станция Полоцк Николаевской дороги, Полоцк-II, Громы

  дорога Псков - Полоцк
Полоцк-I  Бологое-Полоцкая дорога 

Историческая справка

  Станция Громы возникла как станция Полоцк Николаевской дороги при строительстве дороги Бологое - Полоцк - Седлец.  В связи с этим на окраине Полоцка был возведен второй двухэтажный железнодорожный вокзал – Николаевский на станции Николаевской дороги.
  Постройка железнодорожной линии Бологое - Полоцк. Планы станций. Станция III класса Полоцк.
  Минимум до 1917 года станция в расписаниях так и называлась - Полоцк Николаевской дороги.
 
В расписании 1922-1923 годов это уже станция Полоцк II   в 270 верстах от Пскова и 3 верстах от Полоцка I, причем пассажирские поезда из Пскова следовали на станцию Полоцк I не сразу с разъезда №20, а через станцию Полоцк II.
  "В довоенные годы  самым красивым культурным островком микрорайона Громы был сад им. Л.М. Кагановича. При Николаевском вокзале был медицинский пункт. В 1945 году открыта железнодорожная больница. Здесь находилось терапевтическое, детское, хирургическое отделение. В 1947 году в медицинском объединении уже работало 16 врачей.
  С постройкой нового здания в микрорайоне Новка железнодорожная больница была перенесена туда. Напротив здания больницы находилась аптека, которая действует до настоящего времени.
  В Громах работала железнодорожная мужская гимназия при ст. Полоцк-2 . Открыта она была перед войной в 1914 году . Позже  здание вечерней школы №5. В настоящее время здание передано в ведение епархии.
  Появление и существование микрорайона Громы тесно связано со строительством Николаевской железной дороги. В 1905 г. на станции Николаевской дороги (Громы) построено просторное 2-х этажное здание вокзала. В 1906 г. к 2-х этажному зданию пристраиваются одноэтажные флигели. Вокзал после его постройки назывался “Полоцк-2” и имел прямую связь с вокзалом города “Полоцк-1”. Для пассажиров при пересадках служила так называемая “передача” – небольшой поезд из классных вагонов, курсирующих между двумя вокзалами.
  Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов вокзал и ряд служб были взорваны немцами . Теперь пассажирская ст. Громы ликвидирована, все пассажирские поезда отправляются с городского вокзала, от него сделаны выездные пути прямо на железнодорожный мост через Двину.
 Современное здание вокзала было построено после войны. Вокзал стал называться “Станция Громы”. Сейчас в этом здании находится отделение Беларусбанка, пост пожарно-стрелковой службы, опорный пункт правопорядка, служебные помещения станции Полоцк, котельная, которая отапливает всю Железнодорожную улицу"
.
Проект "Полоцкая Государственная общеобразовательная средняя школа №14 "
 
В расписании 1937 года и на карте-схеме 1943 года станции Полоцк II уже нет. Однако еще на карте 1937 года станция называется Полоцк 2-й.
На немецкой карте 1944 года названа Восточной Станцией (Восточный вокзал).
На карте Западной дороги 1943 года впервые видим название станции Громы на 462 километре.
  В расписаниях 1949 и 1960-1962 годов это станция Громы.
  Станция Громы есть в Атласах железных дорог 70-х годов и в расписаниях пассажирских поездов 1984 год, но пассажирские поезда в 1984 году следовали здесь без остановки. Пригородные поезда в 2003 году не останавливаются.
 

Карты и схемы


Фрагменты карты масштаба 1:50 000 1937 года*
*станция называется Полоцк 2-й, а в месте примыкания дороги из Пскова в пригороде Громы солидное путевое развитие:
кроме переездной будки здесь еще 4 стрелочных поста на минимум 5 стрелок


Фрагменты карты масштаба 1:50 000 1944 года*
*Восточная станция (Восточный вокзал)  и 4 железнодорожных будки
в 2-х км от Восточной станции в пригороде Громы


Фрагмент плана города Полоцк масштаба 1:15 000 1991 года*
*справа почти отдельная станция. Здесь примыкали пути на Псков и из Пскова

Фрагмент карты Витебской области 1942 года по материалам съемки 1938 года  Полоцк - Полота от Сергея Спиридонова (Псков). Название города Полоцк и больше ничего.
Фрагмент карты Витебской области 1942 года по материалам съемки 1938 года  разъезд №19 - Полоцк от Сергея Спиридонова (Псков).
Фрагмент немецкой карты Псковщины конца 1942 года  разъезд № 17 - Полоцк от Сергея Спиридонова (Псков).
Фрагмент карты Западной железной дороги 1943 года от Дмитрия Фокина. Станции Полоцк и Громы.
Участок Полоцк - Великие Луки Калининской дороги 1955 года. Станции Полоцк и Громы.
Дорога Бологое-Полоцк. Источник:" Железные дороги СССР. Направления и станции". 2 издание, Москва 1966 г. и 6 издание, Москва 1971 г. Станции Полоцк и Громы.
Фрагмент из Атласа схем железных дорог СССР 1979 года  Осташков - Полоцк. Станции Полоцк и Громы.
 

Фотографии

Здание вокзала станции Полоцк Николаевской дороги. Август 2011 года. Из коллекции Владимира Белоруса.

Расписания

Расписания движения поездов на зиму 1911-1912 годов от Дмитрия Фокина. Именно здесь станция Полоцк Николаевской дороги.
Расписания движения поездов на лето 1917 года от Дмитрия Фокина. Участок Бологое - Полоцк и обратно. Здесь также станция Полоцк Николаевской дороги.
Расписания движения поездов на зиму 1922-1923 годов от Дмитрия Фокина. Здесь уже станция Полоцк II.
Расписание движения поездов в 1949 году на участке Бологое - Соблаго - Полоцк - Крулевщизна - Мосты - Гродно (от Великих Лук до Крулевщизны) и обратно. Прислал Олег Алексеев.
Расписание движения поездов в 1960 году на участке Бологое - Соблаго - Полоцк - Крулевщизна - Мосты - Гродно (от Великих Лук до Крулевщизны) и обратно. Прислал Олег Алексеев.
Расписание движения поездов в 1961 году на участке Бологое - Соблаго - Полоцк - Крулевщизна - Мосты - Гродно (от станции Дретунь до Гродно) и обратно. Прислал Олег Алексеев.
Расписание движения поездов в 1962 году на участке Бологое - Соблаго - Полоцк - Крулевщизна - Мосты - Гродно (от станции Дретунь до Гродно) и обратно. Прислал Олег Алексеев.

[Участки дорог] [Общая карта дорог] [Предприятия и учебные заведения] [Расписания] [Дороги узкой колеи]
 [Соавторы проекта] [Музеи] [Библиография] [История обновлений] [Разное
]


© Copyright 2001-2013 URAKIS