Художественная выставка, посвящённая 150-летию
станции Псков, открылась в минувший вторник в железнодорожном музее города.
На ней были представлены картины работника ОПМС-8 Юрия Колесникова, вышивки и
кружева Ольги Поповой, Клавдии Ивановой, Нины Капитоновой, а также гобелены,
панно и другие изделия народного промысла, выполненные ветеранами и ныне
работающими железнодорожниками.
Это событие стало первым в череде торжественных мероприятий, посвящённых юбилею.
10 февраля (23 по новому стилю) 1859 года было положено начало пассажирскому и
грузовому движению на участке Луга – Псков. В этот день в губернский город
прибыл первый поезд из столицы – Санкт-Петербурга. 10 февраля 2009 года
псковские железнодорожники принимали первые поздравления. С приветственным
словом к участникам торжественного открытия выставки, в числе которых были
путейцы, вагонники, станционники, обратились представители городской
администрации Виктория Чубченко и Евгений Зенкевич.
Заместитель председателя Дорпрофсожа Октябрьской дороги Александр Голубев
напомнил собравшимся о значении события 150-летней давности для экономического
развития региона. Ведь в середине XIX века не было ни автотранспорта, ни
самолётов, железная дорога стала первым видом транспорта с машинным приводом в
России. Он пожелал псковичам выдержать все испытания, связанные с настоящим
кризисом, и быть достойными продолжателями традиций своих предшественников.
Преподаватель местного педагогического университета, археолог Ольга Волочкова
отметила огромное значение музея на станции Псков для сохранения исторической
памяти и организации торжественных мероприятий для работников и ветеранов узла.
Хранительница его фондов Татьяна Климкина (?, Татьяна Костина, ПЖД) награждена именными часами
председателя Дорпрофсожа. Трогательное поздравление железнодорожникам в стихах и
песнях приготовили также малыши из ведомственного детского сада.
В связи с 150-летием открытия движения большая группа работников станции Псков и
Псковской дистанции пути получит награды: почётные звания, медали, грамоты, в
том числе – главы администрации города.
Галина Морозова 13 февраля 2009 года. Газета "Октябрьская магистраль".
Испытание на стойкость
23 февраля исполняется 150 лет со дня открытия движения на участке
Луга – Псков и прибытия первого поезда из Петербурга. Эта дата считается днём
рождения станции Псков и одноимённой дистанции пути. А впрочем, юбилей празднуют
в эти дни все псковские железнодорожники. Сегодняшний разворот мы посвящаем
Псковскому узлу.
Региональные
особенности
Говорят, два раза переехать – всё равно что один раз погореть. Дважды
реформировалась структура управления железнодорожным хозяйством в Псковском
регионе. Когда-то это было отделение Октябрьской железной дороги, потом –
подотдел Санкт-Петербург-Витебского отделения, теперь здесь просто узел. Кипели
в Пскове страсти, обугливались сердца, но внешних признаков «пожара» уже не
видно. Зарубцевалось. Структура нового типа давно сформировалась, отладился
механизм управления. Псковский узел – один из лучших на Октябрьской дороге.
Но в душе до сих пор каждый псковский железнодорожник испытывает
ностальгические чувства по тем временам, дореформенным. Ведущий специалист по
управлению персоналом Елена Парамонова смеётся: «По должности я –
работник станции Псков, а по существу наш отдел со всеми линейными станциями
бывшего отделения работает…»
Эта единица структуры управления называется теперь
Псковский регион.
Дважды попал под сокращение составитель поездов Сергей Яшенков. Не
с каждым такое случается… Был он когда-то классным поездным диспетчером,
ревизором движения. До реформирования. Потом пришлось перейти на работу в
администрацию области. Специалиста с высшим железнодорожным образованием с
радостью взяли в отдел перевозок агропромышленного комитета. Казалось бы, куда
может исчезнуть сельское хозяйство в Нечернозёмной зоне? А вот поди ж ты, и
агропром ликвидировался. Пришлось бывшему диспетчеру сначала в столяры НГЧ
податься, а потом – на станцию, где он когда-то начинал дежурным. Теперь Яшенков
– классный составитель поездов, обучающий азам профессии вновь поступивших.
Можно ли было в Петербурге найти работу в соответствии с квалификацией, как это
делают многие псковичи?
– Не хочу никуда уезжать, – объясняет Сергей Иванович. – Псков очень
люблю. Он не похож ни на какой другой город…
Сергей Яшенков не курит и не пьет – никогда. Согласитесь, что это большая
редкость в наше время. Он питает душу более высокими материями. Быстро находит
на мобильнике запись любимой песни: «Хотите послушать?» «Помнишь этот город,
вписанный в квадратик неба – как белый островок на синем…» Помню-помню. Это
песня барда Евгения Клячкина о Пскове. Очень лиричная и проникновенная,
передающая атмосферу древнего города:
«…Церковь, что легко
взбежала на пригорок
и улеглась на нём
свободно,
отбросив руку
с колокольней,
как лежал бы человек,
спокойно глядя в небо».
Время и вечность
Спокойствие и неспешный строй жизни ценят все, кто здесь живёт. А
неброскую красоту Пскова местные жители замечают в основном тогда, когда
показывают приезжим достопримечательности, ведь лицом к лицу лица не увидать. В
середине зимы гостей здесь относительно немного. По словам начальника вокзала
Олеси Климовой, пассажиропоток не превышает одной тысячи человек в сутки.
Летом он удваивается. Псков превращается в туристическую Мекку и центр
паломничества. Сюда едут те, кого интересует русская история, архитектура,
живопись, православная культура. Хранительница фондов железнодорожного музея
Татьяна Костина может самую подробнейшую экскурсию по городу провести.
– У нас в Мирожском монастыре сохранились фрески XIII века. Самый древний
храм – Иоанна Предтечи – построен в XII столетии, а всего в городе больше 30
церквей, – рассказывает Татьяна Николаевна. – В Поганкиных палатах Кремля
хранятся и более древние памятники культуры. Всемирно известный Псково-Печерский
монастырь не закрывался даже в годы гонений на церковь…
У дежурной по станции Татьяны Скрипачёвой любимое место в городе –
Свято-Троицкий собор кремля. Величественное сооружение XVII века поражает
простотой и лаконичностью декора. Высокие белые стены, не имеющие буквально
никаких архитектурных украшений, словно дышат строгой вечностью.
Когда Татьяна Ивановна приехала в Псков, после Прибалтики он показался ей
страшным захолустьем. Но постепенно город благоустраивался, расстраивался,
реставрировался, и сегодня перед жителями других городов и стран не стыдно.
– К нам приезжают даже из-за границы. Поезда через Псков ходят в Вильнюс
и Ригу, а раньше ещё в Германию и Польшу ходили. Так что мы, можно сказать,
Россию на западных границах представляем…
33 года Татьяна Скрипачёва работает дежурной по станции, а всего на
транспорте – 35. Кажется, с закрытыми глазами может нажать кнопки на
пульте-табло, чтобы задать нужный маршрут. Она как раз принимает и отправляет
пассажирские поезда. «Всё, что связано с железной дорогой, для меня свято, –
говорит Татьяна Ивановна. – Несмотря на то, что работаю уже очень давно,
отношусь к дороге с вечным трепетом…»
В Москву – на фирменном
Десять пар пригородных связывают жителей глубинки с областным центром.
Кроме того, пять – дальних, два из которых формируются на станции. Гордость
псковских железнодорожников – фирменный поезд на Москву «Псков». Всё там, как
положено: микроволновки, холодильники. Есть вагоны люкс и экономкласса.
Бригада проводников, которую возглавляет Людмила Кирюхина,
считается лучшей в резерве Псковского вагонного
участка.
– У нас в основном молодёжь работает, влюблённая в железную дорогу, –
характеризует коллектив Людмила Александровна. – Все очень ответственные,
психологически грамотные и внимательные к пассажирам. Жалоб нет.
Интересно, что разделение в пассажирском хозяйстве дошло даже до такой
единицы управления, как бригада поезда. Одна половина коллектива Людмилы
Кирюхиной числится работниками Псковского вагонного участка, а другую –
вместе с купейными вагонами – с июля 2008-го передали в ЗАО «Транскласссервис».
«Да для нас ничего не изменилось, – успокаивает начальник поезда. – Бригада
осталась единым организмом...» Да, но почему же только купе забрали, а не весь
поезд целиком?
Родина героев
А чем живут псковские железнодорожники в нерабочее время? Многие
увлекаются спортом. Волейболисты Псковского узла, например, выступают на
дорожных соревнованиях за Санкт-Петербург-Витебское отделение. В Пскове живёт
лучший гиревик Октябрьской – Виктор Сергеев из ОПМС-8. У
вагонников есть своя волейбольная площадка, у путейцев популярны теннис и
бильярд.
– Мы стараемся удовлетворить потребности наших работников в занятиях
спортом, – заверяет инструктор-методист ДФСК Людмила Небеева. – Дважды в
неделю арендуем спортзал кооперативного техникума. С такой же периодичностью
занимаются шейпингом женщины.
В честь 150-летия Псковской дистанции пути будет организован турнир по
дартсу, пройдёт первенство по мини-футболу… В общем, несмотря на кризис,
псковские железнодорожники живут полнокровной жизнью. Занимают лидирующие места
в дорожном соревновании, отмечают праздники. Юбилей станции и ПЧ пришёлся как
раз на День защитника Отечества. Это особый праздник для Пскова, где чтут память
героев не только Гражданской и Великой Отечественной, но и новейшей истории. В
этот день приносят венки и цветы к могилам солдат легендарной 6-й роты Псковской
дивизии ВДВ, погибших в Чечне. Псков – родина героев. В воинском храме
Александра Невского на стене выбиты золотом имена всех, кого потеряла дивизия в
мирное, как кажется многим, время. Воинская слава России не исчерпывается одним
веком. Неслучайно именно в Пскове воздвигли самый величественный монумент
святому благоверному князю Александру Невскому, который защитил западные рубежи
России в XIII веке. 48-метровый памятник на горе Соколиха, на въезде в город,
возвышается как символ древнего Пскова, обнаруживая связь времён, далеко
отстоящих друг от друга. Ведь во все времена людям посылаются испытания на
стойкость.
Сначала – рельсы и шпалы…
Сначала кладут шпалы и рельсы и только потом пускают поезда. Так думают и
говорят все путейцы, желая подчеркнуть значимость своей профессии. У псковских
путейцев, кроме того, есть ещё один повод для профессиональной гордости: на днях
дистанции исполняется 150 лет. Она – ровесница строительства псковского участка
Петербурго-Варшавской дороги. К юбилею предприятия умельцы дистанции изготовили
специальный знак.
– Мы обслуживаем 412 километров только главных путей, не считая
приёмоотправочных, – рассказывает начальник Псковской
ПЧ Виктор Сидоренко. – Путь содержится в отличном состоянии, с оценкой
14 баллов.
По старым меркам многие участки на полигоне Псковской ПЧ пора было бы
капитально ремонтировать. Но норматив назначения капитального ремонта недавно
пересмотрели в сторону увеличения в целях экономии затрат. Так что приходится
затягивать пояса, к чему россиянам не привыкать. Пересмотр нормативов отражается
на псковских путейцах конкретно. Во время новогодних каникул, когда все
российские граждане по законодательству должны были отдыхать, бригадиры,
дорожные мастера и монтёры меняли остродефектные рельсы. А куда деваться? Поезда
и в праздники ходят. По данным начальника технического отдела Елены
Казандаевой, бывает, что по пять штук в день приходится менять. А в среднем
за год выявлено 300 остродефектных рельсов укладки 1984–86 годов.
– Обходы и осмотры пути приходится проводить ежедневно, чтобы оперативно
устранить дефекты пути, – резюмирует Виктор Сидоренко. – И ведь что
интересно: путеизмеритель у нас вооружён новейшим диагностическим оборудованием,
компьютерной техникой, а устраняем неисправности руками. Уровень механизации
труда путейцев пора повышать, шире использовать новейшую путевую технику…
Виктор Алексеевич – один из нескольких старейших руководителей на
Псковском узле. Многолетний опыт позволяет ему анализировать ситуацию,
сравнивать то, что было, с тем, как стало. Наука и техника, конечно, шагнули
далеко. Говорят, что скоро состояние пути будет контролироваться с помощью
космических спутников. Это здорово! Но почему нельзя, думает Сидоренко, с
помощью этих самых спутников организовать контроль за безопасностью людей при
выполнении путевых работ?
– Я был на европейских железных дорогах. Обратил внимание на то, что
ремонт пути везде производится ночью, когда поезда не ходят или их мало, –
делится наболевшим Виктор Алексеевич. – Там совсем другое отношение к людям.
Необходимо и нам уходить от работы под поездами.
В Псковской дистанции попросту не хватает работников для выполнения
функций сигналиста. Тем более сейчас, когда в соответствии с новыми требованиями
необходимо выставлять на каждый пост снегоборьбы двух человек независимо от
погоды. Хотя бы охрану места работ нужно автоматизировать, а ещё лучше –
компьютеризировать.
Час спустя нам пришлось наблюдать за обточкой крестовин группой путейцев.
Передвижная электростанция весом килограммов сто, громоздкая рельсошлифовалка,
похожая на катафалк тележка с инструментами. Из-за движения поездов весь этот
набор орудий труда приходится уносить с пути, а потом ставить обратно. С
периодичностью раз в 20 минут! Да, не мешало бы конструкторам спуститься с
небес, от космических спутников, на рельсы путейских будней. Неудивительно, что
бригадир Роман Петров, как и начальник ПЧ, на вопрос, что ему больше
всего не нравится на железной дороге, ответил: «Отношение к работникам, которым
приходится очень тяжело физически».
Зарплата у бригадира вроде бы неплохая для Пскова – 20 тысяч
рублей. Однако часть его подчинённых сбежала: кто в Питере, кто в Пскове более
привлекательное занятие нашёл. И в настоящее время Роману приходится работать с
монтёрами ОПМС-8. Один из них, Виталий Белов, в позапрошлом году перешёл
из Псковской ПЧ в путевую машинную станцию. Как объяснил, из-за более высокой
зарплаты. Конкуренция получается…
Но как бы то ни было, техническое состояние пути на всём полигоне
дистанции вполне соответствует движению со скоростью 120 километров в час.
Путейцы давно готовы к приёму и пропуску скоростного дизель-электропоезда из
Питера. Его, между прочим, с нетерпением ждут жители и Пскова, и
Санкт-Петербурга.
Алмазный фонд
В фондах нашего музея есть много ценных вещей, документов, фотографий,
связанных с историей железной дороги. Но главная наша ценность – ветераны. Это –
алмазный фонд.
Началась наша дружба с совместных обращений в городскую думу с просьбой
сохранить за музеем право безвозмездного использования помещения. Равнодушных не
было. С тех пор встречи ветеранов в музее стали постоянными. Они нам дарят
различные подарки: экспонаты, личные вещи. Среди них даже есть набивное
полотенце конца XIX века.
В музее мы организуем праздники, выставки творческих работ. Талантов у
железнодорожников очень много. Картины, панно, игрушки, вышивки, кружева. А
вдохновительницей этих выставок стала председатель Совета ветеранов Ольга
Георгиевна Попова – сама искусная вышивальщица. Наши мастерицы умудряются на
одном квадратном сантиметре вышить 15 крестиков! Для школьников проводятся
мастер-классы.
От общения с нашими ветеранами радуется душа. Они полны сил и энергии,
любят и ценят жизнь. Доброго им здоровья!
Татьяна Костина, хранительница фондов музея на станции Псков
Железнодорожникам завидуют
Коллектив станции Псков признан победителем дорожного соревнования по
итогам работы в 2008 году. Прокомментировать это событие мы попросили
начальника станции, руководителя узловой рабочей группы
Анатолия Павловича Бабичева:
– Все четыре квартала прошлого года мы выходили в победители дорожного
или отделенческого соревнования. И признание достижений коллектива в целом за
год – как подарок, который мы сделали себе к юбилею станции. Я от всей души
поздравляю всех наших работников. Да и Псковский узел в целом дважды в 2008-м
занимал первые места в соревновании железнодорожных узлов Октябрьской.
Основная наша функция – обеспечить подвижным составом грузовые станции
региона: Остров, Берёзки, Черёха, Струги Красные, Изборск. В самом Пскове объёмы
работы не очень большие: в сутки 15 вагонов погрузки и около 30 –
выгрузки. Кризисные явления в экономике в провинции более заметны. Некоторые
предприятия в Пскове остановили работу на один-два месяца. Железнодорожники
находятся в лучшем положении. Вопрос о сокращениях пока не стоит, обходимся
малой кровью, так сказать. Перешли на сокращённый режим рабочего времени.
Так что железнодорожникам в городе даже завидуют.
Никто, конечно, не знает, как ситуация будет развиваться дальше. Но
надеемся, что железная дорога будет функционировать всегда. В этот сложный
период самое важное, я считаю, – сохранить тесные взаимосвязи, которые сложились
у структурных подразделений узла. Движенцы, путейцы, энергетики, связисты и т.д.
– независимо от отраслевой принадлежности мы делаем одно дело: обеспечиваем
перевозки грузов и пассажиров.
Псковский узел отличается высокой степенью организации взаимодействия
линейных предприятий. Когда-то в Пскове было отделение Октябрьской дороги, потом
– подотдел Санкт-Петербург-Витебского отделения. Теперь вот узел. Но в
действительности функции наших специалистов выходят за рамки этой структуры.
Специалист по управлению персоналом, например, Елена Парамонова ведёт
работу по приёму и увольнению работников станций Псковской области. Так же
построена работа плановиков и экономистов. Зато есть громадный опыт,
квалификация и высокий уровень ответственности. Благодаря этому координация
деятельности линейных подразделений, филиалов дирекций нам удаётся лучше, чем
другим.
Не стоит село без храма
В Карамышево нас повёз председатель объединённого профкома станций
Псковского региона Юрий Поварнёв.
Само село образовалось вокруг станции, которая была построена в 1896 году
на землях дворянина Модеста Карамышева. В 2006-м, когда праздновалось 110-летие
посёлка, земляки поставили ему памятник. А кроме того, в Карамышево положили
основание духовной жизни – восстановили храм во имя святого праведного Иоанна
Кронштадтского. Посмотреть эту церковь и предложил нам Юрий
Поварнёв, ведь железнодорожники считают её почти своей.
– Все железнодорожные предприятия Пскова помогали строить эту церковь.
Привозили строительные материалы, собирали денежные средства, – рассказал Юрий
Александрович. – Теперь строительство завершено, но в планах настоятеля отца
Сергия ещё и открытие богадельни, центра реабилитации.
Отец настоятель был в отъезде. Раб Божий, коловший во дворе дрова,
любезно открыл нам двери храма и вернулся к своему занятию. Наверное, узнал
водителя Геннадия Смирнова, который и возил сюда кирпич, железо,
пиломатериалы. В тишине и одиночестве мы смогли оценить благолепие внутреннего
убранства. От множества икон разбежались глаза, но всё же свою просьбу и свечку
я принесла к святому Иоанну Кронштадтскому. Ведь его называли печальником земли
русской. Заступись за народ свой, отче святой!
20 февраля 2009 года. Газета "Октябрьская магистраль".
Первый поезд из Санкт-Петербурга встретили
псковичи 150 лет назад
150 лет исполнилось со дня открытия движения на участке Луга -
Псков и прибытия первого поезда из Санкт-Петербурга. Как сообщает официальный
сайт Псковских железных дорог, это произошло 23 февраля, а потому этот день
считается днём рождения станции Псков и одноимённой дистанции пути.
В июле 1857 года газета "Псковские губернские новости" писала: "Теперь
нельзя не порадоваться вместе с псковичами близости к городу железной дороги и
скорости окончания её строительства. Насыпь, как известно, сделана давно от
столицы до Пскова. Рельсы и прочее деятельно приготавливаются в разных местах.
Мосты строятся день и ночь. Около пересечения "чугунки" с шоссе (Крестовское
шоссе, прим. автора) предполагают устроить вокзал для пассажиров, это в полутора
верстах от городской заставы, недалеко от военного штаба. Насыпь от Пскова очень
широка: на ней могут разместиться два ряда рельсов разъездами".
Нынешний вокзал станции Псков построен в 1857-1858 годах. Здание первого
вокзала впоследствии было перестроено в жилой дом, но не сохранилось. Новый был
построен по типу вильнюсского по проекту французского архитектора Пиреля в
1858-1863 годах.
Помимо того, что 23 февраля отмечается день рождения станции Псков,
считается что в этот день из Санкт-Петербурга в Псков прибыл первый поезд. Он
отправлялся в 9:00 и 20:00, а прибывал в Псков в 16:35 и 4:00. Из Пскова поезд
отправлялся в 9:15 и 23:55, прибывал в Петербург - в 17:15 и 7:55
соответственно.
25 февраля 2009 года.
Псковское Агентство Информации