Тамара Семеновна Бартошко
пришла на железнодорожный транспорт, когда ей исполнилось двадцать, а было это в 36-м году.
Как пришла, так и не смогла с этой работой расстаться до пенсии и еще двадцать четыре года после - с таким складом характера, как у Тамары Семеновны, на месте не усидеть. Поневоле задумаешься: откуда в людях эта железная сила, оптимизм? Ведь за плечами непростая жизнь -война, разруха, голод, а надо было поднимать детей, содержать семью. Наверное, кто прошел через такие испытания знает настоящую цену мирной жизни, к тому же богатый жизненный опыт позволяет не бояться трудностей. А бодрости духа Тамаре Семеновне не занимать -любой молодой может позавидовать.
Поэтому и сегодня, все-таки уйдя на пенсию, она продолжает вести активный образ жизни, хлопочет на своем участке, выращивает обыкновенные и необычные растения и уже преуспела в этом.
Воспоминаниями Тамара Семеновна делится легко и охотно.
Ей есть о чем рассказать. Вся жизнь этой женщины неразрывно связана с железной дорогой. Прошло двенадцать лет, как не стало мужа
Константина Кузьмича Бартошко. Он, как и Тамара Семеновна, тоже
всю свою жизнь был железнодорожником. В
дружбе и согласии прожили они много лет.
Когда началась война, Тамара была молодой двадцатипятилетней мамой с двумя малышами на руках. Старшему шел четвертый год, а младший - сорокового года рождения - был еще совсем крохотный. Родом Бартошки из Белоруссии Витебской области. В первые дни войны их, как железнодорожников, эвакуировали под Москву. Тогда всех дежурных по станциям назначали начальниками блокпостов. Константин Кузьмич с июля 41 года до осени был начальником блокпоста под Можайском. Звучит довольно буднично, на самом же деле все было гораздо страшнее. Непрерывные бомбежки, семья с малышами жила в здании вокзала - в зале ожидания, когда рядом рвались снаряды и гибли люди. Начальник блокпоста не имел права несмотря ни на что покидать место работы. Недаром в войну железнодорожников считали братьями армии. Осенью Бартошки получили распоряжение добираться домой. Вернувшись, Константин Кузьмич уже собирался на фронт, но его и остальных оставили на железной дороге. Вместе с фронтом, точнее, по его стопам, двигались железнодорожники буквально в нескольких километрах от передовой, восстанавливали пути, чтобы поезда могли беспрепятственно продолжать движение.
После войны Бартошки жили и трудились на родине, в Белоруссии, а в 1959 году
их семью направили к нам в Пустошку, где
они и "осели" окончательно. Железнодорожникам тех лет часто приходилось переезжать с
места на место. Здесь их дочка, родившаяся в 52-ом году, окончила школу. За свою жизнь Тамара Семеновна освоила несколько железнодорожных
специальностей: начинала билетным кассиром, затем работала багажным весовщиком, была
оператором и товарным кассиром, теперь она шутит, что всю
"железнодорожную коммерцию" знает наизусть. Поэтому, наверное, так ценили на работе ее
опыт.
Тамара Семеновна считает, что есть в ее профессии своя загадка - не могут люди бросить железную дорогу, едва начав на ней работать.
- Пусть трудно, пусть тяжело, пусть маленькая зарплата, - смеется Тамара Семеновна, - а все равно не уходят люди, словно притягивает их что-то или засасывает, но бросить дорогу не могут.
Сейчас, когда разъехались по городам дети, эта энергичная женщина живет в домике у железной дороги одна и с нетерпением ждет их приезда, а они пусть издалека, но постоянно проявляют заботу и переживают за маму. А еще она богатая бабушка, у нее шесть внуков и два правнука. Она неустанно разводит не только овощи, но и декоративные растения, озеленила территорию возле своих окон - на зеленой лужайке растет туя, вдоль полотна - кусты облепихи, которые задерживают пыль, освежают воздух и украшают ландшафт. На вопрос о том, как же ей спится всю жизнь под стук колес, она, улыбаясь отвечает, что в тишине ей дискомфортно, а к шуму она привыкла и не замечает. В день 100-летнего юбилея железной дороги хочется пожелать Тамаре Семеновне здоровья на долгие годы, неиссякаемой энергии и так держать!
Л. ТРОФИМОВА. Газета "Вперед"
9 сентября 2000 года