|
Чему учили в институте
В депо Великие Луки вспоминают хорошо забытое старое
Лишнее оборудование в ремонтном локомотивном депо Великие Луки найти трудно.
Если в 2004–2007 годах на предприятие поставляли всё, что требовалось, согласно
заявкам, то теперь финансирование программы дооснащения базовых депо практически
прекратилось. Однако стенд, который можно убрать, всё же нашли. Теперь
опрессовка и цилиндровых комплектов, и втулок производится на одном стенде. А
раньше работали два.
Оборудование меньше простаивает, расход электроэнергии сократился. Вот тебе и
экономия. Впрочем, второму стенду нашли применение на другом участке – не
выбрасывать же то, что ещё можно использовать, к тому же сделанное собственными
руками.
Метод «Бережливое производство» внедряется на участках ремонта цилиндро-поршневой группы дизеля Д49 и
неразрушающего контроля, а также в
отделении роликовых подшипников. Он подразумевает небольшие улучшения на каждом
участке. Переставить оборудование так, чтобы слесарь мог работать и на одном, и
на другом рабочем месте с минимальными перемещениями. Использовать на
разборочных и сборочных операциях средства малой механизации для сокращения
времени. А в сумме они должны дать некий экономический эффект, ускорить ремонт и
выдачу тепловозов, повысить качество.
Недавно организовали дополнительные позиции для дефектоскопии деталей
шатунно-поршневой группы. В результате значительно сократятся потери рабочего
времени слесарей и высвободятся крайне загруженные грузоподъёмные механизмы, с
помощью которых транспортировались детали после ремонта на участок диагностики и
неразрушающего контроля. Это только два небольших изменения в организации
производства, которые произошли на предприятии с момента внедрения проекта
«Бережливое производство».
– Практически каждому понятно, в чём заключается суть системы, – говорит
начальник производственно-технического отдела Геннадий Балакирев. – Нас ведь
учили в институте, была дисциплина такая – «организация ремонтного
производства». Да если вспомнить, то раньше любой цех проектировался с учётом
наиболее рационального использования производственных площадей, оборудования и
времени работников.
Что значит устранить лишние переходы? Расположить производственные участки в
такой последовательности, как того требует технологический процесс. Очистка –
разборка – дефектация – ремонт – сборка – диагностика – выдача продукции.
Восстанавливается хорошо забытое старое. В Великолукском депо ещё помнят те
времена, когда на предприятии была должность инженера по стандартизации и
качеству, который как раз и занимался вопросами рациональной организации
производственного процесса, контролировал соответствие выпускаемой продукции
принятым стандартам. Потом эта должность показалась кому-то ненужной. А теперь
всё возвращается на круги своя, только под другими именами.
Депо Великие Луки специализируется на ремонте тепловозов серии М-62. В настоящее
время здесь производится подъёмочный (ТР-3) и средний ремонт локомотивов не
только парка Октябрьской дороги, но и Калининградской. Вопросы экономии затрат в
депо и раньше были не на последнем месте. Предприятие давно славится своими
технологиями восстановления изношенных деталей и повторного их использования.
Это, конечно же, намного дешевле, чем покупать новые. Когда к столетию депо
организовали выставку достижений, у гостей глаза разбежались. Столько
номенклатур больше нигде не восстанавливают. Если уж великолучане смогли освоить
сложные технологии возвращения к жизни изношенных деталей, то с простой
перестановкой оборудования и рациональной организацией рабочих мест справятся.
Галина Морозова 2 октября 2009 года. Газета "Октябрьская магистраль".
|