|
Что бы мы делали без энтузиастов?
Приятно зайти в
музей Константина Заслонова, что располагается в
Великолукском техникуме железнодорожного транспорта.
ВТЖТ свой юбилей, как известно, отпраздновал в декабре 2002-го. Тогда же и музей обновился практически полностью: сделаны новые стенды и витрины, по-иному стали выглядеть пол, стены и окна. От смены темного фона на светлый комната стала намного наряднее. Новый руководитель музея
О.Дятлова в последнее время активно привлекает к проведению экскурсий (не реже, чем раз в месяц - в основном для школьников) студентов. Один из них - первокурсник отделения "Строительство железных дорог"
П.Куликов - работает уже вполне профессионально.
Все это хорошо, однако как был посвящен музей одному выпускнику техникума - знаменитому партизану
К.Заслонову, - таким и остался. И экспонаты в нем практически те же - лишь обновилась диорама места гибели героя у белорусской деревни Куповать да появилась новая книга. А ведь история техникума куда богаче. Только у бывшего директора учреждения
А.Сергеева давным давно в кабинете хранились старинные альбомы еще по дореволюционному периоду. Их он мечтал сделать экспонатами музея истории техникума, который планировал устроить в здании бывшего детского сада - наряду с созданием в нем спортзала. И хотя для спортзала возвели совсем другое здание - ангар рядом с техникумом, подписать распоряжение об организации нового музея
А.Сергеев так и не решился. Сделал это уже другой директор ВТЖТ -
В.Ойя.
Ту дату Евгений Евгеньевич Чистов (на снимке), до 1998 года 18 лет проработавший заместителем директора техникума по учебно-производственной работе, запомнил точно:
15 августа 2002 года. Именно он оказался наиболее верным приверженцем идеи создания музея, экспонаты для которого много лет собирал... на чердаке своего дома (начинал же сбор материалов бывший директор техникума
С.Яковлев). Попутно осваивал (по книгам) музейную работу. Получив добро директора и тематико-экспозиционный план (его бесплатно составил ученик Чистова Е.Баринов), пустился на поиски средств. Деньгами помогли заместитель начальника Санкт-Петербург-Витебского отделения
С.Харванен, выделивший 72 тысячи рублей, и 15 тысяч - начальник Великолукской дистанции пути
А.Шамов. И Чистов заказал изготовление уникальных выставочно-витринных шкафов на мебельной фабрике. Увы, еще до конца года предприятие успело обанкротиться, так что доделывали музейную мебель мастера уже прямо на месте. Вообще же "прорваться" в бывшее здание садика Евгению Евгеньевичу удалось лишь за пять дней до празднования 100-летия ВТЖТ. Но, собрав всех своих родственников и работая буквально день и ночь, он успел до торжественного открытия закончить одну из комнат.
Оформлена она очень красиво. Вот фотогалерея директоров (не удалось найти фотографии только двоих). Стенды, посвященные выпускникам-героям, - а в техникуме и школе при нем учились трое будущих Героев Советского Союза и трое Героев Социалистического Труда. Отдельные разделы экспозиции рассказывают о выпускниках, ставших Почетными железнодорожниками, видными учеными, преподавателями ВТЖТ. (Кстати, фамилия
Чистов и на стендах встречается не раз - четыре поколения семьи работали в техникуме, всего же с железнодорожным транспортом связали свою судьбу 24 его родственника.) Тут же изготовленные учащимися модели паровозов, вагонов, фотографии видов техникума в разные годы, послевоенный звонок, даже... талоны на комбикорма начала 1990-х. На столе - самое ценное - те самые альбомы из кабинета
А.Сергеева...
Однако и это еще не все, что хотел бы видеть
Е.Чистов в своем музее. Уже в коридоре нас встречает полная фотолетопись создания спорткомплекса, так сказать, от его первого колышка (сам фотографировал). В еще одной просторной экспозиционной комнате висит картина Ю.Прозорова "Комбриг К.С.Заслонов", которая почему-то не нужна музею героя. Здесь же щипцы для пломбировки вагонов, старые фонари, коммутатор... Но главное, для чего
Евгений Евгеньевич готовит комнату: здесь будет чеканное панно Великих Лук начала ХХ века. Виды города он собирает давно, накопил богатейшее собрание открыток и фотографий. Да и с чеканкой знаком не понаслышке, кроме того, намерен найти помощников. Правда, все это еще в планах. До сих пор Е.Чистов занимается музеем в одиночку, причем исключительно на общественных началах: ему, как инвалиду второй группы, так почему-то и не могут найти формы оплаты труда.
Да, что бы мы делали, если бы не было у нас таких замечательных энтузиастов. Ну а всем любителям железнодорожного транспорта старинного города на Ловати и его гостям в ближайшие годы можно сообщить только один музейный адрес: улица Дьяконова, дом 13А, бывший детсад.
А.ОСТРОВСКИЙ Фото автора. Газета
"Октябрьская магистраль" 27 июля 2004
года
|