|
разъезд № 13
дорога Псков -
Полоцк
Историческая
справка
На перегоне
разъезд
№12 -
разъезд №13 был
длинный мост через реку Великую. Во
всяком случае о разрушении его немецкой
авиацией в первые дни войны 1941 года
говорили не как о рядовом событии, а как о
выходе из строя дороги на Полоцк. Разобран окончательно он в 1971 (?) году. Любители прогулок на байдарках вспоминают, что
в 70-80-е годы там еще можно найти остатки этого моста. В расписании
1922-1923
годов на разъезде №13 была предусмотрена остановка на 1 минуту по
требованию. Останавливались здесь поезда и в 1937
году.
На карте 1941 года этого
разъезда №13 нет. На карте Ленинградской железной дороги
1943 года разъезд
№13
показан на 172 километре дороги Псков - Полоцк. Впервые мы узнали точное
расположение этого разъезда из немецкой карты конца 1942 года. На ней
безымянный полустанок (Hp) на недействующей
железной дороге напротив деревни Кицково.
На картах 1944 - 1948 годов
разъезд №13 не
упомянут.
В Максютино грузили песок и щебень с 1899 до конца
Советского Союза. Причем подъездной путь от Идрицы появился еще во время строительства Виндавской дороги.
"Опочка" Путеводитель.
Лениздат, 1973 год.
"Я этот мост хорошо помню. В конце 70-х годов
его взорвали, так как кто-то пожаловался, что
кто ходит по мосту, чуть не падают с него. А там
был настил и можно было проехать на мотоцикле. В
Максютино ещё осталась платформа, где, видимо,
разгружали вагоны. К заводу подходила ветка.
Грузовая платформа осталась. " Апрель 2009
года,
Алексей Лебедев
"В
районе Максютино - Кицково
очень хорошо читается насыпь этой ж.д., которая у местного населения называется
БАМ.
У меня есть фотография деревянного моста через р.Великую 1968 года. Немцы так и не
успели в войну его взорвать. Моя
бабушка рассказывала, что в дни перед наступлением наших войск, немцы ломали
дорогу.
Грохот был слышен за 8 км, и звук ломающихся шпал был пострашнее пушечных
выстрелов. После войны в районе 13-го разъезда
ещё лет 10 валялись под откосом немецкие вагоны, которые потихоньку разбирались
местным населением. Так, в деревне Мацково,
буфер от вагона использовался для сбора населения к автолавке."
MITRICH (http://www.sebezh.borda.ru)
Карты и схемы
Фрагмент карты масштаба 1:50 000 1927 - 1928 годов
Фрагмент карты масштаба 1:50
000 1943 года
Фрагмент карты масштаба 1:100 000 1983 года Фрагмент немецкой карты Псковщины конца 1942 года
Есенники - Идрица от Сергея
Спиридонова (Псков). Показан раздельный пункт без имени.
Карта Ленинградской железной дороги 1943 года от
Дмитрия Фокина.
Разъезд №13 на 172 километре.
Фрагмент карты
Псковской области 1997 года.
Фотографии
Слева - 13 разъезд, вид в сторону разъезда №12.
3 мая 2009 года.
Автор фотографии - Алексей Лебедев.
В войну здесь лежала труба. Это за 13 разъездом в
сторону реки Великой. 3 мая 2009 года.
Автор фотографии - Алексей Лебедев.
Линия от бывшей трубы в сторону 13 разъезда.
3 мая 2009 года.
Автор фотографии - Алексей Лебедев.
Это 13 разъезд - вид в сторону Идрицы. 3 мая
2009 года.
Автор фотографии - Алексей Лебедев.
Линия идёт прямо, а наезженная дорога спускается с
насыпи влево. Вид от 13 разъезда в сторону деревни Максютино.
3 мая 2009 года.
Автор фотографии - Алексей Лебедев.
Вид от 13 разъезда в сторону деревни Максютино.
3 мая 2009 года.
Автор фотографии - Алексей Лебедев.
Расписания
Расписания движения
поездов на зиму 1922-1923 годов от Дмитрия Фокина.
Расписание
движения поездов на дороге Псков - Полоцк в 1937 году от Дмитрия
Фокина.
|