|
станция Селезнево, Красные Пруды
дорога Псков -
Полоцк
Историческая
справка
В мае 1919 года на
станции Селезнево
Псково-Полоцкой линии было восстание дезертиров. В
расписании 1922-1923 годов станция
Селезнево на 30 версте от Пскова.
Но уже в 1924 году 33 (?) версты от Пскова. В
1925 году станция переименована в
станцию Красные
Пруды. Однако внизу приведена карта Псковского края 1927
года - там еще станция Селезнево. В расписании 1937 года
станция Красные Пруды находится на 36
километре от Пскова и 261 километре от Полоцка.
Имелось водоемноее сооружение (водокачка) для заправки паровозов водой.
Водоисточник - озеро Шванибаховское.
На карте Генштаба РККА 1927-1938 годов рядом со станцией показана
деревня Шванибахово. Населенный пункт Красные Пруды, название
которого подчеркнуто и, соответственно, название которого принадлежит и
станции Красные Пруды,
находится дальше. Это стало причиной известной путаницы. В официальных военных сводках
1941 года
станция Красные Пруды
проходила как
"станция Шванибахово".
Немецкая карта конца 1942 года тоже вносила путаницу.
На схеме
Ленинградской дороги по состоянию на 1 января 1941
года станция Красные Пруды находится на 154 километре от
Идрицы
и
31
километре от станции Березки.
Псковский обком партии сообщал,
что 6 июля 1941 года немецкие
бомбардировщики атаковали станцию Красные Пруды,
чем отвлекли советских истребителей от защиты
Пскова.
На карте Ленинградской железной дороги 1943 года на 34 километре
от Пскова дороги Псков-Полоцк присутствует
станция Красные Пруды.
Немцы в 1942 году,
строя дорогу узкой
колеи Красные Пруды - Болотово -
Подклинье - Плешково - Платаново -
Быково в интересах 16 Армии, говорили о
станции примыкания Красные Пруды (сведения
представлены Дмитрием Зиновьевым).
В настоящее время в нашем распоряжении появились немецкие карты 1944 года,
расширяющие наши познания об этой узкоколейной дороге. Одна ветка шла примерно
от разъезда Доброведки до
деревни Галушино вдоль шоссе на Порхов. Также от
Галушино в направлении деревни
Темерево с разъездом у деревни Какорино шла другая ветка. От
станции Красные Пруды к деревне
Темерево подходила еще одна ветка, судя по цвету нанесенной на
карту дороги, построенная позже. Судя по всему, у деревни Темерево было
примыкание веток, далее ветка шла к деревне Быково с разъездом у деревни
Плешково. Что касается, куда шла дорога на север, то по видимому, к
станции Карамышево. Пока фрагмента карты,
доказывающей это, у нас нет.
В то
же время, командование 8 ЛПБ в отчете
упоминает разрушение двух складов (с 50
т соли и 45 т хлеба) в ночь с 18 на 19
октября 1943 года в населенном пункте Красные Пруды.
Судя по отчету Псковского райкома
партии 1944 года,
станция Красные Пруды, находящаяся на территории Псковского района, полностью уничтожена немцами.
На картах 1944 -1948 годов Красные Пруды в 36 км
от Пскова и в 153 км от Идрицы.
Село Красные Пруды живет и поныне. Не пропала и
"виновница" путаницы: пара домов в деревне Шванибахово, находящейся рядом с Красными
Прудами, еще есть (по утверждениям
охотников).
Карты и
схемы
Фрагмент карты масштаба 1:50 000 1925 года*
* водокачка для заправки водой паровозов
Фрагмент карты масштаба 1:50 000 1944 года*
*показана построенная до войны дорога к станции, но нет водокачки!
Фрагмент карты масштаба 1:50 000 1964 года*
* из-за бывшей станции дорога делает такой поворот Фрагмент карты Псковской губернии (Псковское Губернское Статистическое Бюро,1923 год).
Станция Селезнево есть, рядом кучкой три деревни.
Одна из них Шванибахово. Сейчас там кучкой и трех домов нет...
Фрагмент схематической карты Псковского Края (Псковского и Великолукского округов), 1927 год
- станция Селезнево есть! А недалеко деревня Пруды.
Фрагмент пятикилометровой карты Генштаба РККА от 1925 до 1938 года:
Псков - Красные Пруды. Карта из
фондов краеведческого музея города Пустошка.
Если не обратить внимание на черточку под Красными Прудами, станцию можно
назвать и "Шванибахово".
Фрагмент карты путей Ленинградской области.
(ТипоЛит газ. Вестник Ленингр. Совета, 1935-1940 годы) - есть
станция Красные Пруды.
Немецкая карта Псковщины конца 1942 года от Сергея Спиридонова (Псков).
Участок Березки - Красные Пруды.
Участок Красные Пруды - Сошихино.
Дорога до Идрицы показана недействующей, станции у деревни Красные Пруды
нет, есть остановка у деревни Шванибахова.
Фрагмент карты Октябрьской железной дороги
1940 года. Саму карту от Дмитрия Фокина
можно посмотреть здесь.
Фрагмент карты Ленинградской железной дороги
Псков - Идрица
по состоянию на 1 января
1941 года. Этот альбом, отсканированный С.Малаховым, можно посмотреть
здесь.
Карта Ленинградской железной дороги 1943 года
от Дмитрия Фокина.
Участок Псков-Пасс -
Идрица Ленинградской дороги 1944 года от Дмитрия Фокина.
Участок Псков-Пасс -
Идрица
Октябрьской дороги 1945 года от Дмитрия Фокина.
Участок Псков-Пасс -Идрица
Ленинградской дороги 1948 года от Дмитрия Фокина.
Фрагмент карты
Псковской области 1980-х годов.
Фрагмент карты Псковской области
1997 года. Здесь проходила узкоколейная ветка Красные Пруды - Темерево -
Быково. Фотографии
Станция Красные
Пруды, вид на север. 21 октября 2018 года.
Автор фотографии - Родион Павлов.
Налево - к станции,
направо - на переезд. Дорога, мощёная булыжником.
21 октября 2018 года.
Автор фотографии - Родион Павлов.
Водопропускная труба
на дороге к станции Красные Пруды.
21 октября 2018 года.
Автор фотографии - Родион Павлов.
Расписания
Расписания движения поездов на зиму
1922-1923 годов от Дмитрия Фокина.
Расписание движения поездов в
1924 году
Цены на билеты 1924 года
Расписание
движения поездов на дороге Псков - Полоцк в 1937 году
от Дмитрия Фокина.
|