ГОСТИ С ОСТРОВА СВОБОДЫ
В июле 1983 года шесть дней в Великолукском тепловозном
депо находились четверо кубинских
инженеров: Октаво Таулер Альмейда— заместитель начальника управления тяговых установок и вагонов, Эдуардо
Медрано Адан — начальник технической группы Центральной и Восточной железных дорог, Карлос М. Сола
Герда — начальник тепловозной группы Центральной железной дороги и Паскуаль Р.
Касас — специалист Западной железной дороги.
Наши друзья из братской страны изучали передовые
методы обслуживания локомотивов при вождении поездов и технологию ремонта дизельных и тяговых электрических двигателей и генераторов постоянного тока тепловозов.
Сопровождал кубинскую делегацию и
давал необходимые технические справки старший инженер-технолог Александр Платонович Сыроваткин.
Посланцы острова Свободы принимали также участие в оздоровлении отдельных узлов машин.
Октаво Таулер Альмейда увидев, как ремонтники укладывают
распределительный вал в блок топливного насоса высокого давления, мигом засучил рукава, сказал
по-русски:
— Это мое дело.
И тут же принялся помогать деповским слесарям.
Он получил образование в Минском политехническом институте: закончил факультет машиностроения.
Затем кубинская делегация обратила внимание на
группу мастеровых, готовящихся укладывать на
постель подшипников главный коленчатый вал дизеля. Видя, что эта ответственная работа выполняется достаточно
быстро и точно с помощью специального кантователя,
Альмейда в восторге воскликнул:
— Хочу видеть автора кантователя!
: Пришлось Александру Платоновичу
Сыроваткину признаться, что он причастен к созданию новинки.
Завязался детальный инженерный разговор. Пришлось любознательному кубинцу показать работу более легких кантователей, используемых для установки турбин,
нагнетателей, и других громоздких и тяжелых деталей тепловоза. Затем Октаво Таулер Альмейда принимал участие в обработке посадочных гнезд клапанов газораспределительного устройства, живо интересовался
работой электромашинного цеха, особенно процессом «сушки» тяговых электродвигателей. В этот момент его техническим
гидом был инженер-технолог цеха, лучший рационализатор отрасли Владимир Николаевич Терехин.
Такую же любознательность проявил хорошо владеющий русским языком Паскуаль Р. Касас, выпускник отделения
«Тепловозы и тепловозное хозяйство»
ЛИИЖТа. Он интересовался организацией рабочего места машиниста маневрового и поездного тепловоза, работающего без помощника машиниста. Александр Платонович подробно рассказал, как осуществлялось новшество с помощью слесаря-электрика Владимира Петровича Колосова. Когда зашли в кабину тепловоза, Александр Сыроваткин хотел привести локомотив в движение и показать преимущества новшества. Но тут же Паскуаль Р. Касас попросил:
— Можно я сам?
Уверенно занял «правое крыло» тепловоза, задействовал движение «вперед», дал предупредительный сигнал о начале движения и, тронув контроллер машиниста, набрал первую рабочую позицию... А спустя некоторое время, после соответствующих распросов, кубинский
инженер сделал эскиз с пометками расположения приборов второго пульта управления с
тем, чтобы повторить подобное у себя на родине.
Карлос М. Сола Герда совместно со слесарями топливного цеха занимался
регулировкой клапанного механизма дизеля.
Эдуардо Медрано Адан изучал опыт организаций, нормирования и оплаты труда рабочих, служащих
и. инженерно-технических работников депо.
Понравилась кубинским инженерам по простоте
устройства деповская моечная машина тепловозных
деталей, управляемая одним человеком, заменившая нелёгкий труд нескольких десятков обтирщиц. Внимательно знакомились они с устройством и работой бензовоздушной горелки для пайки коробок секций холодильников.
В свободное от работы время кубинские гости ознакомились с достопримечательностями города, побывали в Опухликах, посетили памятные места города, навестили пионерский лагерь «Юный железнодорожник», осмотрели комнату Славы и музей юных железнодорожников.
В канун отъезда кубинские гости рассказали о тех социальных переменах, которые произошли в их стране после
Освобождения. Мнение кубинских инженеров выразил руководитель делегации Октаво Таулер Альмейда:
— ...В настоящее время Республика Куба засела за учебные парты. Профессия машиниста
тепловоза редкая. Специальных школ машинистов пока нет. Но это временное явление. Все наши дети учатся до четвертого
класса в общих школах, а с пятого до выпускного живут в интернате отдельно от родителей. При этом получают специальность механизатора, желающие могут овладеть навыками слесаря, токаря, кузнеца, секретаря-машинистки, повара и, другими необходимыми для жизни профессиями.
Затем Октаво Таулер Альмейда поблагодарил работников депо за гостеприимство и добрую практику
и сказал, что многое из того, что они узнали в депо, используют для улучшения организации работы кубинских железнодорожников.
ПОЕЗД
МИРА И ДРУЖБЫ
С «Поездом Дружбы» побывали в Германской Демократической Республике слесарь деповского манометрового цеха И. Ю.
Пенинский и помощник машиниста тепловоза М. Н. Иванов. В поезде были два вагона с туристами Псковщины, в том числе с передовиками транспорта, сельского хозяйства, активистами-общественниками города на Ловати.
Программа поездки, организованная бюро международного молодежного туризма «Спутник»
и их коллегами из ГДР, была насыщенной и интересной.
О своих впечатлениях о поездке Игорь Юрьевич Пенинский рассказал:
- Первые два дня провели в Москве. Побывали в Кремле, посетили Мавзолей В. И. Ленина и Выставку достижений народного хозяйства. Радушно, по-братски, встретил нас Берлин. Тепло дружеских сердец сопутствовало нам во время всего пребывания в Германской Демократической Республике.
Экскурсии по Берлину познакомили нас с многими историческими памятниками. Мрачное здание бывшего рейхстага на территории Западного Берлина напомнило о черной поре фашизма.
Побывали мы и в Трептов-парке со знаменитым памятником Советскому солдату-освободителю
и возложили к подножью цветы и венки.
Посетили Потсдам и дворец Цецилиенхоф, в котором
были подписаны Потсдамские соглашения.
Местом основного нашего пребывания был
город-побратим Гера. Особый интерес вызвала поездка в город. Веймар — родину великих Шиллера и Гете, несших немецкому народу идеи мира и братства, просвещения и гуманизма.
Неизгладимое впечатление оставило посещение мемориального комплекса бывшего концлагеря Бухенвальд.
Познавательными были неоднократные посещения мебельного комбината в Айзенберге. Он имеет тесные связи с мебельным комбинатом Великих Лук.
ДВЕНАДЦАТЬ
ДНЕЙ В ИТАЛИИ
Летом 1976 года секретарь деповской комсомольской организации Николай Белов вместе с туристами страны побывал в солнечной Италии.
По прибытии из интересного путешествия рассказывал деповчанам на специально организованных встречах:
— Из иллюминатора самолета вижу морской прибой: нескончаемой чередой бегут к берегу высокие волны. Вскоре шасси самолета коснулись аэродромной дорожки знаменитого итальянского города Рим, где мы — советские туристы
познакомились с творениями рук великого мастера Высокого Возрождения Микеланджело
Буонарроти.
Замечаю, что позы его скульптур в жизни долгое
время выдержать невозможно. Напряжение и обязательное движение.
Работая, он забывал о еде, довольствовался куском
хлеба, недосыпал. Всю жизнь он рубил камень. Очень
любил простых людей, но жил в одиночестве.
Стоим на площади Синьории. И безотрывно смотрим
на пятиметровую фигуру «Давида», высеченную из маленькой скалы белого мрамора. Обхожу фигуру «Давида». На моих глазах она поднимается, растет, напрягается, сражается.
Герои Микеланджело не отступают и не сдаются.
Таковы и «Рабы» или "Пленники". Восстают, почти разрывая путы, изнемогают в
борьбе — ей все силы до
капли.
Посетили знаменитые развалины
Колизея, действующий Собор Святого Петра, вмещающий 50 тысяч человек.
В Ватикане познакомились с Сикстинской Капеллой.
Потолок Капеллы Микеланджело
расписывал в течение четырех лет. Капеллу украшает портрет мадонны с младенцем на руках — творение Рафаэля Санти. Это образ счастливого и здорового материнства, полный чисто земной прелести. Портрет создан в последние годы жизни художника и принадлежит к величайшим творениям человеческого гения.
Припоминая рассказ гида, Николай
Белов продолжает:
— По преданию мадонна должна отдать своего сына Христа людям, чтобы его страданиями искупить их грехи. Ясным, выразительным силуэтом на фоне сияния выделяется фигура Марии с младенцем на руках, спускающейся с небес на землю в сопровождении
святых. И если внимательно приглядеться к лицу мадонны, то заметишь
в печальном взгляде ее широко раскрытых глаз, в одухотворенной грусти всего лица
предвидение трагической судьбы сына.
Побывали мы в городах Флоренции, Болоньи,
Милане, Венеции.
Венеция - это музей вселенной. Мост между Востоком и Западом.
Город с очень развитым судостроением. За один рабочий день
спускается со стапелей новый корабль. Вечером, стоя рядом с плескавшимся морем, смотрели умелое
катание и слушали .искусное пение
гондольеров. Кругом мальчишки продают итальянские
сувениры.
В Риме видели и слушали митинги. На многих стенах домов размашисто
мелом: "Голосуйте за коммунистов".
Болонья — крупный примышленный металлургический центр. Встречались
с мэром города и с представителями профсоюза.
Детских учреждений в городе нет. Если кто
хочет отдохнуть, то ни путевки, ни материальной помощи никто не окажет. Стоимость двадцатичетырехдневного отдыха ребенка в летнем лагере обходится родителям 300
тысяч лир (приблизительно 280 рублей). Строительством жилья в основном занимаются частники. Стоимость квартиры на месяц 150 тысяч лир, это — половина месячного заработка. Безработные получают на существование в нашем исчислении 22 рубля в месяц. На пенсию выходят после стажа 45 лет для мужчин и 40 лет для женщин. На работу принимают с 15 лет.
Начинается работа с ученичества, которое протекает неограниченное время: до тех пор, пока не усвоит всех профессиональных высот своего учителя. Более 7 процентов ежемесячного заработка отчисляется на лечение.
В Милане в театре Ла Скала слушали знаменитых неповторимых итальянских теноров, очаровательную итальянскую музыку.
Быстро минуло отведенное время пребывания в прекрасной стране. И опять аэродром. Посадка в Швейцарии, в городе Цюрих. Короткий отдых. Посадка в советский пассажирский лайнер «ИЛ-62», Московский аэродром. Скорый поезд. И родные Великие Луки.
ЮНЫЕ
ГОСТИ
Летом 1974 года город на Ловати встречал юных немецких гостей из Германской Демократической Республики, из города-побратима Гера.
Двенадцатилетние - четырнадцатилетние подростки три недели отдыхали в пионерских лагерях живописных Опухлик. Затем были приглашены в семьи великолукских сверстников. И более недели знакомились с городом, историческими местами, со школьниками. Юные гости возложили к подножью памятника Герою Советского Союза Александру Матросову живые цветы, венки и гирлянду Славы.
Большая группа немецких школьников жила в семьях машинистов тепловозов М. А. Поплевченкова, В. Я.
Ипатова, В. В. Белаша и многих других.
Накануне отъезда юные немцы на летней сцене в городском парке дали большой концерт.
Трогательным было прощание юных великолучан со своими сверстниками из ГДР.
[Предыдущая
страница] [ Оглавление] [
Следующая
страница]