Железнодорожный театр Роберта Прейса — «театр для народа»

   В августе 1896 года на открытой сцене при паровозном депо С.-Пб.-Варшавской железной дороги при стечении многочисленного городского люда состоялось открытие еще одного театра в Пскове — общедоступного железнодорожного театра. «Качевка» с ее высокими ценами не могла претендовать на широкую доступность, для избранной же публики был театр музыкально-драматического общества.
  Железнодорожный театр был создан по инициативе начальника тяги Роберта Антоновича Прейса. Спектакли ставились по воскресеньям и праздничным дням. Исполнители набирались из числа железнодорожных рабочих и служащих. Пьесы ставились простые, такие, как «Бедовая бабушка», «Ни минуты покоя», «Вытурил». Первые выступления собрали многочисленную публику. Число зрителей доходило до 1400 человек. Цены на билеты были от 10 до 40 копеек. Заполнял театр не только простой люд, приходила и интеллигенция. Нравилась игра любителей: Андреева, Дубровского, Градского. Сборы от спектаклей шли на благотворительные нужды: в пользу детей-сирот железнодорожных рабочих, на устройство для детей рабочих двуклассной школы и другие нужды.
  Роберт Прейс на устройство театра не жалел собственных средств. Ему удалось добиться помощи Управления казенных железных дорог и начать строительство легкого крытого деревянного здания театра на плацу около бывшего лагеря Иркутского полка у Кахановского бульвара, излюбленного места прогулок псковичей. Были закуплены декорации, увеличен хор. Поддержали Прейса и служащие станции Псков. Они собрали на строительство театра около 2000 рублей. Местное музыкально-драматическое общество согласилось безвозмездно участвовать в постановках. В 1899 году Прейс начал переоборудовать сцену. Для росписи занавеса и декораций был приглашен местный художник Ивченко. По замыслу Прейса, в новом помещении должна была быть установлена рампа, состоящая из горелок, сделан деревянный пол, постепенно возвышающийся на сцене, хотели провести водопровод. Но в 1899 году Прейс покинул Псков. Без него все работы приостановились.
  В дальнейшем были предприняты попытки продолжить начатое им дело. В 1906 году инженеры Хитаров и Ремер попытались возродить жизнь железнодорожного театра. В нем вновь пошли небольшие пьески, устраивались семейные вечера. Открылись спектаклем «На рельсах». Зрителям не мешали ни шум проходящих поездов, ни гудки паровозов. Приглашались для участия и профессиональные актеры (пели, например, солисты Мариинского театра Серебряков, Сафонов и др.). И все же театр через несколько лет прекратил свое существование. Однако опыт Прейса в организации общедоступной сцены указал на необходимость создания городского театра для самой широкой публики.
  Первоисточникпроект Псковского академического драматического театра имени А.С. Пушкина

[Участки дорог] [Общая карта дорог] [Предприятия и учебные заведения] [Расписания] [Дороги узкой колеи]
 [Соавторы проекта] [Музеи] [Библиография] [История обновлений] [Разное
]


© Copyright 2001-2013 URAKIS