Владимир Ипатов
Депо на Ловати
ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫЕ     СВЯЗИ
ГОСТИ   С   ОСТРОВА   СВОБОДЫ

    В июле 1983 года шесть дней в Великолукском тепловозном депо находились  четверо кубинских инженеров: Октаво Таулер Альмейда— заместитель начальника управления тяговых установок и вагонов, Эдуардо Медрано Адан — начальник технической группы Центральной и Восточной железных дорог, Карлос М. Сола Герда — начальник тепловозной группы Центральной железной дороги и Паскуаль Р. Касас — специалист Западной железной дороги.
   Наши друзья из братской страны изучали передовые методы обслуживания локомотивов при вождении поездов и технологию ремонта дизельных и тяговых электрических двигателей и генераторов постоянного тока тепловозов.
   Сопровождал кубинскую делегацию и давал необходимые технические справки старший инженер-технолог Александр Платонович Сыроваткин.
   Посланцы острова Свободы принимали также участие в оздоровлении отдельных узлов машин. Октаво Таулер Альмейда увидев, как ремонтники укладывают распределительный вал  в блок топливного насоса высокого давления, мигом засучил рукава, сказал по-русски:
   — Это мое дело.
   И тут же принялся помогать деповским слесарям. Он получил образование в Минском политехническом институте: закончил факультет машиностроения.
   Затем кубинская делегация обратила внимание на группу мастеровых, готовящихся укладывать на  постель подшипников  главный коленчатый вал дизеля. Видя, что эта ответственная работа выполняется достаточно  быстро и точно с помощью специального кантователя,  Альмейда в восторге воскликнул:
    — Хочу видеть автора кантователя!
:   Пришлось Александру Платоновичу Сыроваткину признаться, что он причастен к созданию новинки. Завязался детальный инженерный разговор. Пришлось любознательному кубинцу показать работу более легких кантователей, используемых для установки турбин, нагнетателей, и других громоздких и тяжелых деталей тепловоза. Затем Октаво Таулер Альмейда принимал участие в обработке посадочных гнезд клапанов газораспределительного устройства, живо интересовался работой электромашинного цеха, особенно процессом «сушки» тяговых электродвигателей. В этот момент его техническим гидом был инженер-технолог цеха, лучший рационализатор отрасли Владимир Николаевич Терехин.
   Такую же любознательность проявил хорошо владеющий русским языком Паскуаль Р. Касас, выпускник отделения  «Тепловозы и тепловозное хозяйство» ЛИИЖТа.  Он интересовался организацией рабочего места машиниста маневрового и поездного тепловоза, работающего без помощника машиниста. Александр Платонович подробно рассказал, как осуществлялось новшество с помощью слесаря-электрика Владимира Петровича Колосова. Когда зашли в кабину тепловоза, Александр Сыроваткин хотел привести локомотив в движение и показать преимущества новшества. Но тут же Паскуаль Р. Касас попросил: 
   — Можно я сам?
   Уверенно занял «правое крыло» тепловоза, задействовал движение «вперед», дал предупредительный сигнал о начале движения и, тронув контроллер машиниста, набрал первую рабочую позицию... А спустя некоторое время, после соответствующих распросов, кубинский инженер сделал эскиз с пометками расположения приборов второго пульта управления с тем, чтобы повторить подобное у себя на родине.
   Карлос М. Сола Герда совместно со слесарями топливного цеха занимался регулировкой клапанного механизма дизеля. 
   Эдуардо Медрано Адан изучал опыт организаций, нормирования и оплаты труда рабочих, служащих  и. инженерно-технических работников депо.  Понравилась кубинским инженерам по простоте устройства деповская моечная машина тепловозных деталей, управляемая одним человеком, заменившая нелёгкий труд нескольких десятков обтирщиц. Внимательно знакомились они с устройством и работой бензовоздушной горелки для пайки коробок секций холодильников.
   В свободное от работы время кубинские гости ознакомились с достопримечательностями города, побывали в Опухликах, посетили памятные места города, навестили пионерский лагерь «Юный железнодорожник», осмотрели комнату Славы и музей юных железнодорожников.
   В канун отъезда кубинские гости рассказали о тех социальных переменах, которые произошли в их стране после Освобождения. Мнение кубинских инженеров выразил руководитель делегации Октаво Таулер Альмейда:
   — ...В настоящее время Республика Куба засела за учебные парты. Профессия машиниста  тепловоза редкая. Специальных школ машинистов пока нет. Но это временное явление. Все наши дети учатся до четвертого класса в общих школах, а с пятого до выпускного живут в интернате отдельно от родителей. При этом получают специальность механизатора, желающие могут овладеть навыками слесаря, токаря, кузнеца, секретаря-машинистки, повара и, другими необходимыми для жизни профессиями.
    Затем Октаво Таулер Альмейда поблагодарил работников депо за гостеприимство и добрую практику и сказал, что многое из того, что они узнали в депо, используют для улучшения организации работы кубинских железнодорожников.

ПОЕЗД   МИРА   И   ДРУЖБЫ 

   С «Поездом Дружбы» побывали в Германской Демократической Республике слесарь деповского манометрового цеха И. Ю. Пенинский и помощник машиниста тепловоза М. Н. Иванов. В поезде были два вагона с туристами Псковщины, в том числе с передовиками транспорта, сельского хозяйства, активистами-общественниками города на Ловати.
   Программа поездки, организованная бюро международного молодежного туризма «Спутник» и их коллегами из ГДР, была насыщенной и интересной.
   О своих впечатлениях о поездке Игорь Юрьевич Пенинский рассказал: 
   - Первые два дня провели в Москве. Побывали в Кремле, посетили Мавзолей В. И. Ленина и Выставку достижений народного хозяйства. Радушно, по-братски, встретил нас Берлин. Тепло дружеских сердец сопутствовало нам во время всего пребывания в Германской Демократической Республике.
   Экскурсии по Берлину познакомили нас с многими историческими памятниками. Мрачное здание бывшего рейхстага на территории Западного Берлина напомнило о черной поре фашизма.
   Побывали мы и в Трептов-парке со знаменитым памятником Советскому солдату-освободителю и возложили  к подножью цветы и венки.
    Посетили Потсдам и дворец Цецилиенхоф, в котором были подписаны Потсдамские соглашения. 
   Местом основного нашего пребывания был город-побратим Гера. Особый интерес вызвала поездка в город. Веймар — родину великих Шиллера и Гете, несших немецкому народу идеи мира и братства, просвещения и гуманизма.
   Неизгладимое впечатление оставило посещение мемориального комплекса бывшего концлагеря Бухенвальд. 
   Познавательными были неоднократные посещения мебельного комбината в Айзенберге. Он имеет тесные связи с мебельным комбинатом Великих Лук.

ДВЕНАДЦАТЬ   ДНЕЙ   В   ИТАЛИИ

   Летом 1976 года секретарь деповской комсомольской организации Николай Белов вместе с туристами страны побывал в солнечной Италии.
   По прибытии из интересного путешествия рассказывал деповчанам на специально организованных встречах:
   — Из иллюминатора самолета вижу морской прибой: нескончаемой чередой бегут к берегу высокие волны. Вскоре шасси самолета коснулись аэродромной дорожки знаменитого итальянского города Рим, где мы — советские туристы познакомились  с творениями рук великого мастера Высокого Возрождения Микеланджело Буонарроти.
   Замечаю,  что позы его скульптур в жизни долгое время выдержать невозможно. Напряжение и обязательное движение.
   Работая, он забывал о еде, довольствовался куском хлеба, недосыпал. Всю жизнь он рубил камень. Очень любил простых людей, но жил в одиночестве. 
   Стоим на площади Синьории. И безотрывно смотрим на пятиметровую фигуру «Давида», высеченную из маленькой скалы белого мрамора. Обхожу фигуру «Давида». На моих глазах она поднимается, растет, напрягается, сражается. 
   Герои Микеланджело не отступают и не сдаются.  Таковы и «Рабы» или "Пленники". Восстают, почти разрывая путы, изнемогают в борьбе —  ей все силы до
капли.
   Посетили знаменитые развалины Колизея, действующий Собор Святого Петра, вмещающий 50 тысяч человек.
   В Ватикане познакомились с Сикстинской Капеллой. 
     Потолок Капеллы Микеланджело  расписывал в течение четырех лет. Капеллу украшает портрет мадонны с младенцем на руках — творение Рафаэля Санти. Это образ счастливого и здорового материнства, полный чисто земной прелести. Портрет создан в последние годы жизни художника и принадлежит к величайшим творениям человеческого гения. 
   Припоминая рассказ гида, Николай Белов продолжает:
   — По преданию мадонна должна отдать своего сына Христа людям, чтобы его страданиями искупить их грехи. Ясным, выразительным силуэтом на фоне сияния выделяется фигура Марии с младенцем на руках, спускающейся с небес на землю в сопровождении святых.  И если внимательно приглядеться к лицу мадонны, то заметишь в печальном взгляде ее широко раскрытых  глаз, в одухотворенной грусти всего лица предвидение трагической судьбы  сына.
   Побывали мы в  городах Флоренции, Болоньи,  Милане, Венеции. 
    Венеция - это музей вселенной. Мост между Востоком и Западом. Город с очень развитым судостроением. За один рабочий день спускается со стапелей новый корабль. Вечером, стоя рядом с плескавшимся морем, смотрели умелое катание и слушали .искусное пение гондольеров. Кругом мальчишки продают итальянские сувениры. 
   В Риме видели и слушали митинги. На многих стенах домов размашисто мелом: "Голосуйте за коммунистов".
   Болонья — крупный примышленный металлургический центр. Встречались с мэром города и с  представителями профсоюза.
   Детских учреждений в городе нет. Если кто хочет отдохнуть, то ни путевки, ни материальной помощи никто не окажет. Стоимость двадцатичетырехдневного отдыха ребенка в летнем лагере обходится родителям 300 тысяч лир (приблизительно 280 рублей). Строительством жилья в основном занимаются частники. Стоимость квартиры на месяц 150 тысяч лир, это — половина месячного заработка. Безработные получают на существование в нашем исчислении 22 рубля в месяц. На пенсию выходят после стажа 45 лет для мужчин и 40 лет для женщин. На работу принимают с 15 лет.
   Начинается работа с ученичества, которое протекает неограниченное время: до тех пор, пока не усвоит всех профессиональных высот своего учителя. Более 7 процентов ежемесячного заработка отчисляется на лечение.
   В Милане в театре Ла Скала слушали знаменитых неповторимых итальянских теноров, очаровательную итальянскую музыку.
   Быстро минуло отведенное время пребывания в прекрасной стране. И опять аэродром. Посадка в Швейцарии, в городе Цюрих. Короткий отдых. Посадка в советский пассажирский лайнер «ИЛ-62», Московский аэродром. Скорый поезд. И родные Великие Луки.

ЮНЫЕ     ГОСТИ

   Летом 1974 года город на Ловати встречал юных немецких гостей из Германской Демократической Республики, из города-побратима Гера.
   Двенадцатилетние - четырнадцатилетние подростки три недели отдыхали в пионерских лагерях живописных Опухлик. Затем были приглашены в семьи великолукских сверстников. И более недели знакомились с городом, историческими местами, со школьниками. Юные гости возложили к подножью памятника Герою Советского Союза Александру Матросову живые цветы, венки и гирлянду Славы.
   Большая группа немецких школьников жила в семьях машинистов тепловозов М. А. Поплевченкова, В. Я. Ипатова, В. В. Белаша и многих других.
   Накануне отъезда юные немцы на летней сцене в городском парке дали большой концерт.
   Трогательным было прощание юных великолучан со своими сверстниками из ГДР. 

[Предыдущая страница]  [ Оглавление]  [ Следующая страница


[Участки дорог] [Общая карта дорог] [Предприятия и учебные заведения] [Расписания] [Дороги узкой колеи]
 [Соавторы проекта] [Музеи] [Библиография] [История обновлений] [Разное
]


© Copyright 2001-2013 URAKIS