|
станция Полоцк Николаевской дороги, Полоцк-II, Громы
дорога Псков -
Полоцк
Полоцк-I
Бологое-Полоцкая дорога
Историческая
справка
Станция
Громы возникла
как станция Полоцк Николаевской дороги при
строительстве дороги Бологое - Полоцк - Седлец.
В связи с этим на окраине Полоцка был возведен второй
двухэтажный железнодорожный вокзал – Николаевский на станции Николаевской
дороги.
Постройка железнодорожной
линии Бологое - Полоцк. Планы станций. Станция
III класса Полоцк.
Минимум до 1917 года станция в расписаниях так и
называлась - Полоцк Николаевской дороги.
В расписании 1922-1923 годов это уже
станция
Полоцк
II
в 270 верстах от
Пскова и 3 верстах от
Полоцка
I,
причем пассажирские поезда из Пскова
следовали на станцию
Полоцк
I не сразу
с разъезда №20, а через
станцию Полоцк
II.
"В довоенные годы самым красивым
культурным островком микрорайона Громы был сад им. Л.М.
Кагановича. При Николаевском вокзале был медицинский пункт. В 1945
году открыта железнодорожная больница. Здесь находилось терапевтическое,
детское, хирургическое отделение. В 1947 году в медицинском объединении уже
работало 16 врачей.
С постройкой нового здания в микрорайоне Новка железнодорожная больница
была перенесена туда. Напротив здания больницы находилась аптека, которая
действует до настоящего времени.
В Громах работала железнодорожная мужская гимназия при ст.
Полоцк-2 . Открыта она была перед войной в 1914 году .
Позже здание вечерней школы №5. В настоящее время здание передано в
ведение епархии.
Появление и существование микрорайона Громы тесно связано со
строительством Николаевской железной дороги. В 1905 г. на
станции Николаевской дороги (Громы) построено просторное 2-х этажное здание
вокзала. В 1906 г. к 2-х этажному зданию пристраиваются
одноэтажные флигели. Вокзал после его постройки назывался “Полоцк-2” и имел
прямую связь с вокзалом города “Полоцк-1”. Для пассажиров при пересадках служила
так называемая “передача” – небольшой поезд из классных вагонов, курсирующих
между двумя вокзалами.
Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов
вокзал и ряд служб были взорваны немцами . Теперь пассажирская ст. Громы
ликвидирована, все пассажирские поезда отправляются с городского вокзала, от
него сделаны выездные пути прямо на железнодорожный мост через Двину.
Современное здание вокзала было построено после войны. Вокзал стал
называться “Станция Громы”. Сейчас в этом здании находится
отделение Беларусбанка, пост пожарно-стрелковой службы, опорный пункт
правопорядка, служебные помещения станции Полоцк, котельная, которая отапливает
всю Железнодорожную улицу".
Проект "Полоцкая Государственная
общеобразовательная средняя школа №14 "
В расписании 1937
года и на карте-схеме 1943 года станции
Полоцк II
уже нет. Однако еще на карте 1937 года станция
называется Полоцк 2-й.
На немецкой карте
1944 года названа Восточной Станцией (Восточный вокзал).
На карте Западной дороги 1943 года впервые видим название
станции Громы на 462 километре.
В расписаниях 1949 и 1960-1962 годов
это
станция Громы.
Станция Громы есть в Атласах железных дорог 70-х годов и в расписаниях пассажирских
поездов 1984 год, но пассажирские поезда в 1984 году
следовали здесь без остановки. Пригородные поезда в 2003 году не
останавливаются.
Карты и схемы
Фрагменты карты масштаба 1:50 000 1937 года*
*станция называется Полоцк 2-й,
а в месте примыкания дороги из Пскова
в пригороде Громы солидное путевое развитие:
кроме переездной будки здесь еще 4 стрелочных поста на минимум 5 стрелок
Фрагменты карты масштаба 1:50 000 1944 года*
*Восточная станция (Восточный
вокзал) и 4 железнодорожных будки в 2-х км от
Восточной станции в пригороде Громы
Фрагмент плана города Полоцк масштаба 1:15 000 1991 года*
*справа почти отдельная станция. Здесь примыкали пути на
Псков и из
Пскова
Фрагмент карты Витебской области 1942 года по материалам съемки 1938 года
Полоцк - Полота от Сергея
Спиридонова (Псков). Название города Полоцк и
больше ничего.
Фрагмент карты Витебской области 1942 года по материалам съемки 1938 года
разъезд №19 - Полоцк от Сергея
Спиридонова (Псков).
Фрагмент немецкой карты Псковщины конца 1942 года
разъезд № 17 - Полоцк от Сергея Спиридонова
(Псков).
Фрагмент карты Западной железной дороги 1943 года
от Дмитрия Фокина. Станции
Полоцк и
Громы.
Участок Полоцк - Великие Луки
Калининской дороги 1955 года. Станции
Полоцк и Громы.
Дорога Бологое-Полоцк.
Источник:" Железные дороги СССР.
Направления и станции". 2 издание, Москва
1966 г. и 6 издание, Москва 1971 г. Станции
Полоцк и
Громы.
Фрагмент из Атласа схем железных дорог СССР 1979 года
Осташков - Полоцк.
Станции Полоцк и
Громы.
Фотографии
Здание вокзала станции Полоцк Николаевской дороги.
Август 2011 года. Из коллекции Владимира Белоруса.
Расписания
Расписания движения поездов на зиму
1911-1912 годов от Дмитрия Фокина. Именно здесь
станция Полоцк Николаевской дороги.
Расписания движения
поездов на лето 1917 года от Дмитрия Фокина.
Участок Бологое - Полоцк и обратно.
Здесь также станция Полоцк
Николаевской дороги.
Расписания движения
поездов на зиму 1922-1923 годов от Дмитрия Фокина. Здесь уже станция Полоцк
II.
Расписание движения поездов в 1949 году на
участке Бологое - Соблаго - Полоцк - Крулевщизна - Мосты - Гродно (от Великих
Лук до Крулевщизны) и обратно. Прислал Олег Алексеев.
Расписание движения поездов в 1960 году на
участке Бологое - Соблаго - Полоцк - Крулевщизна - Мосты - Гродно (от Великих
Лук до Крулевщизны) и обратно. Прислал Олег Алексеев.
Расписание движения поездов в 1961 году на
участке Бологое - Соблаго - Полоцк - Крулевщизна - Мосты - Гродно (от станции
Дретунь до Гродно) и обратно. Прислал Олег Алексеев.
Расписание движения поездов в 1962 году на
участке Бологое - Соблаго - Полоцк - Крулевщизна - Мосты - Гродно (от станции
Дретунь до Гродно) и обратно. Прислал Олег Алексеев. |