В майские дни 1981 года в коллективе локомотивнойго депо открыта Аллея Трудовой и Ратной Славы.
Деповской художник В. Э. Януш написал более 70 портретов.
Среди них портрет молодого красноармейца в косоворотке защитного цвета. В буденновке с крупной алой звездой.
Широко раскрытыми глазами он силится разглядеть главное в революционных событиях России. Это ремонтник Александр Филиппович Силин. Участник первой русской революции 1905 года и вооруженного восстания
в. Москве 1917 года. Начальник дорожно-транспортной чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем, геройски павший в гражданскую войну под Самарой.
В память об этом одна из улиц на левом берегу Ловати названа его именем.
Молодые деповчане соревновались за право присвоения тепловозной бригаде, цеху по
ремонту локомотивов имени Героя гражданской войны Александра Филипповича Силина.
Необычна биография машиниста дизельной
установки К. М. Норинского. Он — основатель деповской партийной организации, председатель Исполкома Николаевской железной дороги, главный
комиссар Московско-Казанской магистрали, организатор и участник первого коммунистического субботника.
С первого взгляда запоминается лицо Норинского с короткими стрижеными усами и бородкой клинышком, с серебром в волосах. Профессиональный революционер задумчив. Сквозь стекла очков на нынешнее поколение деповчан внимательно смотрят глубокие, добрые глаза.
Свидетель кровавого воскресенья в 1905 году в Петербурге — Арсений Семенович Ромачевский. По поручению партии большевиков в 1918 году прибыл в паровозное депо Великие Луки для организации восстановления паровозного парка. Разруха была так велика, что посланец партии не расставался с инструментом и
лично ремонтировал паровозы. Первые пять паровозов, выпущены из ремонта с активным участием А. С. Ромачевского.
Позже он находился на партийно-хозяйственной работе.
На портрете Арсений Семенович молод, по-чапаевски устремлен вперед, готовый выполнить любое задание Родины.
Лихо заломленный, модный картуз. Из-под простенького костюма выглядывает
темно-голубая косоворотка. На. светлом лице, под ровными бровями, голубоватые широко открытые глаза. Над верхней губой темнеет щеточка усов. Таким смотрит с портрета машинист паровоза, деповской красный комиссар, талантливый организатор производства Степан Иванович Парфенов...
Галерею деповчан продолжают портреты первых стахаиовцев, ударников коммунистического труда, которые
за большие заслуги перед Родиной и Советским народов отмечены высшей наградой — орденом Ленина. Это машинисты локомотивов: Павел Иванович Варфоломеев, Василий Иванович Кулаков,
Иван Андреевич Амелин, Петр Климентьевич Смирнов. Ремонтники: котельный мастер Михаил Абрамович Соловьев, слесарь
Игорь Юрьевич Пенинский и многие другие знатные деповчане.
Художник В. Э. Януш продолжительное время
искал самые выразительные художественные средства для
создания образов славных земляков.
Среди женских портретов есть поясной портрет темноволосой, светлолицей с внимательными
глазами под прямыми бровями, главного бухгалтера депо — Валентины Николаевны Шершневой. Организатор производства, будучи пропагандистом, она призывала слушателей «экономить в большом и малом». По ее предложению упраздняется должность помощника дежурного по депо, так как радиофицируется деповская территория. Это дает значительную годовую экономию фонда
заработной платы и высвобождает пять человек для другой полезной работы.
За успешные поиски путей повышения производительности труда, за долголетнюю безупречную работу на. железнодорожном транспорте Валентина Николаевна Шершнева награждена орденом «Знак Почета», нагрудным знаком «Почетному железнодорожнику».
Десятки портретов деповчан, работавших
в паровозном депо до Октябрьской социалистической революции, связавших свою судьбу с паровозами в первые годы Советский
власти, водившими бронепоезда и воинские
эшелоны годы Гражданской и Великой Отечественной
войн.
В 1916 году пришел в паровозное депо и стал работать на ремонте паровозов Василий Кулаков.
Наступил тревожный 1918 год. Деповская молодежь избирает слесаря Василия Кулакова секретарем деповской комсомольской организации.
Секретарь —запевала многих добрых дел деповских комсомольцев. Когда грянула гражданская война, он с группой деповских комсомольцев Филиппом
Ереновским, Карлом Покер и Григорием Шорниковым пополнили добровольческий отряд великолучан.
В грозную военную пору машинист Василий Кулаков вместе с машинистами-великолучанами от
московской станции Подмосковная до Победы водил воинские эшелоны.
За долголетний труд награжден орденом Ленина, медалью «За оборону Сталинграда», знаком «Почетному железнодорожнику».
Кочегар паровоза Александр Стрелков свой первый самостоятельный рейс сделал в годы первой пятилетки. Молодой кочегар трудился отменно. Вскоре его переводят помощником машиниста, затем машинистом паровоза. С первых дней работы машинистом в его паровозной бригаде больше других сбережено каменного угля, значительно выше техническая скорость проследования тягового участка с поездами, с каждым месяцем заметано тяжелеют составы, доставляемые этой бригадой по адресам пятилетки. Через год самостоятельного вождения его назначают старшим машинистом паровоза, на котором работают три паровозные бригады. Старший машинист охотно делится опытом бережного расходования топлива, умелого вождения тяжеловесных составов. И вскоре выводит свой паровоз в число лучших локомотивов по сбережению каменного угля, вождению большегрузов, постоянному повышению технической скорости доставки поездов.
Перед Великой Отечественной войной он назначается машинистом-инструктором паровозной колонны и уже большему количеству паровозников передает свой богатый опыт.
В военные годы водит воинские эшелоны по прифронтовым дорогам.
За успехи, достигнутые в вождении поездов, инициативу в труде и долголетнюю работу на транспорте Александр Александрович Стрелков награждается знаком «Почетному железнодорожнику».
Соловьев Александр Филиппович переступил порог паровозного депо в 1934 году и трудился: кочегаром, помощником и машинистом паровоза. Будучи старшим машинистом, умело направлял усилия прикрепленных бригад на экономию горючего, достижение высоких межремонтных пробегов паровозов, на повышение скорости доставки поездов.
В годы Великой Отечественной войны на командной
работе —локомотивный диспетчер, дежурный по отделению железной дороги.
На пенсию ушел из кабины скоростного тепловоза.
За долголетний и добросовестный труд на
железнодорожном транспорте награжден знаком «Почетному железнодорожнику».
Ветеран локомотивного депо
Павел Петрович Заяц трудился в коллективе с 1925.года. Стахановец первой
пятилетки.
В годы Великой Отечественной войны доставлял воинские грузы на прифронтовой линии железной дороги Торопец — Западная Двина — Бологое.
В одном из военных рейсов был ранен его помощник: Александр Адаменок. Машинист Павел Заяц благополучно доставил воинский эшелон на станцию Бологое без помощника. Не раз после очередного артиллерийского обстрела или бомбежки выходил из рабочего строя его паровоз. Павел Петрович вместе с бригадой оздоровлял
машину и снова вел состав к фронту под Великими Луками, Новосокольниками, Пустошкой, Себежем; Невелем..
За трудовые успехи в социалистическом соревновании ветеран награжден орденов
Трудового Красного Знамени и нагрудным знаком
"Почетному железнодорожнику".
Стахановец первых пятилеток Рудзит Артур Иванович
в депо с 1936 года. Машинист паровоза. Машинист-инструктор паровозной
колонны.
В военное время вместе с машинистами-земляками прошей путь от подмосковного паровозного
депо имени Войкова до Берлина.
За добросовестное и ревностное отношение к служебным обязанностям награжден орденами Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, почетными грамотами Командующего фронтом, многими медалями, нагрудным знаком «Почетному железнодорожнику».
Потомственный железнодорожник Александр Донатович Зинкевич в паровозном депо с 1929 года —
после окончания великолукского техникума
железнодорожного транспорта. Долгие годы трудился на паровозе
кочегаром и помощником, машинистом.
В Великую Отечественную войну прошел
ратный путь от стен Сталинграда до Германии.
Под Сталинградом Александр Донатович командовал ротой железнодорожного батальона по восстановлению железнодорожных обустройств.
По личной инициативе офицер Зинкевич восстановил трофейный паровоз и трое суток, с наспех собранной
паровозной бригадой, подвозил боезапас воинам, окопавшимся у тракторного завода. После демобилизации работал старшим инженером управления Октябрьской железной дороги. Перед уходом на пенсию — котельным мастером цеха горячей промывки паровозов.
За ратные подвиги и трудовые заслуги ветеран транспорта награжден орденами Красной Звезды, Трудового Красного Знамени, многими медалями, нагрудным знаком «Почетному железнодорожнику».
Первоклассный машинист, ветеран депо, Иван Денисович Довыденков в 1940 году поступил в Великолукское железнодорожное училище. В связи с войной окончил учебу в Красноярске.
В военное время в составе 31-й паровозной колонны Наркомата путей сообщения водил поезда по прифронтовым дорогам Подмосковья, Донбасса, Молдавии, Румынии, Польши и Германии, со своей паровозной бригадой обеспечивал своевременную доставку воинских эшелонов. Не раз Иван Денисович со своей бригадой бывал
под артиллерийским обстрелом и бомбежками.
За ратный и мирный труд ветеран награжден
знаком «Почетному железнодорожнику», многими медалями Родины.
Николай Петрович Лексунов на железнодорожном транспорте с 1936 года, свою жизнь посвятил воспитанию кадров.
В Великую Отечественную войну трудился в отделе кадров прифронтовых локомотивных депо, мобилизуя людей на успешное выполнение воинских грузоперевозок.
В мирные дни энергия опытного кадровика направлена на подготовку специалистов-железнодорожников, плановую переквалификацию кадров в связи с переходом на новые виды тяги.
Старание кадровика отмечено нагрудным знаком «Почетному железнодорожнику» и радом медалей.
Жизненная биография Григория Семеновича Симонова началась на фронте с выполнения главного долга перед Родиной — защиты ее рубежей. Рядовой Григорий Симонов, разведчик особой московской армии противовоздушной обороны, охранял столицу. Его ратный путь пролег от Москвы до Польши.
После мобилизации работал на паровозе кочегаром, помощником машиниста, машинистом. Многие годы водил поезда на тепловозе.
По предложению Симонова сделали путевой стрелочный съезд, профилированный возвышенный железнодорожный путь-полугорку, что помогло быстрее выполнять маневровую работу на станции, ускорять роспуск вагонов.
За долголетний труд Григорий Семенович награжден орденом Трудового Красного Знамени, удостоен нагрудного знака «Отличник социалистического соревнования работников железнодорожного транспорта», носит звание «Заслуженный работник транспорта. Российской Федерации».
Вся трудовая жизнь Ивана Антоновича Жукова связана с работой на локомотиве. Он пришел в депо в 1944 году. Прошел трудовой путь от кочегара паровоза до машиниста-инструктора пассажирской колонны тепловозных бригад.
Немало труда, знаний и умения приложил И. А. Жуков, чтобы его тепловозная колонна первой освоила вождение поездов дизельной тягой.
Среди многих рейсов, сделанных Иваном Антоновичем за время работы, одним из памятных стал рейс по сопровождению бригады машиниста Н. Е. Васильева, доставившей первый пассажирский поезд на станцию Великие Луки тепловозом.
За долголетний труд ветеран награжден орденов Трудового Красного Знамени и многими медалями.
Первый деповской гагановец, машинист локомотива Иван Васильевич Юдин перешел на паровоз, постоянно пережигающий топливо. И вывел отстающий паровоз в передовые.
Юдинский метод дополнительного подогрева топочного мазута в форсуночном кувшине широко использовался паровозниками не только нашего депо, но и машинистами всей Октябрьской железной дороги. Это давало ощутимую экономию топочного мазута.
За плодотворную организаторскую работу по
экономии топлива при вождении поездов Иван Васильевич Юдин Министром путей сообщения СССР награжден нагрудным знаком «Почетному железнодорожнику».
Юдин И.В.
Когда И. В. Юдина избрали председателем профкома профсоюза депо, он много сделал для совершенствования системы социалистического соревнования, улучшения условий труда тепловозных бригад.
По достижении пенсионного возраста И. В. Юдин не расстался с коллективом, а стал трудиться заведующим музеем ратной и трудовой славы деповчан, отдавая себя поисковой работе.
Ветеран депо машинист тепловоза Анатолий Петрович Громов начинал на паровозе кочегаром с ручным отоплением. Затем был назначен помощником машиниста. Затем пришел опыт вождения поездов, и он стал машинистом паровоза. Когда на деповские пути пришла дизельная тяга, пересел за «правое крыло» тепловоза.
При повседневном вождении поездов он добивался значительной экономии дизельного топлива. Поэтому не случайно ему не раз, руководство депо доверяло руководство «школой на колесах» по передаче опыта вождения грузовых и пассажирских поездов и рациональному расходованию топлива при доставке поездов по назначению.
За трудовые успехи и инициативу, активную общественную деятельность А.
П. Громов награжден орденами «Знак Почета», Трудовой
Славы и многими медалями.
Ремонтник Михаил Алексеевич Степаненко — ветеран депо, передовик, умелый наставник молодежи. Участник экспериментальной группы по внедрению рационализаторских предложений. Немало творческих находок со значительным экономическим эффектом и на его авторском счету.
По итогам социалистического соревнования ему было присвоено звание «Мастер золотые руки». За успешное
выполнение производственных заданий он награждается орденом Трудового Красного Знамени.
В пору работы Федора Федоровича Микушкина старшим мастером пункта технического осмотра тепловозов вместе с вверенным
коллективом внедрено много технических новинок, ускоряющих экипировку, ремонт
и выдачу тепловозов под поезда.
Опытный инженер не только умело организовывал труд людей, занятых на оздоровлении тягового парка,
но был наставником слесарей и локомотивщиков. Он словом и делом
помогал машинисту С. А. Дарусенкову успешно окончить великолукский техникум железнодорожного транспорта.
Инженер Ф. Ф. Микушкин редактировал стенную газету.
За успехи в оздоровлении тягового парка и за активную общественную работу он награжден орденом «Дружба народов».
Его портрет на Аллее трудовой и ратной Славы.
Среди многочисленных портретов есть полотно с изображением первоклассного машиниста, кавалера ордена «Трудовая Слава», нагрудного знака «Почетному железнодорожнику» Ивана Семеновича Внебрачного.
Иван Семенович Внебрачный — инициатор социалистического соревнования среди молодежных коллективов тепловозников под девизом «Дорогой подвигов». В депо
три Героя Советского Союза и Герой Социалистического Труда.
Машинист И. С. Внебрачный первым провел пассажирский поезд местного назначения на тяговом участке Великие Луки — Полоцк без помощника машиниста «в одно лицо».
За успехи и инициативу в труде новатор И. С.
Внебрачный становится «Лучшим машинистом Октябрьской ордена Ленина железной дороги».
Ему присваивается звание «Заслуженный работник транспорта РСФСР». Министр путей сообщения СССР наградил его нагрудным знаком «Почетному железнодорожнику"».
Когда в депо зашел разговор о выдвижений кандидата в депутаты Верховного Совета СССР, деповчане единогласно поддержали кандидатуру Ивана Семеновича Внебрачного. Горожане и селяне также поддержали кандидатуру передового машиниста, и он был избран депутатом Верховного Совета. СССР. Депутатский корпус избирает его членом Президиума Верховного Совета СССР.
Свою трудовую биографию Иван Семенович Внебрачный начал учебой в Великолукском техникуме железнодорожного транспорта. До выборов, более двух десятков лет, водил грузовые
и пассажирские поезда.
С 1992 года продолжает работать в
депо на тепловозе.
[Предыдущая
страница] [ Оглавление] [
Следующая
страница]