разъезд № 13

 дорога Псков - Полоцк 

Историческая справка

     На перегоне разъезд №12 - разъезд №13 был длинный мост через реку Великую. Во всяком случае о разрушении его немецкой авиацией в первые дни войны 1941 года говорили не как о рядовом событии, а как о выходе из строя дороги на Полоцк. Разобран окончательно он в 1971 (?) году. Любители прогулок на байдарках вспоминают, что в 70-80-е годы там еще можно найти остатки этого моста. В расписании 1922-1923 годов на разъезде №13 была предусмотрена остановка на 1 минуту по требованию. Останавливались здесь поезда и в 1937 году.
   На карте 1941 года этого
разъезда №13 нет. На  карте Ленинградской железной дороги 1943 года разъезд №13 показан на 172 километре дороги Псков - Полоцк. Впервые мы узнали точное расположение этого разъезда из немецкой карты конца 1942 года. На ней безымянный полустанок (Hp) на недействующей железной дороге напротив деревни Кицково.
  На картах 1944 - 1948 годов
разъезд №13 не упомянут.
   В Максютино грузили песок и щебень с 1899 до конца Советского Союза. Причем подъездной путь от Идрицы появился  еще во время строительства Виндавской дороги. 
   "Опочка" Путеводитель. Лениздат, 1973 год.
  "Я этот мост хорошо помню. В конце 70-х годов его взорвали, так как кто-то пожаловался, что кто ходит по мосту, чуть не падают с него. А там был настил и можно было проехать на мотоцикле. В Максютино ещё осталась платформа, где, видимо, разгружали вагоны. К заводу подходила ветка. Грузовая платформа  осталась. " Апрель 2009 года,
Алексей Лебедев
 
"В районе Максютино - Кицково очень хорошо читается насыпь этой ж.д., которая у местного населения называется БАМ. У меня есть фотография деревянного моста через р.Великую 1968 года. Немцы так и не успели в войну его взорвать. Моя бабушка рассказывала, что в дни перед наступлением наших войск, немцы ломали дорогу.  Грохот был слышен за 8 км, и звук ломающихся шпал был пострашнее пушечных выстрелов. После войны в районе
13-го разъезда ещё лет 10 валялись под откосом немецкие вагоны, которые потихоньку разбирались местным населением. Так, в деревне Мацково, буфер от вагона использовался для сбора населения к автолавке."
MITRICH (http://www.sebezh.borda.ru)
 

Карты и схемы


Фрагмент карты масштаба 1:50 000 1927 - 1928 годов


Фрагмент карты масштаба 1:50 000 1943 года


Фрагмент карты масштаба 1:100 000 1983 года

Фрагмент немецкой карты Псковщины конца 1942 года  Есенники - Идрица от Сергея Спиридонова (Псков). Показан раздельный пункт без имени.
Карта Ленинградской железной дороги 1943 года от Дмитрия Фокина. Разъезд №13 на 172 километре.
Фрагмент карты Псковской области 1997 года.
 

Фотографии

Слева - 13 разъезд, вид в сторону разъезда №12. 3 мая 2009 года. Автор фотографии - Алексей Лебедев.
В войну здесь лежала труба. Это за 13 разъездом в сторону реки Великой. 3 мая 2009 года. Автор фотографии - Алексей Лебедев.
Линия от бывшей трубы в сторону 13 разъезда. 3 мая 2009 года. Автор фотографии - Алексей Лебедев.
Это 13 разъезд - вид в сторону Идрицы. 3 мая 2009 года. Автор фотографии - Алексей Лебедев.
Линия идёт прямо, а наезженная дорога спускается с насыпи влево. Вид от 13 разъезда в сторону деревни Максютино. 3 мая 2009 года. Автор фотографии - Алексей Лебедев.
Вид от 13 разъезда в сторону деревни Максютино. 3 мая 2009 года. Автор фотографии - Алексей Лебедев.
 

Расписания

Расписания движения поездов на зиму 1922-1923 годов от Дмитрия Фокина.
Расписание движения поездов на дороге Псков - Полоцк в 1937 году от Дмитрия Фокина.

[Участки дорог] [Общая карта дорог] [Предприятия и учебные заведения] [Расписания] [Дороги узкой колеи]
 [Соавторы проекта] [Музеи] [Библиография] [История обновлений] [Разное
]


© Copyright 2001-2013 URAKIS