|
станция, платформа Замогилье
дорога Псков -
Нарва
Историческая справка В расписании
1922-1923 годов
станция Замогилье находится на 89 версте. В
годы Первой мировой войны именно от этой станции в
интересах строящихся позиций артиллерийских батарей в районе населенного
пункта Самолва строилась железнодорожная ветка. На карте Эстонских железных дорог 1925 года
эта ветка показана построенной. Фрагмент карты
приведен в разделе "Карты и схемы". Там же ссылка на оригинал карты. На
современных картах Псковской области севернее болота Большой Мох (левый
верхний угол) существует развилка двух лесных дорог.
Интересно, но на очень подробной карте 1927 года Гдовского уезда есть
станция Замогилье, деревня Березов Лаз вблизи станции, а вот
примыкания дороги на Самолву нет.
На фрагменте карты масштаба 1:50 000 1978 года видим Урочище Станция
Замогилье, начало ветки на Самолву и (можно предположить, что
прямой выход с этой ветки на Псков) лесную дорогу, имеющую форму правильной
дуги. А может быть, это только тропинка в обход болота.
На схеме Ленинградской дороги по состоянию на 1 января 1941 года
станция Замогилье находится на 94 километре от
Пскова
и на 62 километре от
станции Сланцы. На карте Ленинградской железной дороги
1943
года уже
платформа Замогилье
показана на 94 километре дороги Псков - Веймарн. Но все-таки, это
была вначале станция. При строительстве дороги номера разъездов шли по
порядку, между 5 и 6 разъездами 22 километра, поэтому должна быть
станция. Станция Замогилье
есть в расписании 1917 года, но верста не указана.
Судя по всему до войны по этой дороге грузо- и пассажиропоток был
никакой, перегоны увеличивались, разъезды и станции военных лет превращались в
платформы или законсервированные разъезды. Немецкие войска восстановили разъезды для подвоза военных грузов к
Ленинграду. Из нижеприведенной выдержки из документа военных лет можно судить,
что станция Замогилье по количеству путей и стрелок (4 стрелки на
двоих!) немного отличалась от соседнего
разъезда. Скорее всего, 2 пути, чтобы только разъехаться.
"...7 августа бригада в составе двух партизанских полков, 1-го
(командир Объедков) и 3-го (командир Гладун),
разгромила 2 вражеских гарнизона на ст. Замогилье и ж.-д.
разъезде [речь идет о
Шестом
разъезде, Юрий Киселев](ж.д. Псков - Гдов),
уничтожила станцию и казарму. Уничтожено: 861
рельс (на основном и 200 рельс
запасного) ж.-д. пути, 4 стрелки, 2 семафора, 4
путевых будки, 8 телеграфных столбов со
связью, 15 проводов, 2 дзота, 2 пулемета, 8 ж.-д.
мостов, 2 склада боеприпасов и
продовольствия, бурт запасных рельс - около
100, движок с динамо-машиной, 25 гитлеровцев,
взято в плен - 3. Партизаны захватили:
станковый пулемет, 4 винтовки.... Этот налет
на железную дорогу был одним из сильных и
дерзких в жизни бригады. На протяжении 6 км
разрушена вся железная дорога и мосты..." (Из политдонесения комиссара и начальника
политотдела 2ЛПБ от 15 августа 1943 года)
" ... В результате этого удара движение
на ж.д. было прервано с 7 по 11 августа
включительно. Для восстановления
разрушенного полотна оккупанты разобрали
запасные ж.-д. пути на соседних станциях, а
из Пскова пригнали несколько
восстановительных команд и охрану в
количестве 450 солдат и офицеров..." (Донесение
ЛШПД от 5 сентября 1943 года).
На картах
1944 - 1952 годов
станция Замогилье указана в 95 км от
станции Псков-Пассажирский.
"Считаю необходимым внести некоторые уточнения.
Станция Замогилье
располагалась примерно в 1,5 км к северу от места предполагаемого
ответвления на Самолву, читаемого на картах как развилка двух лесных дорог.
По отношению к деревне Строгино станция находилась в 2,5 км восточнее. В
настоящее время от строений станции ничего не осталось, кроме легендарного
"немецкого сортира" - забетонированной выгребной ямы, как её называют
местные старожилы. Правда мне его так и не удалось обнаружить.
Зато очертания станции угадываются - бывшая ж/д насыпь разделяется на две
и с правой стороны (если смотреть в направлении Пскова) угадывается
площадка, где некогда располагалось здание станции. К площадке подходит уже
практически неразличимая лесная дорога, идущая от станции в направлении
Чудского озера."
Анатолий Жуков, 2008 год, Санкт-Петербург <zzhukiy@mail.ru>
"В 2008 году при обследовании территории
станции Замогилье никаких следов отходящих путей обнаружено
не было, за исключением едва различимых остатков дороги, отходившей в
западном направлении непосредственно от места расположения здания станции.
Что это именно место расположения здания, я заключил из того, что место
представляло собой большую ровную прямоугольную площадку, примыкавшую к
остаткам насыпи одного из путей. Другого подходящего места для здания
обнаружено не было. Поэтому эта дорога была, видимо, не для рельсового
транспорта. Подъездной путь должен быть отходить метров на 200 - 300
севернее самой станции. Оврага там, правда, никакого нет, есть наоборот -
непонятная очень узкая и высокая возвышенность, идущая на запад. Если
следовать по этой гряде на запад от станции, можно прийти к остаткам так
называемой Красной горы - это тоже гряда, но широкая и менее высокая,
сложенная из песчаника. Она идёт от автодороги Псков - Гдов на восток,
протяжённость - более 5 км, бывшая железная дорога её пересекала. В
советское время, а особенно в последние 3 года её очень сильно ископали -
добывали песок, в ряде мест появились заполненные водой карьеры. По словам
местных старожилов, ныне уже, к сожалению, покойных, добыча песка на Красной
горе велась и при немецкой оккупации, т.е. в период с июля 1941 по февраль
1944. Вполне допускаю, что ими или не ими, но ранее, был построен
подъездной путь к месту разработки".
Анатолий Жуков, октябрь, 2011 год,
Санкт-Петербург
<zzhukiy@mail.ru>
"В конце апреля 2012 года мне удалось вновь
посетить район станции Замогилье и сфотографировать место ответвления того
самого пути, обозначенного на немецкой карте. Кроме того, в процессе исследования местности были
обнаружены остатки станционных строений (фундаменты) и немецкой казармы,
составной частью которой является т.н. "немецкий сортир". Однако местные
старожилы ошибаются: это было что-то типа
бетонированного укрытия или погреба. Также на месте станции были обнаружены
предметы, относящиеся к деятельности железной дороги.
В назначении предмета справа у меня есть сильные сомнения." Анатолий
К. Жуков, 2012 год, Санкт-Петербург
<zzhukiy@mail.ru>
Карты и схемы
Фрагмент карты 1927 года
Фрагмент карты масштаба 1:50 000 1944 года*
*подъездной путь в западном направлении
Фрагмент карты масштаба 1:50 000 1988 года
Фрагмент карты железных дорог
Эстонии 1925 года. Ссылку на первоисточник
нам подсказал Дмитрий Фокин.
Фрагмент окрестности станции Замогилье
из Административной карты Гдовского уезда 1927 года. Отсканировал и прислал
Анатолий Жуков, Санкт-Петербург.
Фрагмент разъезд №5 - Гдов из
Административной карты Гдовского уезда 1927 года. Отсканировал и прислал
Анатолий Жуков, Санкт-Петербург.
Фрагмент карты Октябрьской железной дороги 1940
года. Саму карту (2,2 Мб) от Дмитрия Фокина
можно посмотреть здесь.
Фрагмент карты Ленинградской железной дороги
Псков - Сланцы
по состоянию на 1 января
1941 года. Этот альбом, отсканированный С.Малаховым, можно посмотреть
здесь.
Карта Ленинградской железной дороги 1943 года от
Дмитрия Фокина.
Участок Псков - разъезд №8 Ленинградской дороги 1944 года
от Дмитрия Фокина.
Участок Псков - Сланцы
Октябрьской дороги 1945 года от Дмитрия Фокина.
Участок Псков - Рудничная
Ленинградской железной дороги 1948 года.
Участок Псков - Рудничная Ленинградской
железной дороги 1952 года.
Фрагмент карты масштаба 1:50000 1978 года.
Урочище станция Замогилье
и деревня Замогилье.
Фрагмент карты Псковской
области 1991 года.
Фотографии станции Замогилье
Вид на бывшую станцию Замогилье со стороны
Пскова. 6 сентября 2008 года.
Автор фотографии - Анатолий Жуков.
Место, где располагалось служебное здание станции
Замогилье. 6 сентября 2008 года.
Автор фотографии - Анатолий Жуков.
Вид на бывшую станцию Замогилье со стороны
Гдова. 6 сентября 2008 года. Автор фотографии - Анатолий Жуков.
Место примыкания подъездного пути. Справа - основная насыпь, слева - насыпь к
карьерам. Вид со стороны Пскова. 28 апреля 2012 года.
Автор фотографии - Анатолий Жуков.
Вид на насыпь подъездного пути с главного пути.
28 апреля 2012 года. Фотография Анатолия Жукова.
Вид со стороны Гдова. Соответственно, слева -
главный путь, справа - отходящая насыпь подъездного пути. 28 апреля 2012
года.
Автор фотографии - Анатолий Жуков.
Руины одного из станционных строений - здесь стояла печь.
Фотография
сделана с фундамента здания. 28 апреля 2012 года.
Автор фотографии - Анатолий Жуков.
Бетонная плита с отверстием в углу бывшей немецкой казармы.
28 апреля 2012 года.
Автор фотографии - Анатолий Жуков.
Вид на остатки фундамента немецкой казармы с запада (из леса).
28 апреля 2012 года.
Автор фотографии - Анатолий Жуков.
Обнаруженные артефакты - кусок рельса, лопата,
знак и пр. 30 апреля 2012 года.
Автор фотографии - Анатолий Жуков.
Дорога расширяется к станции Замогилье.
9 мая 2014 года. Автор фотографии - Сергей Чернокожев.
Пути станции Замогилье. 9 мая 2014
года. Автор фотографии - Сергей Чернокожев.
Пересечение насыпи железной дороги с дорогой на Строгино.
9 мая 2014 года. Автор фотографии - Сергей Чернокожев.
Остатки железнодорожных сооружений на станции Замогилье.
9 мая 2014 года. Автор фотографии - Сергей Чернокожев.
Здесь была станция Замогилье дороги Псков - Нарва.
9 мая 2014 года. Автор фотографии - Сергей Чернокожев.
Шпала на станции Замогилье. 9 мая 2014 года. Автор фотографии - Сергей Чернокожев.
Фотографии подъездного пути
"Указанный на карте подъездной путь теперь
представляет собой укатанную автодорогу, ведущую вдоль Красной горы к местам
разработки песчаника. Выглядит это примерно так, как на прилагаемом фото.
Сфотографированное место находится несколько ближе к автодороге Псков -
Гдов, отмеченная на карте железнодорожная ветка до этого места не доходила,
но характер современного состояния дороги такой же. К сожалению, фотографий
с участком дороги, совпадающем с ж/д веткой, у меня пока нет. Вдоль
нынешней дороги, в месте, совпадающем с ж/д колеёй, находятся характерные
следы немецких разработок - в отличие от наших разработчиков, немецкие
срывали гору под "0", не создавая углублений, т.е. карьеров".
Анатолий Жуков, октябрь, 2011 год.
Фотография от 4 ноября 2007 года.
Расписания
Расписания движения
поездов на лето 1917 года от Дмитрия Фокина.
Участок Псков
I - Нарва
I
и обратно.
Расписания движения
поездов на зиму 1922-1923 годов от Дмитрия Фокина. |