Участку Луга - Псков - 150 лет!
Торжества в Пскове начались с открытия выставки в железнодорожном музее

   Художественная выставка, посвящённая 150-летию станции Псков, открылась в минувший вторник в железнодорожном музее города.
  На ней были представлены картины работника ОПМС-8 Юрия Колесникова, вышивки и кружева Ольги Поповой, Клавдии Ивановой, Нины Капитоновой, а также гобелены, панно и другие изделия народного промысла, выполненные ветеранами и ныне работающими железнодорожниками.
   Это событие стало первым в череде торжественных мероприятий, посвящённых юбилею. 10 февраля (23 по новому стилю) 1859 года было положено начало пассажирскому и грузовому движению на участке Луга – Псков. В этот день в губернский город прибыл первый поезд из столицы – Санкт-Петербурга. 10 февраля 2009 года псковские железнодорожники принимали первые поздравления. С приветственным словом к участникам торжественного открытия выставки, в числе которых были путейцы, вагонники, станционники, обратились представители городской администрации Виктория Чубченко и Евгений Зенкевич.
  Заместитель председателя Дорпрофсожа Октябрьской дороги Александр Голубев напомнил собравшимся о значении события 150-летней давности для экономического развития региона. Ведь в середине XIX века не было ни автотранспорта, ни самолётов, железная дорога стала первым видом транспорта с машинным приводом в России. Он пожелал псковичам выдержать все испытания, связанные с настоящим кризисом, и быть достойными продолжателями традиций своих предшественников. Преподаватель местного педагогического университета, археолог Ольга Волочкова отметила огромное значение музея на станции Псков для сохранения исторической памяти и организации торжественных мероприятий для работников и ветеранов узла. Хранительница его фондов Татьяна Климкина (?, Татьяна Костина, ПЖД) награждена именными часами председателя Дорпрофсожа. Трогательное поздравление железнодорожникам в стихах и песнях приготовили также малыши из ведомственного детского сада.
   В связи с 150-летием открытия движения большая группа работников станции Псков и Псковской дистанции пути получит награды: почётные звания, медали, грамоты, в том числе – главы администрации города.
   Галина Морозова 13 февраля 2009 года. Газета "Октябрьская магистраль".
 

Испытание на стойкость

   23 февраля исполняется 150 лет со дня открытия движения на участке Луга – Псков и прибытия первого поезда из Петербурга. Эта дата считается днём рождения станции Псков и одноимённой дистанции пути. А впрочем, юбилей празднуют в эти дни все псковские железнодорожники. Сегодняшний разворот мы посвящаем Псковскому узлу.
      Региональные особенности
  Говорят, два раза переехать – всё равно что один раз погореть. Дважды реформировалась структура управления железнодорожным хозяйством в Псковском регионе. Когда-то это было отделение Октябрьской железной дороги, потом – подотдел Санкт-Петербург-Витебского отделения, теперь здесь просто узел. Кипели в Пскове страсти, обугливались сердца, но внешних признаков «пожара» уже не видно. Зарубцевалось. Структура нового типа давно сформировалась, отладился механизм управления. Псковский узел – один из лучших на Октябрьской дороге.
  Но в душе до сих пор каждый псковский железнодорожник испытывает ностальгические чувства по тем временам, дореформенным. Ведущий специалист по управлению персоналом Елена Парамонова смеётся: «По должности я – работник станции Псков, а по существу наш отдел со всеми линейными станциями бывшего отделения работает…» 
  Эта единица структуры управления называется теперь Псковский регион.
  Дважды попал под сокращение составитель поездов Сергей Яшенков. Не с каждым такое случается… Был он когда-то классным поездным диспетчером, ревизором движения. До реформирования. Потом пришлось перейти на работу в администрацию области. Специалиста с высшим железнодорожным образованием с радостью взяли в отдел перевозок агропромышленного комитета. Казалось бы, куда может исчезнуть сельское хозяйство в Нечернозёмной зоне? А вот поди ж ты, и агропром ликвидировался. Пришлось бывшему диспетчеру сначала в столяры НГЧ податься, а потом – на станцию, где он когда-то начинал дежурным. Теперь Яшенков – классный составитель поездов, обучающий азам профессии вновь поступивших. Можно ли было в Петербурге найти работу в соответствии с квалификацией, как это делают многие псковичи?
  – Не хочу никуда уезжать, – объясняет Сергей Иванович. – Псков очень люблю. Он не похож ни на какой другой город…
  Сергей Яшенков не курит и не пьет – никогда. Согласитесь, что это большая редкость в наше время. Он питает душу более высокими материями. Быстро находит на мобильнике запись любимой песни: «Хотите послушать?» «Помнишь этот город, вписанный в квадратик неба – как белый островок на синем…» Помню-помню. Это песня барда Евгения Клячкина о Пскове. Очень лиричная и проникновенная, передающая атмосферу древнего города:
   «…Церковь, что легко
  взбежала на пригорок
  и улеглась на нём
  свободно,
  отбросив руку
  с колокольней,
  как лежал бы человек,
  спокойно глядя в небо».

   Время и вечность
  Спокойствие и неспешный строй жизни ценят все, кто здесь живёт. А неброскую красоту Пскова местные жители замечают в основном тогда, когда показывают приезжим достопримечательности, ведь лицом к лицу лица не увидать. В середине зимы гостей здесь относительно немного. По словам начальника вокзала Олеси Климовой, пассажиропоток не превышает одной тысячи человек в сутки. Летом он удваивается. Псков превращается в туристическую Мекку и центр паломничества. Сюда едут те, кого интересует русская история, архитектура, живопись, православная культура. Хранительница фондов железнодорожного музея Татьяна Костина может самую подробнейшую экскурсию по городу провести.
  – У нас в Мирожском монастыре сохранились фрески XIII века. Самый древний храм – Иоанна Предтечи – построен в XII столетии, а всего в городе больше 30 церквей, – рассказывает Татьяна Николаевна. – В Поганкиных палатах Кремля хранятся и более древние памятники культуры. Всемирно известный Псково-Печерский монастырь не закрывался даже в годы гонений на церковь…
  У дежурной по станции Татьяны Скрипачёвой любимое место в городе – Свято-Троицкий собор кремля. Величественное сооружение XVII века поражает простотой и лаконичностью декора. Высокие белые стены, не имеющие буквально никаких архитектурных украшений, словно дышат строгой вечностью.
  Когда Татьяна Ивановна приехала в Псков, после Прибалтики он показался ей страшным захолустьем. Но постепенно город благоустраивался, расстраивался, реставрировался, и сегодня перед жителями других городов и стран не стыдно.
  – К нам приезжают даже из-за границы. Поезда через Псков ходят в Вильнюс и Ригу, а раньше ещё в Германию и Польшу ходили. Так что мы, можно сказать, Россию на западных границах представляем…
  33 года Татьяна Скрипачёва работает дежурной по станции, а всего на транспорте – 35. Кажется, с закрытыми глазами может нажать кнопки на пульте-табло, чтобы задать нужный маршрут. Она как раз принимает и отправляет пассажирские поезда. «Всё, что связано с железной дорогой, для меня свято, – говорит Татьяна Ивановна. – Несмотря на то, что работаю уже очень давно, отношусь к дороге с вечным трепетом…»

  В Москву – на фирменном
  Десять пар пригородных связывают жителей глубинки с областным центром. Кроме того, пять – дальних, два из которых формируются на станции. Гордость псковских железнодорожников – фирменный поезд на Москву «Псков». Всё там, как положено: микроволновки, холодильники. Есть вагоны люкс и экономкласса.
  Бригада проводников, которую возглавляет Людмила Кирюхина, считается лучшей в резерве Псковского вагонного участка.
  – У нас в основном молодёжь работает, влюблённая в железную дорогу, – характеризует коллектив Людмила Александровна. – Все очень ответственные, психологически грамотные и внимательные к пассажирам. Жалоб нет.
  Интересно, что разделение в пассажирском хозяйстве дошло даже до такой единицы управления, как бригада поезда. Одна половина коллектива Людмилы Кирюхиной числится работниками Псковского вагонного участка, а другую – вместе с купейными вагонами – с июля 2008-го передали в ЗАО «Транскласссервис». «Да для нас ничего не изменилось, – успокаивает начальник поезда. – Бригада осталась единым организмом...» Да, но почему же только купе забрали, а не весь поезд целиком?

   Родина героев
  А чем живут псковские железнодорожники в нерабочее время? Многие увлекаются спортом. Волейболисты Псковского узла, например, выступают на дорожных соревнованиях за Санкт-Петербург-Витебское отделение. В Пскове живёт лучший гиревик Октябрьской – Виктор Сергеев из ОПМС-8. У вагонников есть своя волейбольная площадка, у путейцев популярны теннис и бильярд.
  – Мы стараемся удовлетворить потребности наших работников в занятиях спортом, – заверяет инструктор-методист ДФСК Людмила Небеева. – Дважды в неделю арендуем спортзал кооперативного техникума. С такой же периодичностью занимаются шейпингом женщины.
  В честь 150-летия Псковской дистанции пути будет организован турнир по дартсу, пройдёт первенство по мини-футболу… В общем, несмотря на кризис, псковские железнодорожники живут полнокровной жизнью. Занимают лидирующие места в дорожном соревновании, отмечают праздники. Юбилей станции и ПЧ пришёлся как раз на День защитника Отечества. Это особый праздник для Пскова, где чтут память героев не только Гражданской и Великой Отечественной, но и новейшей истории. В этот день приносят венки и цветы к могилам солдат легендарной 6-й роты Псковской дивизии ВДВ, погибших в Чечне. Псков – родина героев. В воинском храме Александра Невского на стене выбиты золотом имена всех, кого потеряла дивизия в мирное, как кажется многим, время. Воинская слава России не исчерпывается одним веком. Неслучайно именно в Пскове воздвигли самый величественный монумент святому благоверному князю Александру Невскому, который защитил западные рубежи России в XIII веке. 48-метровый памятник на горе Соколиха, на въезде в город, возвышается как символ древнего Пскова, обнаруживая связь времён, далеко отстоящих друг от друга. Ведь во все времена людям посылаются испытания на стойкость.

  Сначала – рельсы и шпалы…
  Сначала кладут шпалы и рельсы и только потом пускают поезда. Так думают и говорят все путейцы, желая подчеркнуть значимость своей профессии. У псковских путейцев, кроме того, есть ещё один повод для профессиональной гордости: на днях дистанции исполняется 150 лет. Она – ровесница строительства псковского участка Петербурго-Варшавской дороги. К юбилею предприятия умельцы дистанции изготовили специальный знак.
  – Мы обслуживаем 412 километров только главных путей, не считая приёмоотправочных, – рассказывает начальник Псковской ПЧ Виктор Сидоренко. – Путь содержится в отличном состоянии, с оценкой 14 баллов.
  По старым меркам многие участки на полигоне Псковской ПЧ пора было бы капитально ремонтировать. Но норматив назначения капитального ремонта недавно пересмотрели в сторону увеличения в целях экономии затрат. Так что приходится затягивать пояса, к чему россиянам не привыкать. Пересмотр нормативов отражается на псковских путейцах конкретно. Во время новогодних каникул, когда все российские граждане по законодательству должны были отдыхать, бригадиры, дорожные мастера и монтёры меняли остродефектные рельсы. А куда деваться? Поезда и в праздники ходят. По данным начальника технического отдела Елены Казандаевой, бывает, что по пять штук в день приходится менять. А в среднем за год выявлено 300 остродефектных рельсов укладки 1984–86 годов.
  – Обходы и осмотры пути приходится проводить ежедневно, чтобы оперативно устранить дефекты пути, – резюмирует Виктор Сидоренко. – И ведь что интересно: путеизмеритель у нас вооружён новейшим диагностическим оборудованием, компьютерной техникой, а устраняем неисправности руками. Уровень механизации труда путейцев пора повышать, шире использовать новейшую путевую технику…
  Виктор Алексеевич – один из нескольких старейших руководителей на Псковском узле. Многолетний опыт позволяет ему анализировать ситуацию, сравнивать то, что было, с тем, как стало. Наука и техника, конечно, шагнули далеко. Говорят, что скоро состояние пути будет контролироваться с помощью космических спутников. Это здорово! Но почему нельзя, думает Сидоренко, с помощью этих самых спутников организовать контроль за безопасностью людей при выполнении путевых работ?
  – Я был на европейских железных дорогах. Обратил внимание на то, что ремонт пути везде производится ночью, когда поезда не ходят или их мало, – делится наболевшим Виктор Алексеевич. – Там совсем другое отношение к людям. Необходимо и нам уходить от работы под поездами.
  В Псковской дистанции попросту не хватает работников для выполнения функций сигналиста. Тем более сейчас, когда в соответствии с новыми требованиями необходимо выставлять на каждый пост снегоборьбы двух человек независимо от погоды. Хотя бы охрану места работ нужно автоматизировать, а ещё лучше – компьютеризировать.
  Час спустя нам пришлось наблюдать за обточкой крестовин группой путейцев. Передвижная электростанция весом килограммов сто, громоздкая рельсошлифовалка, похожая на катафалк тележка с инструментами. Из-за движения поездов весь этот набор орудий труда приходится уносить с пути, а потом ставить обратно. С периодичностью раз в 20 минут! Да, не мешало бы конструкторам спуститься с небес, от космических спутников, на рельсы путейских будней. Неудивительно, что бригадир Роман Петров, как и начальник ПЧ, на вопрос, что ему больше всего не нравится на железной дороге, ответил: «Отношение к работникам, которым приходится очень тяжело физически».
   Зарплата у бригадира вроде бы неплохая для Пскова – 20 тысяч рублей. Однако часть его подчинённых сбежала: кто в Питере, кто в Пскове более привлекательное занятие нашёл. И в настоящее время Роману приходится работать с монтёрами ОПМС-8. Один из них, Виталий Белов, в позапрошлом году перешёл из Псковской ПЧ в путевую машинную станцию. Как объяснил, из-за более высокой зарплаты. Конкуренция получается…
  Но как бы то ни было, техническое состояние пути на всём полигоне дистанции вполне соответствует движению со скоростью 120 километров в час. Путейцы давно готовы к приёму и пропуску скоростного дизель-электропоезда из Питера. Его, между прочим, с нетерпением ждут жители и Пскова, и Санкт-Петербурга.

  Алмазный фонд
  В фондах нашего музея есть много ценных вещей, документов, фотографий, связанных с историей железной дороги. Но главная наша ценность – ветераны. Это – алмазный фонд.
  Началась наша дружба с совместных обращений в городскую думу с просьбой сохранить за музеем право безвозмездного использования помещения. Равнодушных не было. С тех пор встречи ветеранов в музее стали постоянными. Они нам дарят различные подарки: экспонаты, личные вещи. Среди них даже есть набивное полотенце конца XIX века.
В музее мы организуем праздники, выставки творческих работ. Талантов у железнодорожников очень много. Картины, панно, игрушки, вышивки, кружева. А вдохновительницей этих выставок стала председатель Совета ветеранов Ольга Георгиевна Попова – сама искусная вышивальщица. Наши мастерицы умудряются на одном квадратном сантиметре вышить 15 крестиков! Для школьников проводятся мастер-классы.
  От общения с нашими ветеранами радуется душа. Они полны сил и энергии, любят и ценят жизнь. Доброго им здоровья!
  Татьяна Костина,  хранительница фондов музея на станции Псков

  Железнодорожникам завидуют
  Коллектив станции Псков признан победителем дорожного соревнования по итогам работы в 2008 году. Прокомментировать это событие мы попросили начальника станции, руководителя узловой рабочей группы Анатолия Павловича Бабичева:
  – Все четыре квартала прошлого года мы выходили в победители дорожного или отделенческого соревнования. И признание достижений коллектива в целом за год – как подарок, который мы сделали себе к юбилею станции. Я от всей души поздравляю всех наших работников. Да и Псковский узел в целом дважды в 2008-м занимал первые места в соревновании железнодорожных узлов Октябрьской.
  Основная наша функция – обеспечить подвижным составом грузовые станции региона: Остров, Берёзки, Черёха, Струги Красные, Изборск. В самом Пскове объёмы работы не очень большие: в сутки 15 вагонов погрузки и около 30 – выгрузки. Кризисные явления в экономике в провинции более заметны. Некоторые предприятия в Пскове остановили работу на один-два месяца. Железнодорожники находятся в лучшем положении. Вопрос о сокращениях пока не стоит, обходимся малой кровью, так сказать. Перешли на сокращённый режим рабочего времени. Так что железнодорожникам в городе даже завидуют.
  Никто, конечно, не знает, как ситуация будет развиваться дальше. Но надеемся, что железная дорога будет функционировать всегда. В этот сложный период самое важное, я считаю, – сохранить тесные взаимосвязи, которые сложились у структурных подразделений узла. Движенцы, путейцы, энергетики, связисты и т.д. – независимо от отраслевой принадлежности мы делаем одно дело: обеспечиваем перевозки грузов и пассажиров.
  Псковский узел отличается высокой степенью организации взаимодействия линейных предприятий. Когда-то в Пскове было отделение Октябрьской дороги, потом – подотдел Санкт-Петербург-Витебского отделения. Теперь вот узел. Но в действительности функции наших специалистов выходят за рамки этой структуры. Специалист по управлению персоналом, например, Елена Парамонова ведёт работу по приёму и увольнению работников станций Псковской области. Так же построена работа плановиков и экономистов. Зато есть громадный опыт, квалификация и высокий уровень ответственности. Благодаря этому координация деятельности линейных подразделений, филиалов дирекций нам удаётся лучше, чем другим.


   Не стоит село без храма
  В Карамышево нас повёз председатель объединённого профкома станций Псковского региона Юрий Поварнёв.
  Само село образовалось вокруг станции, которая была построена в 1896 году на землях дворянина Модеста Карамышева. В 2006-м, когда праздновалось 110-летие посёлка, земляки поставили ему памятник. А кроме того, в Карамышево положили основание духовной жизни – восстановили храм во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского.   Посмотреть эту церковь и предложил нам Юрий Поварнёв, ведь железнодорожники считают её почти своей.
  – Все железнодорожные предприятия Пскова помогали строить эту церковь. Привозили строительные материалы, собирали денежные средства, – рассказал Юрий Александрович. – Теперь строительство завершено, но в планах настоятеля отца Сергия ещё и открытие богадельни, центра реабилитации.
  Отец настоятель был в отъезде. Раб Божий, коловший во дворе дрова, любезно открыл нам двери храма и вернулся к своему занятию. Наверное, узнал водителя Геннадия Смирнова, который и возил сюда кирпич, железо, пиломатериалы. В тишине и одиночестве мы смогли оценить благолепие внутреннего убранства. От множества икон разбежались глаза, но всё же свою просьбу и свечку я принесла к святому Иоанну Кронштадтскому. Ведь его называли печальником земли русской. Заступись за народ свой, отче святой!
   20 февраля 2009 года. Газета "Октябрьская магистраль".
 

Первый поезд из Санкт-Петербурга встретили псковичи 150 лет назад

   150 лет исполнилось со дня открытия движения на участке Луга - Псков и прибытия первого поезда из Санкт-Петербурга. Как сообщает официальный сайт Псковских железных дорог, это произошло 23 февраля, а потому этот день считается днём рождения станции Псков и одноимённой дистанции пути.
  В июле 1857 года газета "Псковские губернские новости" писала: "Теперь нельзя не порадоваться вместе с псковичами близости к городу железной дороги и скорости окончания её строительства. Насыпь, как известно, сделана давно от столицы до Пскова. Рельсы и прочее деятельно приготавливаются в разных местах. Мосты строятся день и ночь. Около пересечения "чугунки" с шоссе (Крестовское шоссе, прим. автора) предполагают устроить вокзал для пассажиров, это в полутора верстах от городской заставы, недалеко от военного штаба. Насыпь от Пскова очень широка: на ней могут разместиться два ряда рельсов разъездами".
  Нынешний вокзал станции Псков построен в 1857-1858 годах. Здание первого вокзала впоследствии было перестроено в жилой дом, но не сохранилось. Новый был построен по типу вильнюсского по проекту французского архитектора Пиреля в 1858-1863 годах.
  Помимо того, что 23 февраля отмечается день рождения станции Псков, считается что в этот день из Санкт-Петербурга в Псков прибыл первый поезд. Он отправлялся в 9:00 и 20:00, а прибывал в Псков в 16:35 и 4:00. Из Пскова поезд отправлялся в 9:15 и 23:55, прибывал в Петербург - в 17:15 и 7:55 соответственно.
     25 февраля 2009 года.  Псковское Агентство Информации
 

[Участки дорог] [Общая карта дорог] [Предприятия и учебные заведения] [Расписания] [Дороги узкой колеи]
 [Соавторы проекта] [Музеи] [Библиография] [История обновлений] [Разное
]


© Copyright 2001-2013 URAKIS