в паровозной топке Лошакова и Городков.
   Первым из топочного проема вылез Владимир Городков. Отряхнул комбинезон от копоти и кирпичной пыли. Огляделся, увидев внизу Кузнецова, спустился по ступенькам. Следом за ним и Лошаков.
   — Чем можем быть полезными?- начал Городков.
   Он сразу догадался, почему пришел председатель общественного отдела кадров.  Илья Петрович не знал с чего начать. Помедлив, он тихо сказал:
   — Хочу, ребятки, чтобы вы остались в депо... Не стану скрывать, ваши руки сейчас на вес золота.
    После гудка в красном уголке первым слушали Владимира Городкова. Он говорил о тяжелых условиях работы, о том, что трудится на оздоровлении паровозных котлов более пятнадцати лет, и что решение уволиться пришло не сразу.
   — Скоро паровозы уйдут на отдых, а я все котельщик,— с обидой говорил Владимир. — Хотя бы на переквалификацию предложили поехать. Да и материальная сторона не устраивает. И Петр Лошаков тоже ссылался на эти причины.
   Начальник отдела кадров депо К. Н. Товчигречко, приглашенный на заседание, от имени руководства в присутствии членов общественного отдела кадров заверил котельщиков, что администрация депо поможет им получить новую специальность. Но у котельщиков стремление уволиться было твердым. 
   Посоветовавшись, общественники решили применить еще одно средство.
   На следующий день котельщиков пригласили к начальнику локомотивного депо. Арнольд Миронович Орлович уже был во все посвящен. Он порылся в стопке .бумаг, выбрал небольшую тетрадку, подал Городкову:
    — Вот присаживайся и почитай. Это материалы из нашего музея. Садись и ты рядом, — пригласил он Лошакова.
    Котельщики посмотрели друг на друга, не совсем понимая чего от них хотят. Однако стали читать. Скоро  поняли, что это были воспоминания Михаила Ильича Городкова, отца Владимира, первого деповского комсомольца.
    Многое знал Владимир об отце, но оказалось, что не  знает еще больше. Он как бы снова встретился с отцом и прожил его жизнь с ним вместе!  Гражданская война, удар деникинца саблей по голове, помощь товарища...
     Восстановление депо, борьба с бандитизмом, Великая  Отечественная война...
    По отцовским рассказам Владимир помнил, что отец начинал в депо слесарем, позже работал в райисполкоме. Был заместителем начальника порта в Ленинграде и Мурманске. В годы Великой Отечественной войны — партизан. А после Победы полтора десятка лет строил Великие Луки, восстанавливал разрушенное депо.
    У Владимира повлажнели, сверкнули скрытым огоньком глаза. Он сложил листы и тихо, но твердо сказал:
    — Извините, Арнольд Миронович, извините, Илья Петрович, простите все, что отрываю от работы. Я беру назад свое заявление и буду работать котельщиком до тех пор, пока не уйдет из локомотивного депо последний паровоз...
    — Я тоже остаюсь, — глянув на Городкова, согласился и Петр Лошаков.
   Котельщики сдержали свое слово. Даже получив специальность электроэкипажников, трудились котельщиками. Когда пришла пора расставания с коллективом, Владимир Городков не ушел на заслуженный отдых и многие десятки лет оздоровлял паровозы, находящиеся в запасе. 
    Это только единственный случай в деятельности общественного бюро по кадрам. А сколько их было! И каждый раз, точно определив причины, побудившие человека подать заявление на расчет, общественники с помощью администрации и общественных организаций старались находить единственно правильное решение. В ситуации с мойщицей М. И. Васильевой и такелажником В. И. Владимировым, было срочно улучшены условия их труда. А вот ремонтникам В. Нагаеву, В. Воробьеву, Н. Васильеву и И. Степанову, которые хотели уволиться из-за не устраивающего их заработка, предоставили возможность подготовиться и сдать экзамены на более высокий разряд.
   Бывало и такое. Человек подал заявление на расчет, а в душе не желал уходить из коллектива. Например, когда разобрались с дефектоскопистом Михаилам: Пивоваровым, оказалось, что у парня огромное желание работать помощником машиниста. Кадровики-общественники рассказали об этом начальнику депо. Минули годы. Пивоваров стал классным машинистом, хорошим семьянином. 
   Слесарь-электрик В. П. Колосов решил было уволиться из-за плохих жилищных условий. Руководство депо изыскало резервы улучшения бытовых условий ремонтника. Позже он трудился старшим мастером по ремонту тепловозов.
   Лудильщик Н. И. Васильев собирался уволиться из-за того, что не мог перенести критики в свой адрес, с которой выступил деповской «Крокодил».
   Председатель деповского общественного бюро по кадрам Илья Петрович Кузнецов говорил:
   — Причины увольнения бывают разные. А чтобы в них разобраться, отстоять интересы предприятия и при этом помочь человеку, нужно порой немало душевных сил потратить и времени. Нужно быть всегда готовым взять на себя непростые заботы о людях.
   Человек, окруженный вниманием и заботой, не уйдет из коллектива. На пути текучести в депо стояла надежная запруда. Немалый вклад в ее создание внесло общественное бюро по работе с кадрами.
   ...Александр Максимович Бабочкин, Александр Васильевич Богданов, Дмитрий Акимович Григорьев, Александр Кузьмич Симоненко, Дмитрий Кузьмич Лукашев. Их много, заслуженных ветеранов труда, которые с неизбывным старанием заботятся о благе и чести депо, активно работают общественными инспекторами по безопасности движения поездов.

   

Иванов И. В.

   Вместе с ними на . этом благородном поприще активно действовали представители более молодого поколения, и среди них машинисты Евгений Иванович Обовский, Иван Васильевич Юдин, Иван Васильевич Иванов, Орест Михайлович Шишко, Михаил Мефодьевич Копейкин, Михайл Александрович Киселев... Не счесть всех, их много, этих людей общественного долга, взыскательных к себе и к другим, непримиримых к малейшим проявлениям недисциплинированности, разболтанности в таком святом для железнодорожников деле, как безопасность движения поездов. Это в первую очередь их заслуга, что в деповском коллективе становится все меньше и меньше случаев брака в поездной работе, несоблюдения правил технической эксплуатации и должностных инструкций, нарушений трудовой дисциплины.
   ...Не всегда в депо было так. Памятна тревожная обстановка, которая сложилась в конце 1963 года. Как-то исподволь, понемногу накапливалось это неблагополучие с дисциплиной, с нарушениями ПТЭ, а затем стало обнаруживаться все явственнее. Участились случаи брака в работе молодых машинистов, особенно, первозимников, возросли прогулы, неявки в поездки. Это не было эпидемией, но и вспышки отдельных очагов «болезни» не могли не волновать общественность депо.
   В канун 1964 года в красном уголке депо собрались передовые машинисты, сменные мастера, общественный актив. Начальник депо Арнольд Миронович Орлович выложил перед собравшими суровую правду. Он развернул бумажный сверток и показал обыкновенную гайку и стал рассказывать:
   — Эта гайка с сорванной резьбой и принесла брак в работе машиниста И. Михайлова, на паровозе серии «Л-644». Но гайка мертва и безмолвна, а брак допустил живой человек, и он должен держать ответ за это. А вот взгляните на изъеденный, не знавший смазки шкворень водила, на недовинченный до упора штуцер конуса... Некоторые склонны считать все это «мелочами». Но ведь мы водим поезда со все возрастающими скоростями. Значит наша бдительность должна стать еще более высокой. В обеспечении безопасности движения поездов нет «мелочей», здесь все важно, все значительно. Надо поставить надежный заслон против нарушений, против бракоделов. А чтобы в таком большом коллективе все заметить, ничего не упустить—-нужен зоркий глаз общественности. Вот потому-то мы и обращаемся к вам за помощью и советом.
   И совет держали все. Равнодушных не было - речь шла о чести коллектива и самом святом — о безопасности движения. Секретарь парткома С. А. Ямщиков вынес на обсуждение актива депо предложения партийного комитета по этому вопросу. Начальник отдела кадров Н. П. Лексунов рассказал о мерах усиления воспитательной работы с кадрами. Молодой мастер Владимир Игнатьевич Минин сообщил о мероприятиях, намеченных комсомольцами депо.
   Выступили машинисты И. В. Юдин, Б. Г. Соловьев, И. В. Иванов, В. В. Мурашкин, П. Г. Александров, М. И. Загоняев. Все они выразили готовность внести посильный вклад в общее дело, в организацию подлинно массового контроля за обеспечением безопасности движения поездов.

   

Александров П. Г.

   Выступивший на деповском совете машинист И. В. Юдин коротко сказал:
   — Каждый из нас между поездками часто бывает в депо по разным делам, всегда можно выкроить час-другой для участия в проверках. Стоит паровоз в ремонте — можно найти время, чтобы проверить, как идет оздоровление локомотива. Да и в рейсе —на участковых станциях, в пунктах оборота заботливый машинист может многое подметить и предотвратить.
   От имени пенсионеров выступил Александр Васильевич Богданов. Под одобрительные возгласы седовласых деповчан он заверил:
   — Мы не мыслим свое существование вне интересов депо. Да, мы — пенсионеры, к нам приходит старость. Но, чтобы она была счастливой, мы не можем, да и не хотим быть пассивными: бездеятельность старит человека скорее. К тому же многие из нас еще полны сил и энергии, ведь на пенсию мы уходим в пятьдесят пять лет.
   А у каждого из нас громадный опыт, знания.  И передавать свой опыт другим, учить тех; кто моложе нас, помогая им избегать промахов и ошибок и тем самым послужить на пользу депо, — разве не в этом счастье?  Некоторые из нас и сегодня являются активными общественными инспекторами по безопасности движения поездов и безаварийному производству маневровой работы. Мы готовы выполнить любые общественные поручения — дело за вами, руководители, чтобы лучше использовать старую гвардию.
   Здесь же на собрании присутствовали и жены многих работников локомотивных бригад. Собравшись в конце зала тесным кружком, они время от времени тихо переговаривались между собой о чем-то своем. А затем направилась к трибуне Валентина Васильевна Сёлезнева, кладовщица и поведала о мыслях своих товарок:
    — Мы, женщины, в семье зачастую «делаем погоду», обеспечивая своих мужей покоем перед рейсом, знаем, что этим, в определенной мере, обеспечиваем успех поездки. И вот о чем мы все: я, Анна Егоровна Варфоломеева, Вера Гавриловна Загоняева, Мария Ивановна Богданова и другие договорились между собою — станем помогать коллективу депо чем можем, а главное бороться за здоровый быт, за разумный отдых наших мужей. 
   Валентина Васильевна тут же привела несколько  примеров того, как в некоторых семьях локомотивщиков не умеют разумно использовать свой досуг, увлекаются спиртными напитками. А это неминуемо ведет к раздорам в семье, к прогулам, расхлябанности на производстве и даже к авариям.
  — Наказанием нарушителей трудовой дисциплины пусть занимаются те, кому это положено. А не допускать, предупреждать нарушения, создавая уют, хорошие условий отдыха мужу, отцу; брату, — за это мы, женщины, будем бороться еще настойчивее.
   После выступления В. В. Селезневой председательствующий спросил: 
   -  Ну, как; товарищи женщины, правильно говорила Валентина Васильевна? Поможете нам в этом государственном деле? 
   Дружно откликнулся в зале  хор женских голосов:
   — Поможем!
   На собрании было внесено немала полезных предложений. Не сразу, разумеется, их можно было воплотить в жизнь. Но главным итогом было то, что более 150 активистов единодушно заявили о своем стремлении тотчас же приступить к практическим действиям, чтобы выправить создавшееся положение в депо с безопасностью  движения, создать заслон всему, что может угрожать безопасности движения поездов.

[Предыдущая страница]  [ Оглавление]  [ Следующая страница


[Участки дорог] [Общая карта дорог] [Предприятия и учебные заведения] [Расписания] [Дороги узкой колеи]
 [Соавторы проекта] [Музеи] [Библиография] [История обновлений] [Разное
]


© Copyright 2001-2013 URAKIS