Снять фильм «Край» помогали
машинисты Октябрьской дороги
В картине участвовали работники
Санкт-Петербург-Финляндского эксплуатационного
локомотивного депо Павел Некрасов, Дмитрий Ананьев, а также Вадим Гуков,
Владимир Фёдоров, Сергей Цветков, Николай Чесночков, Илья Шугаев.
Вот что рассказал П. Некрасов (на снимке), который водит паровозы уже более
двадцати лет.
Спрятаться некуда
Впервые с актёром Владимиром Машковым я встретился в Большой Ижоре, в лесу. Два
подъездных пути, построенный рабочими посёлок ссыльных, вышки по углам. Никто не
просил меня учить Машкова работе на паровозе. Поначалу он забирался за кадром в
будку, мы его везли, и затем он вылезал. Потом я увидел, что мне некуда
спрятаться в будке, когда герой Машкова Игнат ведёт машину. Актёр и до этого
живо интересовался, спрашивал: как вот это, как это? Парень он способный,
схватывает быстро. В ключевом эпизоде прохода «овечки» через временный мост я
раз за разом выезжал на исходную позицию над берегом, а назад уступал место
Володе. Показал: «Вот реверс для движения назад. Винт раскрути, отпускай
тормоза, дай два свистка. Потом открываешь регулятор пара – давишь рычаг».
Вообще Машков ни минуты без дела не сидел: даже в будке паровоза качался,
приседал, на площадке – отжимался...
Владимиру Машкову роль машиниста была на роду написана: среди его предков были
люди этой профессии. После съёмок и сам актёр получил удостоверение машиниста
паровоза и гордится тем, что теперь, «если что, может сесть за рычаги». Почти
все трюки он исполнял сам.
Учитель
Алексей Учитель впервые подошёл ко мне в Малуксе, там мы гоняли по берегу
карьера. Режиссёр поставил задачу: «Дымка побольше, пару – ничего сложного». На
обеде он похвалил: «Всё было прекрасно!» Вообще в киногруппе, я заметил, не
скупились на похвалу. Все же мы люди! В Учителе явно проявляется документалист –
интерес к детали, точность: «Как вот это? Как пар идёт? Как сказать
по-паровозному?»
Я и сценарист
С удовольствием прочитал сценарий, который сочинил бывший старший вице-президент
ОАО «РЖД», а ныне генеральный директор ВНИИЖТа, доктор наук, профессор Борис
Лапидус. Он рассказал: «Работа шла сложно, вариантов пришлось написать больше
сотни, а последние правки вносились всего за пару дней до окончания съёмок».
Лапидус также снялся в роли кочегара. Въехал быстро: как-никак начинал
помощником машиниста. Как-то он не смог из-за занятости приехать на съёмки, и я
заменил его. Стоял на заднем плане, так что лица было не разобрать.
Трюк
Проезд через мост снимали в красивых местах, под Лугой. Там на полигоне военного
железнодорожного училища проложены пути, курсанты тренируются: учатся ставить
переправы, мосты. Для съёмок соорудили хлипкий на вид мост над оврагом на
15-метровой высоте. Паровоз старый, целый день отрабатывали разгон, чтобы пройти
мост на определённой скорости. «Овечка» весит 78 тонн, тормозов нет из-за низкой
посадки котла. Выныривая перед мостом из-за поворота, качусь со скоростью
километров 30, приноровился, регулятором пар даю, а чуть машина коснётся
колёсами воздуха – встаёт, хоть ты тресни! Ежели дам больше пару – вылечу, мама
не горюй! Я заметил рубеж, на котором машина останавливалась, и в очередной раз
поддал немного больше пару. «Ов» как «прыгнет». «Стой, стой», – заорали вокруг.
В результате сняли проход с первого дубля.
Владимир Саблин 18 февраля 2011 года. Газета "Октябрьская магистраль".